Муза живописи

Скульптура Муза живописи

Женщины, дарящие вдохновение

Никогда не удастся природе создать женщину столь совершенную во всем, какую рождает резец, кисть и пламенная душа вдохновенного художника.
Пьер Брантом де Бурдей, французский военный деятель.

Истинный художник находит вдохновение во всем: в окружающем его мире, личных переживаниях, творениях других гениев. Но у каждого большого мастера обязательно есть своя Муза — как правило, прекрасная дама, чей образ появляется на его лучших полотнах, а его самого заставляет творить…

Ботичелли и Веспуччи

Блистательная Симонетта Веспуччи, супруга Марко Веспуччи и возлюбленная Джулиано Медичи, была Музой великого Сандро Ботичелли и первой красавицей итальянского Ренессанса. Безответно влюбленный в нее художник увековечил прелесть этой трогательной юной девушки на своих лучших полотнах: она позировала ему для «Рождения Венеры», «Поклонения волхвов» и «Весны».

История распорядилась так, что Симонетта никогда не увидела работу Ботичелли «Рождение Венеры»: художник закончил ее 9 лет спустя после кончины девушки. Она умерла от чахотки в возрасте 23 лет. По завещанию художника, его похоронили рядом с ней в церкви Всех Святых во Флоренции через 34 года после ее смерти.

Караваджо и Филида

Музой Караваджо, итальянского живописца-реформатора XVII столетия, крупнейшего мастера барокко, была простая куртизанка Филлиде (Филида) Меландроне родом из Сиены.

В юном возрасте она перебралась в Рим и стала проституткой в возрасте 13−14 лет. Филида обреталась в неблагополучном районе, однако была образована, чем привлекала респектабельных господ.

Караваджо вдохновила эта женщина: он создал огромное количество полотен, на которых осмелился представить куртизанку в образах христианских святых, например, Екатерины Александрийской, Марии Магдалины. Мастер покровительствовал своей Музе, и, вероятно, их отношения носили интимный характер. Развязка этой истории оказалась трагической: Филида связалась с неким Рануччо Томассони. Узнав об их связи, ревнивый Караваджо убил соперника.

Несмотря на, мягко говоря, специфический род занятий, Филида заняла приличное место в обществе и даже усыновила ребенка. Ее не стало в 1681 году: Муза Караваджо скончалась в возрасте 37 лет.

Шагал и его Белла

История любви удивительного художника из Витебска и его Музы, прекрасной Беллы, нашла отражение в его обаятельных, чуть наивных картинах. Всем нам знакомы парящие в воздухе фигуры влюбленных, в которых легко узнаются Марк Шагал и дама его сердца.

Бася-Рейза Розенфельд была родом из состоятельной семьи ювелира-еврея, но это не помешало ей влюбиться в практически нищего молодого человека «со странными широкими глазами» и остаться с ним на долгие тридцать лет.

Она так же, как и Марк, родилась и выросла в Витебске. Белла училась в еврейской школе, Витебской Алексеевской женской гимназии и на историко-философском факультете Московских высших курсов.

Знакомство с художником произошло в 1909 году, а в 1915 влюбленные поженились.

С тех пор Марк и его Муза были неразлучны: они вместе перебрались в Москву, затем в Берлин, Париж, путешествовали по Палестине. Любящая Белла была не только преданной женой художника, но и его ассистентом — она перевела на французский язык книгу Шагала «Моя жизнь».

Марк писал, что рядом со своим Ангелом он ощущал невероятный покой и невесомость, что отражалось в его картинах. А о знакомстве с Беллой он вспоминал: «На бледном лице сияют глаза. Большие, высокие, черные! Это мои глаза, моя душа… И я понял: это моя жена».

К сожалению, их счастье прервала болезнь: в 1944 году Белла скоропостижно скончалась в США — либо от сахарного диабета, либо от стрептококковой инфекции.

После ухода своей Музы Шагал не мог писать на протяжении 9 месяцев: он повернул мольберты эскизами к стене. И лишь некоторое время спустя художник создал посвященные ей полотна «Свадебные огни», «Рядом с ней», «Одиночество».

