27 августа 2020 в Москве открыли сразу две памятные доски народным живописцам Советского Союза — Гелию Коржеву и Алексею Грицаю. Работы выполнил внук Гелия Михайловича, Иван Коржев, совместно с архитектором Константином Арабчиковым.
Новая московская достопримечательность разместилась на улице Верхняя Масловка, дом 3. В нем и проживали и создавали свои шедевры два выдающихся художника.
Открытие памятника-диптиха, гармонично вписавшегося в фасад здания, приурочили ко дню памяти Гелия Коржева. Работа выполнена в технике низкого рельефа.
По словам Ивана Коржева, живописцы были дружны. Их объединяла общность философских и творческих взглядов. Доски, украсившие Дом художников, символизируют продолжение беседы двух мастеров.
Гелий Михайлович изображен как бы заглядывающим внутрь себя. Взгляд Алексея Михайловича, напротив, устремлен в небо.
На торжественном открытии памятника выступили такие знаменитости, как первый вице-президент РАХ Виктор Григорьевич Калинин, отметивший, что Коржев и Грицай были великими учителями, а также академики РАХ — Виктор Иванович Иванов, Валентин Михайлович Сидоров.
Гелий Коржев и Алексей Грицай — выдающиеся российские живописцы, чьими произведениями можно полюбоваться в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. Они также были замечательными педагогами и при жизни получили не одну государственную награду.
Гелий Коржев появился на свет в 1925 г. в Москве, в семье знаменитого архитектора Михаила Петровича Коржева, представителя советского авангарда, основоположника ландшафтной архитектуры в СССР. Он был приверженцем так называемого «сурового» направления в живописи: его работы масштабны и монументальны. Основой творческой философии художника была свобода. Мастер говорил, что главное для него — писать так, как он может и чувствует.
Гелий Михайлович — автор пронзительных работ на вечные темы, актуальные для всего человечества, выполненных в духе соцреализма. Он показывал людей как в драматических, так и в бытовых ситуациях. Среди самых ярких произведений мастера — серия «Опаленные огнем войны», полотна «Влюбленные», «Достоевский на каторге», «Распятие» и другие. Живописец ушел из жизни в 2012 году.
Алексей Грицай родился в Санкт-Петербурге в 1914 году. Он был профессором, преподавателем, руководителем собственной мастерской. В 1964 году получил членство в АХ СССР.
Основной темой творчества художника было Подмосковье — он восхищался местными пейзажами. Среди самых заметных работ Грицая — «Туман. Телята», «Первая зелень. Стадо» и другие. Их можно противопоставить монументальным работам Гелия Коржева: творения Грицая отличаются легкостью и воздушностью.
Идея досок — Ирина Гелиевна Коржева-Чувелева.