Кокетство


Скульптура Кокетство

  • Материал: керамика
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 25 см. ширина 18 см. глубина 12 см.

Краткие сведения об изображенном

Кокетство — флирт, заигрывание, вызывающая манера поведения, направленная на возбуждение интереса к себе. Это сильное средство психического воздействия заставляет богато работать воображение и требует применения целого арсенала поведенческих средств — поз, жестов, взглядов, мимики, тембра голоса.

Скульптура из подкрашенной терракоты привлекает изящной игрой линий, озорным развитием ритмов, вполне позволительным в столь завлекательно-легковесной сюжетной линии. Диагональные переходные движения осей, вызывающие ощущение легкого покачивания, настраивают на беззаботный лад. Точно найденные жесты позволяют сидящей фигуре пребывать в постоянном движении, и даже упоры рук и ног — скорее скользящие, чем жестко-структурные, отклонены от утвердительной вертикали. Склоненная на бок голова позволяет кокетливо провиснуть прядям волос. Трепетная взрыхленная фактура богата световыми эффектами, передающими трепетание и шелест тканей с их тяжело провисающими складками. Кажется еще немного — и зазвучит манящая мелодия голоса. Лишь маловыразительное лицо молодой женщины остается практически вне всей этой веселой и шумной забавы. Маска неулыбчивости диссонирует с игривостью ситуации, привнося двусмысленную неопределенность и даже некоторый надрыв в этот на первый взгляд исключительно занимательный образ.


Кокетство в жизни и в искусстве

Люди восхищаются добродетелью, но покоряет их кокетство.
Мария Д’Арконвиль (1720−1805), французская писательница

Игра мимики, жестов, слов, особенный вкрадчивый тембр голоса, якобы случайные легкие прикосновения: все это — «инструменты», которые мы используем флиртуя, заигрывая друг с другом.

Люди кокетничают, чтобы обратить на себя внимание, выразить свое расположение к другому человеку. У одних кокетство в крови, а флирт — неотъемлемая часть их существования, своеобразный допинг, без которого жизнь кажется серой, обесцвеченной, другие кокетничают неуклюже, неловко — таким людям трудно раскрываться перед другими.

Как заметил классик, величайшее чудо любви заключается в том, что она излечивает от кокетства. Однако оно не обязательно перерастает в нечто большее: иногда флирт так и остается флиртом, приятной для обоих игрой, способом преодолеть обыденность, а порой и повысить самооценку.

К многогранной теме кокетства обращались многие деятели искусства, раскрывая ее на своих полотнах, в литературных и кинематографических произведениях. Посмотрим, кому удалось наиболее достоверно отразить тему флирта в своем творчестве.

Кокетство в живописи

В наследии многих живописцев есть любопытные полотна, на которых запечатлены кокетки — флиртующие красавицы, юные и зрелые, невинные и жеманные.

Полотно итальянского художника Эжена де Блааса, творившего в стиле академического классицизма, так и называется — «Кокетки» (1904). На глазах зрителя разворачивается милая жанровая сценка: молодой человек заигрывает с двумя девушками. Одна кажется смущенной, вторая, напротив, оживлена. Легкое настроение картины подчеркивает выбранная живописцем пастельная цветовая палитра.

Кокетка французского мастера Винсента Видаля не нуждается в чьем-то обществе. Девушка настолько очарована собой, что целует… собственное отражение в зеркале. Это необычное полотно 1846 года можно увидеть в Эрмитаже.

Совсем иное настроение передал итальянский художник-натуралист Бернардо Строцци. Его картина 1637 года «Аллегория бренности (Старая кокетка)» знакомит нас с увядающей, но не утратившей женскую привлекательность дамой. Время властно над нашими телами, но не душами: кокетка не изменяет себе даже в зрелом возрасте — обнажает пышную грудь, носит замысловатую прическу, изящно держит розу двумя пальцами. Это истинная женщина, красоту которой подчеркивает каждая любовно написанная художником деталь: струящаяся лента, массивные серьги и браслет, перо в волосах как финальный штрих для завершения образа синьоры, которая не желает стареть.

Впечатляет и работа Клода Моне 1876 года «Камилла в японском костюме». Это декоративное полотно мастер создал исключительно из коммерческих соображений, поэтому и выбрал актуальную для современной ему Франции японскую тематику.

На картине изображена жена художника Камилла Донсье в алом платье в японском стиле с узнаваемыми восточными мотивами. Модель кокетливо смотрит на художника и зрителя, обмахиваясь веером — непременным атрибутом «профессиональных» соблазнительниц. «Воздушное» настроение поддерживают и другие колоритные веера, украшающие стену. Картина воспринимается легко и притягивает взгляд: таким образом, кокетке удается добиться своего — заставить собой восхищаться.

Кокетство в литературе

Обратимся к кокеткам из мира литературы и увидим, какие приемы и сюжеты использовали авторы для создания ярких запоминающихся образов.

