Перес-Тройка

Материал: керамика

Размеры: 28×46×12

Время перестройки можно считать эпохой социокультурного эклектизма. Прежний монизм общественной модели, с «руководящей и направляющей» ролью партии (КПСС) постепенно уходил в прошлое. Освободившееся пространство занимали отвергнутые ранее великодержавные идеи, а также всплывавший на поверхность идеологический мусор. Вся эта ментальная накипь бурных перемен нашла отражение в представленной группе из трех разрисованных торсов. Самый основательный и широкий торс выделяется вписанным в очертания раздутого живота гербом бывшего Советского Союза. Здесь же запечатлены прочие эмблемы государственного строя — от Кремля до профиля Сталина. Изображения на героизированном торсе атлетического сложения посвящены монархическим славянофильским идеям (двуглавый орел, Георгий Победоносец, воинская арматура и т. п.). Торс изможденного мужчины со впалой грудью свидетельствует о его лишениях, чахоточных страданиях, недоедании, неустроенности, и напоминающие тюремные наколки рисунки вполне адекватны создаваемому образу. Тонировка торсов построена на оттенках одного, теплого землистого цвета, и графичные изображения на их поверхности между собой соразмерны. Опыт соединения несовместимого удачен именно благодаря пластическому решению — три рядоположенных объекта в нерасторжимом единстве и самоценной раздельности. Знаковая триада отличается трагикомизмом образа в целом.

Краткие сведения об изображенном

ПЕРЕСТРОЙКА — понятие, выразившее идею необходимости перемен и их реальное осуществление в СССР во второй половине 1980-х годов в сторону большей открытости, демократизации, экономической эффективности. Актуальная триада звучала как «перестройка, демократия, гласность». Многократно обыгранное в городском фольклоре трио сопрягалось и с гоголевской «птицей-тройкой», и с правящей политической верхушкой, и даже с комической троицей антигероев советского и российского кинематографа — Трусом, Балбесом и Бывалым.