Александр Македонский


Скульптура Александр Македонский

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 268 см. ширина 70 см. глубина 65 см.

Краткие сведения об изображенном

Александр III Македонский (356−323 до н. э.) — Царь Македонии, сын царя Филиппа II и его жены Олимпиады, воспитанник Аристотеля. С античных времен за ним закрепилось прозвище «Великий», однако уже тогда его личность и деятельность оценивали неоднозначно. Подчинил царство Ахеменидов, вторгся в Среднюю Азию, завоевал земли до р. Инд, создав крупнейшую мировую монархию древности. После его смерти империю Александра растащили на удельные государства его военачальники, получившие название диадохи.


Александр Македонский, прозванный Великим, родился в Пелле, на территории Северной Греции, в 356 г. до н.э. Отец Александра, царь Филипп, приглашая для его обучения известного философа Аристотеля, друга семьи, написал такие строки: «Верю, что воспитанный тобой, он сделается достойным наследного трона».

Александр воплотил мечты отца в жизнь, разбив могущественное персидское государство и расширив границы Греции далеко на восток. В личности македонского царя удивительным образом сочеталась внешняя красота и мужественность с сильным характером и целеустремленностью.

Александр, одаренный политик и великолепный организатор, храбрый и мудрый полководец, вошел в историю как один из величайших людей планеты. На протяжении веков многие правители подражали Александру Македонскому: носили пурпурные туники, даже наклоняли голову так, как это делал легендарный завоеватель.

Впервые Александра назвал Великим римский писатель Плавт в конце III в. до н.э., позже это имя встречается в произведениях Цицерона, а еще через столетие — в работах греческих историков.

Юность великого завоевателя

Греческие авторы посвятили молодому Александру, сыну Филиппа, целые тома с рассказами, легендами и преданиями. В одной из легенд говорится, как юный царевич хитростью победил дикого коня Буцефала, в других подробно рассказывается о его образовании. Александр под руководством Аристотеля изучал множество предметов:

— риторику и философию,

— арифметику и геометрию,

— зоологию и медицину,

— географию и историю.

Еще в детстве Александр полюбил поэмы Гомера и знал наизусть всех героев, он с удовольствием читал «Историю» Геродота и трагедии Еврипида, зачитывался стихами греческих поэтов Пиндара и Телеста.

Сразу после смерти отца в 336 году до н.э. Александру пришлось доказывать свою власть и завоевывать авторитет в греческих городах-полисах. Объявив себя вождем эллинов, Александр навел порядок на всей территории Македонского государства, усмирив мятежные Фивы и продав в рабство всех ее непокорных жителей.

Главным планом Александра стало покорение основного врага Греции — Персидской державы. Отправившись в Дельфы и услышав от предсказательницы пифии слова: «Ты непобедим, царь!» — Александр утвердился в своем решении.

Победитель Дария

Александр повел против персидского царя Дария III самое мощное войско древности — около 40 тысяч человек, пехотинцев и всадников. Армия персов имела огромный опыт сражений с греками, обладала дисциплиной и хорошим вооружением. Александр особо подчеркивал национальный эллинский характер войны: битва всех греков против азиатских захватчиков.

Оставив позади Геллеспонт и вступив на азиатскую землю, Александр совершил излияние богам из ритуальной чаши, а затем принес жертвы всем греческим героям, особенно почтив могилу Ахиллеса роскошным венком из живых цветов.

Первая победа на азиатской земле была одержана на реке Граник. Александр, талантливый полководец и хороший стратег, выстроил свою армию вдоль правого берега реки, напротив конницы Дария. Персидская знать, составлявшая большую часть войска, была наголову разбита греками. В храм Афины Паллады отправились персидские доспехи с надписью: «Александр, сын Филиппа, и греки отвоевали это оружие у варваров Азии».

Через год, в 333 г. до н.э. успех Александра был закреплен победой в битве при Иссе. Центральным событием сражения стал удар македонской знати против тяжеловооруженной персидской конницы. Греческие источники единогласно утверждают: «Победа при Иссе и разгром Персии — заслуга царя Александра, принявшего в сражении личное участие в качестве блестящего полководца и мужественного воина».

В 332 году до н.э. был взят порт Тир, и персидский флот перестал существовать, а через год греческое войско разгромило Дария при Гавгамелах. Александр сокрушил Персидскую империю, объявив себя «Царем Азии», а поверженный Дарий бежал в Евфратскую долину.

Александр в Египте

Став победителем Персии, Александр отправился в Египет, дошел до Мемфиса, его столицы, и принес жертвы египетским богам, проявив уважение к местным культам. Египтяне приветствовали греческого царя как избавителя от персидского гнета, и Александр с легкостью встал у власти древнейшего государства.

«Сыном Юпитера» называли египетские жрецы Александра из Македонии, основавшего в Египте первый город своего имени. Александрия была построена на прекрасном месте, в дельте Нила, между Средиземным морем и Мареотидским озером, и быстро превратилась в крупнейший торговый и культурный центр Востока.

Благодаря Александру в Египте наступил новый этап истории — эра Птолемеев, которую ученые называют эллинистическом периодом.

Индийский поход

Во многом легендарный Индийский поход Александра Македонского имел свои причины: великого покорителя персов призвал к себе на помощь царь Таксил, воевавший с властителями могущественного Пенджаба. Битва между македонским войском и армией Пора, царя Пенджаба, закончилась полной победой греков. В этом сражении участвовали боевые слоны, вызвавшие непомерное удивление Александра и всей его армии.