Начнем с одного из ключевых персонажей романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — очаровательной Ольги Лариной. Классик называет героиню милой, как поцелуй, и уточняет, что все при ней — и «локоны льняные», и движения, и голос. Поэт мастерски создал образ идеальной красавицы, девушки без единого изъяна. Однако именно эта безупречность, как ни парадоксально, отталкивает главного героя: Ольга видится ему не способной на глубокое чувство.

Увы, чрезмерное кокетство не доводит до добра. Доказательство тому — образ Эмилии де Фонтэн, созданный Оноре де Бальзаком.

В произведении «Загородный бал» французский писатель-реалист рисует портрет юной красотки, очаровавшей как нищего юношу по имени Максимилиан, так и состоятельного старика, за которого в итоге выходит замуж. Отвергнутый молодой человек в результате становится зажиточным виконтом, а тщеславной Фонтэн остается лишь сокрушаться о прошлом и сетовать на заблуждения юности.

А вот и кокетка поневоле, героиня романа современной французской писательницы Мюриель Барбери «Элегантность ежика». На глазах зрителя происходит чудесное перевоплощение нелюдимой немолодой консьержки Рене во влюбленную молодую девушку. Всему виной — новый жилец дома, где она трудится вот уже двадцать лет, японец-интеллектуал, сумевший увидеть в «ежике» не только прислугу.

Изначально Рене отрицает всевозможные «женские штучки»: она живет лишь книгами и мечтами в компании верного друга — кота по имени Лев. Но любовь творит чудеса, и мы видим помолодевшую консьержку с новой стрижкой и в изящном платье, которая, не чуя под собой ног, стучится в дверь нового знакомого. Ему было суждено сделать Рене счастливой — правда, на считанные мгновения… История их любви — пример того, как кокетство переросло в серьезное и драматичное чувство.

Кокетство в кинематографе

Любопытно наблюдать и за кокетками из мира кинематографа, чье «мастерство» мы можем оценить, сидя у голубых экранов.

Вспомним очаровательный фильм Генриха Оганесяна «Три плюс два» 1963 года. В основе сценария комедийной ленты — пьеса «Дикари» Сергия Михалкова. Несмотря на то, что картину представили зрителям более полувека назад, она смотрится живо и с интересом — как первый раз. Зрители не устают наблюдать за развитием отношений героев — молодых людей, задумавших отдохнуть дикарями на берегу Черного моря. Не желая уступать друг другу уютное место для стоянки, парни и девушки делят «лагерь» на две части, мужскую и женскую, и затевают шуточную войну, которая незаметно для всех перерастает во влюбленность.

Пытаясь создать друг другу невыносимые условия для отдыха, герои начинают заигрывать друг с другом. «Робинзоны» сбривают усы и бороды, а девушки делают все возможное, чтобы остаться с избранниками наедине.

Картина держит в напряжении с первого до последнего кадра, во многом благодаря виртуозной игре Натальи Кустинской и Натальи Фатеевой, Андрея Миронова и Евгения Жарикова, Геннадия Нилова. «Три плюс два» — красивая сказка со счастливым концом, сказка, которой так не хватает в реальной жизни.

Совершенной иной колорит у картины Романа Полански «Горькая луна» 1992 года. Это глубокий мелодраматичный фильм о флирте, перетекающем в бешеную страсть, а затем в ненависть.

Герои фильма — пожилой и тяжело больной писатель Оскар и его молодая супруга Мими. Пара познакомилась в автобусе, когда ему было под 40, а девушке — слегка за 20. Вспыхнувшая между мужчиной и женщиной страсть довела их до саморазрушения. Одна из ключевых сцен этой пронзительной ленты — страстный танец кокетки Мими, танец соблазнительницы, одержавшей верх над мужчиной. Зрителю передается невидимая дрожь, сотрясающая влюбленных — дрожь, которая в итоге привела к помешательству и трагической развязке.

Замечательна экранизация произведения Пушкина «Барышня-крестьянка» 1995 года режиссера Алексея Сахарова. И снова перед нами кокетка — молодая дочка помещика Лиза Муромская, которая шутки ради наряжается крестьянкой и флиртует с молодым барином — Алексеем Берестовым.

Интрига заключается в том, что Лизе приходится играть роль неграмотной девушки, заново учиться писать и читать, одеваться в простое платье. И в этом непривычном для нее образе она очаровательна: милые приемы юной кокетки заставляют улыбаться и желать героям скорейшего воссоединения и счастья, которое с легкого пера Александра Сергеевича ждет их в конце.

Так будем и мы флиртовать и заигрывать друг с другом, помня, что наш мир — театр, а люди в нем — актеры. Главное — играть свою, а не чужую роль, и всегда быть искренним, как по отношению к другим, так и к себе самому.


Использованная литература:

  1. Жукова А.А. Как читать и понимать шедевры импрессионизма. Издательство АСТ, Москва, 2020.
  2. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Издательство Эксмо, Москва, 2021.
  3. Оноре де Бальзак. Собрание сочинений в 24 томах. Издательство Правда, 1960.
  4. Барбери Мюриель. Элегантность ежика. Азбука, Санкт-Петербург, 2021.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы