Бронзовые скульптуры на заказ Емельян Пугачев


Материал: бронза, дерево

Размеры: 117х70х75

 

Краткие сведения об изображенном

ПУГАЧЕВ ЕМЕЛЬЯН ИВАНОВИЧ [около 1742 — 10(21).1.1775] –  донской казак, участник Семилетней (1756—63) и русско-турецкой (1768—74) войн, хорунжий. В 1773 объявил себя императором Петром III и поднял восстание яицких казаков, которое стало началом Крестьянских войн 1773—75, называемых по имени предводителя пугачевщиной. В ходе войн выявились необычайная энергия П., его отвага, природный ум, незаурядное полководческое дарование и организаторские способности. 8 сентября 1774 арестован в заволжских степях заговорщиками, которые выдали его властям. Казнен в Москве на Болотной площади по приговору Сената, утвержденному Екатериной II.

Скульптура неординарна по соединению традиционной формы выражения искусства – пластики человеческого тела - и материальной атрибутики, получившей почти самодостаточное значение. Известно, что от места проведения предварительного следствия в Яицком городке (ныне Уральск) и Симбирске (ныне Ульяновск) Пугачев был доставлен под конвоем, ведомым А.В. Суворовым, в деревянной клетке. Эта клетка, выполненная настолько осязаемо, что граничит с брутальным веризмом, становится одним из самых выразительных художественных элементов произведения. Ее нерушимая массивность, угнетающая теснота обостряют трагедийные интонации образа. В то же время, заключенная в ее пределы могучая фигура Пугачева выражает не столько безысходность положения, сколько волевой импульс, идущий изнутри его страдающей, но все-таки героической личности. Тело, скрученное в тугую спираль, готовую, но не способную в силу принудительной ограниченности пространства распрямиться, исполнено мощной энергетики. Противонаправленные композиционные оси фигуры в совокупности с линиями клетки задают сложную ритмику, когда круговой обход скульптуры становится просто необходим для получения адекватного впечатления. Ведь каждая новая точка обзора открывает иной оттенок смысла, иную грань противоречивого образа Пугачева – то героически-утвердительную, то страдательную, то протестную, то угнетенную. Руки, стянутые узлами толстой веревки, выходят за границы огороженного клеткой пространства, словно желая и не находя выхода из сложившихся драматических обстоятельств. Поворот головы открывает зрителю лицо, устремленное в поиске света, глаза, полные тревоги и надежды, раскрывая сложные смыслы предстоящей прощальной сцены перед казнью, когда Пугачев крестился и, обращаясь к Богу и народу, испрашивая прощения.

Станковая скульптура «Емельян Пугачев», созданная И. Коржевым в 1995-1997 годах, является плодом раздумий автора об истории русского народа. Его «Емельян Пугачев» - и конкретный, и собирательный образ тех людей, которые в моменты сильнейшего гнета со стороны власти вставали и возглавляли те народные массы, которые уже не могли не восставать, жертвуя и всем, что у них было, и собственными жизнями. При том, что это современная скульптура, в ней видна реалистическая школа автора. Скульптор смог вложить в фигуру ту мощь и энергию народа, который, уже будучи схвачен и закован, на пороге жестокой казни осознает и не отступает от желания свободы и изменения действительности. Автор скульптуры перед началом работы долго изучал всю документацию и художественную литературу и о фигуре Пугачева, и о состоянии общества, задаваясь вопросом: «Почему будучи столько раз разбитым, народное войско так быстро обрастало новыми людьми, готовыми идти на смерть?» Немного идеализировав фигуру руководителя народного восстания, автор скульптуры вложил в его образ свое видение русского народного духа.