Скульптура
/
Отверженный


Изготовление скульптуры Отверженный


 

Материал: гипс

Размеры: 12х8х19

Живая эмоциональность лепки приближает эту скульптуру к этюдной пластике. Степень проговоренности формы оказывается вполне достаточной для сложения убедительного образа изгоя, отверженного с учетом всей многозначности понятия. Особенность композиционного решения заключается в соединении разных фаз движения и жестов, соответствующих различным позам – от опрокидывания до заваливающейся и, наконец, вновь приподнимающейся фигуры. Круговой обход дает сумму видов, соответственно и смены эмоциональных состояний персонажа. То это растерянность, то страх, то надежда, то тревога, то смирение… В любом случае остро ощущается неординарность, сила духа и внутреннее напряжение отверженного человека, что не позволяет считать его просто упавшим или, скажем, раненым, больным. Выразительности образу добавляет пластика форм – сложная посадка головы на вытянутой шее, почти обездвиженные ноги, упоры больших рук с едва намеченными кистями. Вообще детали (одеяние, аксессуары) решены весьма сдержанно. Обращенное в пространство лицо также практически не разработано, и в его «стертой» индивидуальности есть ощущение маски, но не скрывающей личность, а возводящей образ к высотам имперсонального звучания.

 

 

Краткие сведения об изображенном

ОТВЕРЖЕННЫЙ – изгнанник, изгой, пария, отщепенец, сбившийся с пути. Категория, определяемая местом индивида в системе межличностных отношений. Однако для религиозной ментальности понятие «отверженности»  нередко связано с избранностью и праведностью личности (Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Моисей, Самуил и др.). Не случайно к отверженным относились и юродивые, нередко канонизированные после смерти. Кроме того, сказано: «Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Царств, 14:14).