На месте легендарной битвы Александр приказал построить два города: Никею и Буцефал. Первый в честь богини победы, второй — в память павшего в бою верного коня. Александр одержал несколько побед над индийским войском и спланировал поход к Гангу, но не был поддержан греческими воинами.

Эллины больше всего мечтали вернуться на Родину, и Александру не удалось изменить решение большинства даже благодаря своему авторитета. Перед возвращением Александр велел соорудить двенадцать каменных жертвенников размером с крепостные башни и посвятил их греческим богам.

Смерть Александра Македонского

Обратный путь оказался гораздо тяжелее, чем ожидал Александр. В непроходимых песках застряли повозки с продовольствием, на людей напала лихорадка. Добравшись до Суз, Александр объявил многодневный отдых. Македонский царь, желая объединить греков с персами, заключил между ними большое количество браков, а сам женился на старшей дочери Дария — Статире. Войско пополнилось храбрыми персидскими воинами-наемниками.

Александр сумел начать культурное и торговое сближение Запада и Востока, уменьшить взаимную неприязнь между греками и представителями азиатских народов. Десять тысяч ветеранов македонской армии, получив жалованье и подарки от Александра, вернулись на родину. В покоренных им городах возводились храмы, строились дороги, поощрялись исследования ученых. Александр мечтал сделать культурным центром новой огромной державы древний Вавилон, исследовать на кораблях Каспийское море, но мечтам не удалось осуществиться.

Однажды на пиру Александр почувствовал себя плохо и вскоре умер, успев попрощаться со своими верными воинами. Приближенные спросили Александра, кому он передаст власть, и он ответил: «Достойнейшему». Летом 323 года до н.э. великого полководца не стало, его царствование длилось 13 лет, а самому царю было всего 32 года.

Прах Александра был помещен наместником Египта Птолемеем на золотую колесницу и погребен в специально построенном храме. После смерти Александра Македонского его государство распалось сначала на десяток царств под началом его полководцев-диадохов, а затем на три могущественных державы: Египет Птолемея, Македонию под управлением династии Антигонов и Сирию под властью Селевкидов.

Образ Македонского в искусстве

Еще при жизни у Александра на службе состоял личный скульптор Лисипп, создавший несколько статуй македонского царя. При раскопках в Помпеях археологи обнаружили мозаику I в. до н.э., изображавшую битву на Иссе. В XI-XIII вв. на Руси было распространено изразцовое искусство, одним из самых популярных сюжетов стало «Взятие Александром Македонским града Египта».

Размах завоеваний полководца, мощь его личности нашли отражение в картинах многих художников. Можно сказать, что мастера разных стран и эпох проиллюстрировали события жизни Александра Македонского, особенно известны следующие картины:

— «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием при Иссе» Альбрехта Альтдорфера (1529);

— «Семья Дария перед Александром» Гаспара Дизиани (1740);

— «Александр Македонский и Роксана» Пьетро Ротари (1760).

— «Александр перерубает гордиев узел» Жан-Симона Бертелеми (1767);

— «Александр Македонский перед Диогеном» Ивана Тупылева (1787);

— «Александр и Буцефал», Эдгара Дега (1862);

Рембрандт и Рафаэль Санти создали великолепные портреты полководца, отражавшие характерные черты его личности — силу характера, целеустремленность, честолюбие.

Работы с изображением Александра Македонского выставлены в лучших музеях мира, образ великого завоевателя античности стал своеобразным символом на его родине, в области Македония на севере современной Греции.


От автора

Уверенная поза прославленного завоевателя демонстрирует непоколебимую решимость и твердость убеждений. Шаговое движение приостановлено, но не так чтобы полностью подчинить фигуру статике и покою. Широкая постановка, максимально растянутая диагональ — от выставленной вперед и в сторону ноги до поднятой в победном взмахе руки, вторящие ей косые складки одежд, волевое лицо не оставляют сомнений в динамической внутренней сущности образа. Но в его утвердительности нет и тени абсолютного идеального величия, напротив образ несет печать тех сомнений, с которыми уже современники относились к личности Александра Великого. Известно, что одни объясняли его успехи простым везением, другие божественным происхождением или иными заслугами предков и окружения, а некоторые находили в них исход мятущейся души, одинокой и неприкаянной. Македонский изображен в простом небрежно подпоясанном хитоне, сандалиях со щитками — кнемидами, без богатого обмундирования, регалий власти, но ему оставлен царственный знак — шлем в виде оскаленной львиной головы. Своеобразие трактовки довершает необычный жест воздетой руки, пальцы которой сложены латинской буквой V -общепринятым ныне знаком победы. Сомнительно, чтобы в эллинистические времена греки пользовались символами (если таковые и были) чужой, даже враждебной культуры. Скорее такое наложение эпох и культур следует воспринимать как сознательную и, возможно, ироничную игру понятиями, продиктованную желанием выстроить вневременной, но не абсолютизированный, классический и одновременно бытийный образ.


Источники:

  1. Александр Великий в легендах и исследованиях Востока и Запада. М., 2002.
  2. Беккер К. Мифы Древнего мира. Саратов, «Надежда», 1995.
  3. Вейс. История цивилизации. Т.1. Классическая древность. М., 2000.
  4. Гегер О. Всеобщая история. Т.1.Санкт-Петербург, 1904.
  5. Грималь П. Цицерон и его время. М., 1991.
  6. Шифман И.Ш. Александр Македонский. Л., «Наука», 1988.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы