Жанна Д'Арк


Скульптура Жанна Д’Арк

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 103 см. ширина 20 см. глубина 30 см.

Краткие сведения о памятнике

Жанна Д’Арк (ок. 1412−1431) — святая, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне, национальная героиня Франции, прозванная Орлеанской девой. С 13 лет имела видения, внушившие ей мысль о призвании на подвиг спасения короля и Франции. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена духовным судом в Руане как еретичка и колдунья и сожжена на костре. Впоследствии реабилитирована и причислена католической церковью к лику святых.

Строгая колоннообразная форма статуи продиктована убежденностью автора в примате силы духа, способного жить в скованном теле. Привычный героизированный типаж воительницы отступает перед образом великомученицы, которой по сути была Жанна Д’Арк, свято верившая в высшее предначертание собственной миссии по спасению Франции. Утвердительная вертикаль фигуры с прижатыми руками, поддержанная строгой линией столба, к которому она привязана, заключает в себе скрытую символику оси мира — понятого здесь как духовный стержень бытия. Поясняющим моментом служит крест, сложенный из двух простых перекрещенных веточек, который Жанна сжимает в скованных руках. Не отрекаясь, но упорствуя, она отстаивает свою правоту, ищет поддержки, но уже не перед толпой, а перед Всевышним, к которому обращено ее лицо. Лицо — единственно отклоненное от строгой вертикали общей композиции, своей чистотой, ясностью проработанной формы отличается от напряженно эмоциональной лепки целого, как бы противостоя судорожности погибающего тела и являя свет и силу духа. Скупая подцветка, похожая на выгоревшие краски средневековой скульптуры, служит более эмоциональной и яркой аллюзией на смутные времена прошлого, чем предметные поленья и хворост.


Жанна д’Арк — пример женского героизма

Одной из самых неоднозначных фигур, демонстрирующих женский героизм, является француженка Жанна д’Арк. Ее пример вдохновил многих женщин на такие подвиги, которые не всегда оказывались по плечу мужчинам, особенно в сложные времена продолжительных войн, вызывающих апатию и равнодушие даже у самых сильных личностей.

Жанна родилась 6 января 1411 или 1412 года в Домреми (Лотарингия), в семье бедных крестьян. Родители не могли позволить себе дать ребенку элементарное образование. Девушка осталась неграмотной. Тем удивительнее роль, которую она сыграла в истории Франции. Булла о беатификации называет ее и ее жизнь «одним чудом».

Осознание своего предназначения

С 13 лет жизни Жанну преследовали внутренние «голоса» и видения, в которых она слышала призывы к совершению сверхъестественных поступков. Во сне ей являлся Святой Архангел Михаил, святые великомученицы Екатерина и Маргарита Александрийская. От них Жанна узнала о трагическом положении родины и о своей миссии. Под влиянием этих духовных переживаний в 1428 году семнадцатилетняя Жанна включилась в борьбу за освобождение Франции, оккупированной английской армией.

Ошеломленная верой в то, что она олицетворяет волю Бога, и пророчеством, что возглавит народ и будет вести освободительную войну от его имени, она убедила в этом своего дядю Дюранта Лаксарта. Вместе с ним она пошла к командиру соседнего гарнизона в Вокулер. Жители этого города собрали деньги и купили для нее мужские доспехи, оружие и лошадь. Под давлением жителей командир допустил в свою армию девушку. Он также сопровождал Жанну к королю Карлу VII, который в то время находился в Шиноне.

Историческая ситуация

Это был критический момент для Франции в Столетней войне (1337−1453 гг.). После победы английской армии в Азенкуре (1415 г.) и благодаря помощи бургундской стороны, вступившей в союз с англичанами, был заключен Тройский договор (1420 г.), который гарантировал переход французского престола английскому королю Генриху V. Когда Карл VII вступил на престол после смерти своего отца и Генриха V (1422 г.), его власть охватывала только часть Франции. В трудной ситуации королю помогал патриотизм французского народа, страдавшего от английских захватчиков.

Начало священной миссии

После того, как духовенство из Пуатье подвергло Жанна испытаниям и признало ее миссию, девушка получила доспехи, знамя с лозунгом «Иисус и Мария», и ей было позволено отправиться с отрядом в несколько тысяч человек на битву с врагом. В мае 1429 года, во время сражения за Орлеан, Жанна (с тех пор также называемая Орлеанской девой) вдохновляла своих соотечественников на борьбу и тем самым решила исход войны. После этой битвы англичане покинули долину Луары. Жанна снова пошла к королю и убедила его отправиться в Реймс и выполнить свой долг и занять трон. Это произошло 17 июля 1429 года. Жанна оказалась на пике своей славы. К ней обращались с просьбами и письмами, король хотел сделать ее знатной дамой и осыпать дарами. Жанна, однако, предпочла оставаться простой девушкой. Отказавшись от богатства и почестей, она попросила только одну награду — чтобы жителей ее деревни освободили от уплаты налогов.

Пленение, суд и приговор

Весной 1430 года Жанна приняла участие в схватке под Компьене. Там ее взяли в плен бургундцы. Они продали французскую патриотку за 10 000 золотых франков (в то время это была огромная сумма) англичанам, которые созвали церковный трибунал и отдали ее под суд в Руане. Оказавшуюся не в состоянии объяснить свою миссию Жанну обвинили в сговоре с дьяволом. Ее видения, голоса и откровения объявили влиянием сатаны. То, что она использовала мужские военные доспехи судьи сочли оскорблением норм христианской морали. Жанна была приговорена к смертной казни по обвинению в колдовстве и ереси. Голоса и откровения, которые она слышала, были объявлены ложью. Жанна подала апелляцию на приговор к Папе Римскому, но это оказалось безрезультатным. Тогда Жанна подписала признание, чтобы облегчить свою участь. Но и это ее не спасло. Переданная светским властям, она была приговорена к смерти и сожжена на костре 30 мая 1431 года.

Продолжение подвига

Мы никогда не узнаем, что происходило в душе Жанны, находящейся в тюрьме, за последние несколько десятков часов до казни. Мы можем только утверждать, опираясь на свидетельства современников, что тогда она поднялась до самой высшей ступени героизма, но уже не воинскогого, а духовного. Теперь она была готова отдать свою жизнь не только за свободу родных, страны, но и за истину.
Жанна д’Арк заявила, что ради спасения своей жизни, согласилась подписать ложное признание (на полях протокола писец добавил Responsio mortifera, что означало заявление, заслуживающее смертной казни.). На вопрос, почему она надела мужскую одежду, Жанна д’Арк ответила, что сделала так, потому что она была заключена в тюрьму мужчинами, и это было более уместно. Она также добавила, что ее судьи не сдержали своего слова — ей не разрешили присутствовать на богослужениях и не допустили до причастия.

Мученическая смерть

30 мая 1431 года на рыночной площади в Руане, рядом со столбом, на котором были написаны все ее грехи: «еретик, богохульник, идолопоклонник» — Жанна, все еще уверенная в правдивости своей миссии, порученной Небесами, заплакала, чтобы испросить прощения. Она призвала присутствующих священников молиться за ее душу. В ответ на просьбу дать ей крест, один из солдат быстро собрал его из двух палочек, взятых из кучи. Поцеловав крест, она спрятала его на груди под платьем. Жанна также попросила принести распятие, на которое она могла бы смотреть умирая. Костер вспыхнул. С криком «Иисус» она сгорела заживо. Согласно письменным свидетельствам очевидцев, костер был сложен так, чтобы жертва не задохнулась от дыма раньше времени. Также известно, что когда обгоревшие останки Жанны были извлечены из пепла, ее сердце не было повреждено огнем.

Святая Жанна д’Арк

Вскоре приговор был поставлен под сомнение. Под давлением общественного мнения Карл VII в 1452 году создал комиссию, которая провела процесс реабилитации. Папа Калликст III также приказал расследовать это дело. 7 июля 1456 года Рим вынес оправдательный приговор Жанне и назвал судебный процесс в Руане незаконным.
27 января 1894 года Папа Лев XIII присвоил Жанне д’Арк каноническое звание «блаженной»; 6 января 1904 года Папа Римский Пий X объявил о ее героической добродетели и 18 апреля 1909 года в базилике св. Петра в Риме совершил торжественную беатификацию. 16 мая 1920 года Папа Бенедикт XV причислил Жанну к лику святых. Святая Жанна д’Арк является покровителем Франции, Орлеана, а также работников телеграфа и радиосвязи.

Образ Жанны д’Арк в искусстве

История жизни и подвига святой Жанны д’Арк вдохновила на создание произведений многих писателей, художников, поэтов, среди которых были Уильям Шекспир, Джордж Бернард Шоу, Фридрих Шиллер, Марк Твен, Поль Клодель, Жан Ануй, Бертольд Брехт. Ян Матейко написал картину «Орлеанская дева (прибытие Жанны д’Арк в Реймс)», размеры которой больше, чем у знаменитой «Грюнвальдской битвы». Сегодня картина находится в коллекциях Рогалинского дворца и недавно была отреставрирована.
В иконографии св. Жанна изображается как девушка на коне в золотых доспехах. Ее атрибуты — меч, знамя, копье. Самыми популярными образами на иконах была Жанна д’Арк, слушающая голоса с неба, Жанна д’Арк в рыцарских доспехах (главным образом на иконах в соборах Парижа и Орлеана) и мученическая смерть Жанны д’Арк на костре.


Список литературы:

  1. Warner M.: Joan of Arc. «The Image of Female Heroism», London, 1981.
  2. Тогоева О.И.: «Жанна д’Арк», Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 19. С. 120−123.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы