1909 — 1941
Во время советско-финской войны 1939 — 1940 годов командир эскадрильи 48-го скоростного бомбардировочного авиационного полка капитан Шаров, проявив героизм и умелое руководство эскадрильей, совершил сорок шесть успешных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов и войск противника. 20.02.1940 года, в ходе штурма линии Маннергейма, зенитный снаряд попал в правую сторону его самолёта. Были перебиты лонжерон фюзеляжа и руль высоты, выведена из строя система водяного охлаждения двигателя, серьезно повреждена обшивка. На одном действующем моторе Василий Васильевич ушёл с вражеской территории. Он не только выполнил боевую задачу, но и спас самолёт, дотянув до аэродрома базирования.
* * *
В.В. Шаров получил звание Героя Советского Союза одним из первых на Южном Урале. Погиб 02.08.1941 года при выполнении боевого задания. В ходе нанесения бомбового удара по вражеским целям в районе села Судилково (Украина) тяжёлый бомбардировщик товарища Шарова был подбит. Самолёт стал падать на село Белокриничье. Последним усилием летчик увел горящий самолет на ржаное поле и ценой собственной жизни спас мирное население.
Невозможно всегда быть героем, но можно
всегда оставаться человеком.
И.В. Гете, немецкий писатель
Вся короткая, но блистательная жизнь Василия Васильевича Шарова, Героя Советского Союза, оказалась связанной с небом. Он был талантливым летчиком, участником многочисленных боев, один из которых стал для него последним. Василию Шарову было лишь немного за 30. Он погиб в 1941 году, однако память о нем вечно жива в сердцах соотечественников.
Василий Шаров появился на свет в 1909 году 10 (23) декабря в Сатке, Челябинской области, в семье простого рабочего местного завода. Закончив 7 классов в школе родного городка, юноша в 1926 г. приступил к работе — на металлургическом заводе вместе с отцом и старшим братом он возил древесный уголь и торф для доменных печей.
Еще через 2 года Василий перешел на другой завод — «Магнезит», куда устроился прессовщиком кирпича. Однако поработать ему было суждено всего год: в 1929 Шарова призвали в Красную Армию.
В 1930 Василий Васильевич стал курсантом 71-го Кронштадского стрелкового полка особого назначения БОМБ, где прослужил почти 12 месяцев, а уже с 25 декабря того же года молодого человека зачислили в Военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде.
Закончив ее 30 мая 1932 года, Шаров в июне поступил в Оренбургское авиационное училище, где обучался до декабря 1933.
С конца того же года молодой лейтенант отправился на службу в Киевский военный округ. Там Василий Васильевич служил младшим летчиком 20-й легкой бомбардировочной эскадрильи. А еще через 3 года он занял должность старшего летчика 28-й скоростной бомбардировочной эскадрильи в городе Овруч.
Юноша принимал участие в ожесточенных боях с Испанией, где в 1936 году был пилотом бомбардировщика СБ 12-й бомбардировочной группы республиканских военно-воздушных сил. В 1937 году за безупречное выполнение задания правительства Шарова наградили орденом Красного Знамени.
Вернувшись из командировки, он продолжил службу в Овруче, где являлся командиром летного звена 28-й эскадрильи. Интересна запись в аттестации Героя тех лет: о нем говорится, как о высоко дисциплинированном человеке, что заметно «как на земле, так и в воздухе», обладающем образцовой выдержкой, всегда вовремя, добросовестно и качественно выполняющем приказания, энергичном, с хорошей военной выправкой.
В конце 1937 года Шарова направили в Умань, где он стал командиром отряда 22-й скоростной бомбардировочной эскадрильи. А с мая следующего года юноша стал командиром 2-й эскадрильи 48-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, в составе которого осенью 1939 участвовал в освободительном походе войск СССР в Западную Белоруссию и Западную Украину.
Кроме того, Василий Васильевич был участником советско-финляндской войны: эскадрилья под его командованием совершила 55 боевых вылетов, на счету самого Шарова таковых 46 — над Карельским перешейком.
20 февраля 1940 года произошло ЧП: в правой плоскости воздушного судна Василия Васильевича разорвался снаряд, перебивший лонжерон, повредивший водяную систему лайнера и вырвавший обшивку. Всего лишь на одном моторе храброму летчику удалось добраться до нейтральной зоны и посадить самолет. На протяжении нескольких часов враги вели пулеметный обстрел советского экипажа, пока танкистам и пехотинцам не удалось их изгнать. Танк отбуксировал поврежденный самолет в тыл, а экипаж лишь на 3-й день смог добраться до своей части.
21 марта 1940 года по указу Президиума Верховного Совета Советского Союза капитан Василий Шаров получил звание Героя СССР и стал обладателем медали «Золотая Звезда» и почетного ордена Ленина.
Последние годы жизни Героя
В 1940—1941 годах Шаров являлся слушателем курсов усовершенствования командного состава военно-воздушных сил РККА. Закончив их в июне, майор направился в Украину, где в Шепетовском районе (Юго-Западный фронт) вступил в должность заместителя командира 48-го скоростного бомбардировочного авиаполка.
2 августа 1941 года Василия Васильевича не дождались с боевого задания. История распорядилась так, что обстоятельства его кончины стали известны лишь 46 лет спустя…
Красные следопыты из средней школы Сатки начали поисковые работы в 1983 году. Им удалось установить, что в 4 часа утра 2 августа 1941 года самолет Василия Шарова был сбит немецким истребителем Ме-109. Это произошло во время бомбежки аэродрома врага в селе Судилково. Тяжелый бомбардировщик Героя рухнул в поле близ села Белокриничье. Так погиб храбрый летчик Шаров. Похоронили его жители села тайком от фашистов на местном кладбище, посадив на могиле Героя клен.
В Сатке, родном городе военного, а также в Челябинске в знак памяти об этом великом Человеке назвали улицы. 2 августа 1987 года в Белокриничье открыли памятник летчику. Мемориальные доски Шарову установлены в Челябинске и в его родной Сатке, на стене школы № 1, в которой он учился.
Россия помнит своего Героя…