Дали и Гала

История Елены Дьяконовой, иначе — Галы, родом из Казани весьма занимательна. Эта роковая для Сальвадора Дали женщина была супругой поля Элюара, знаменитого французского поэта, с которым она познакомилась в санатории, где лечилась от туберкулеза, а также любовницей художника-авангардиста Макса Эрнста.

В 1929 году Гала с супругом нанесли визит начинающему художнику из Каталонии Сальвадору Дали, который был младше ее на целых 10 лет. Разница в возрасте не помешала их любви, вспыхнувшей внезапно, как молния.

В 1934 году влюбленные поженились. С тех пор Гала стала единственной моделью-женщиной для живописца. Он черпал вдохновение в ее образе, представляя любимую как современную икону, обожествляя ее, называя «победоносной богиней». В свою очередь Гала стала для Дали кем-то вроде бухгалтера и секретаря и помогла ему наладить финансовое положение.

Художник был буквально одержим этой эксцентричной дамой, считая ее причиной всего хорошего, что происходило с ним в жизни. Он писал, что достаточно было лишь одного взгляда его обожаемой супруги, чтобы его «параноико-критическая активность упорядочилась».

Однако счастью не суждено было длиться вечно: Гала старела, ее непростой характер все чаще давал о себе знать. Муза Дали запаниковала: ее молодые любовники стремительно сменяли друг друга, она делала недешевые пластические операции и, по слухам, даже запирала художника дома, чтобы он работал без остановки и приносил доход.

В 1969 году живописец подарил супруге замок Пуболь, таким образом сдержав данное прежде обещание. Гала поселилась там одна, а Дали получил право посещать супругу исключительно по письменному уведомлению. Они получали удовольствие от столь странных отношений: сумасбродному художнику нравилось добиваться встречи со своей королевой.

В 80-х физическое состояние супругов резко ухудшилось: Дали впал в депрессию, а 85-летняя Гала вымещала всю накопившуюся агрессию на муже. Доходило и до драк, причем бывшие влюбленные наносили друг другу серьезные увечья.

Гала скончалась в 1982 году после падения и перелома шейки бедра. Дали не мог смириться с ее уходом и признавался: «Она незаменима. Я останусь одиноким».

Модильяни и Жанна Эбютерн

Роскошная парижанка Жанна Эбютерн была не только музой нескольких живописцев, в частности, Амадео Модильяни, но и одаренной художницей.

Она родилась в католической семье, входила в круг художников Монпарнаса, позировала Цугухару Фудзиту и училась в академии Коларосси.

Знаковая встреча Жанны с Амадео Модильяни произошла в 1917 году. Роман с харизматическим художником быстро перерос в страстную и прочную любовную связь. Эбютерн переехала в его дом, несмотря на возражения родителей, и вскоре стала главной моделью и темой творчества живописца.

В 1920 году Модильяни «сгорел» от туберкулезного менингита. К счастью, Жанна успела родить художнику дочь. Обезумев от потери любимого, на следующий день после его смерти Эбютерн выбросилась из окна.

Пикассо и Ольга Хохлова

Художник познакомился с 26-летней русской балериной Ольгой Хохловой, когда она выступала в труппе Дягилева: там Пикассо трудился декоратором. Влюбившись в танцовщицу, он увез ее в Барселону, где познакомил с семьей.

В 1918 году Пикассо и Хохлова обвенчались в Париже. По настоянию художника Ольга прервала карьеру балерины. В 1921 она подарила мастера сына Пауло.

Этот брак можно было назвать счастливым: влюбленные вращались в высшем обществе Франции, постоянно были на людях. В этот счастливый период Пабло создал множество портретов жены и любимого сына.

Однако в 1927 году их брак дал трещину — Пикассо завел роман на стороне. Узнав об этом, Ольга ушла от мужа и подала на развод. Бывшая балерина скончалась в Каннах в 1955 году от рака. Пабло не пришел на ее похороны, сославшись на то, что трудится над новым полотном…

Великие художники не всегда были благосклонны к своим Музам. Зачастую им приходилось жертвовать счастьем ради создания гениальных произведений, которые будут жить вечно.


Источники:

  1. С.В. Зарницкий. Ботичелли. Молодая гвардия, 2007.
  2. Рейн-Мари Пари. Камилла Клодель. Иностранная литература, 1998.
  3. Бирман Жюли. Пикассо. Графическая биография. Манн, Иванов и Фербер, 2018.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы