Амазономахия

Рельефы Амазономахия

Противостояние — противодействие, отпор. Конфликтная ситуация, охватывающая все основные жизненные сферы и находящая разрешение в форме открытой агрессии. Противостояние носит активный обоюдный характер. Одна из знаменитых историй противостояния — амазономахия: битва греческих героев (Беллерофонта, Геракла, Тесея, Ахилла и др.) и амазонок. Амазономахия стала символом противоборства мужского и женского начал.

Серия из 12-и низких, почти графичных рельефов в квадратных плинтах, объединенных в сложносоставную композицию. Каждый отдельно взятый рельеф выступает вполне самостоятельным произведением, гармоничным по композиции, ритмически выстроенным, смысловым. В основе их выразительности — тонкое равновесие формы и пустоты, работа линии и пятна, динамика диагональных осей, заострения, соседствующие с округлостями, смелые обрезы, фрагментарность, рождающая ощущения потока событий. На поверхности благородной патинированной бронзы местами проступают полированные до блеска детали, фрагменты форм, добавляя живописности световых эффектов, визуализируя скрежетание металла, звуки битвы. Собранные воедино рельефы раскрывают обозначенную в названии тему противостояния с почти эпическим размахом и символичностью. Нескончаемая драматургия сражения предстает панорамой и во фрагментах, позволяя оценить красоту напряжения борющихся тел и зарядиться энергетикой схватки. Одновременно, такая композиция дает возможность избежать непосредственного трагедийного столкновения лицом к лицу, этой жестокой реальности войны. Античный мифологический сюжет битвы амазонок и гигантов становится подходящим поводом для символических размышлений об извечном противодействии мужского и женского начал, одновременно нераздельности их существования.


Амазономахия

Счастье в бою победить амазонок давалось немногим —
Только Геракл и Тесей амазонок в бою побеждали.
Амазониада

Амазонки — легендарные женщины, героини древнегреческих мифов, ведущие свой род от бога войны Ареса, — прекрасные воинственные амазонки, обитающие на берегах Азовского моря (античной Меотиды). Предания об амазонках, распространенные в Древней Греции и Риме и забытые во времена раннего христианства, вернули себе былую популярность в эпоху Средневековья и Великих географических открытий.

Древние греки считали, что женщины из племени амазонок заключали брачный союз с мужчинами только для того, чтобы родить ребенка. Причем мальчики оставались в отцовской семье, а девочки воспитывались воительницами.

В Европе об амазонках узнали сначала из произведения Псевдо-Каллисфена «Александрия». Автор представил племя как сообщество красивых и воинственных дев, покорившихся войску Александра Македонского.

Легенда об амазонках была популярна в средневековой Европе, но для всех оставалось тайной, существовали ли женщины-воительницы на самом деле. В эпоху Великих географических открытий возобновился интерес к поискам таинственного племени. Известно, что Колумбу уже в его первое путешествие сообщили об острове, на котором живут только представительницы прекрасного пола. Видимо, поэтому одна из островных групп была названа Колумбом «Девичьими островами» (сегодня это Виргинские острова). Поиски амазонок во вновь открытых землях историки называют «миражом конкистадоров XVI века».

Испанская королева Елизавета обещала достойную награду тому, кто обнаружит на вновь открытом материке женщин-воительниц. Первооткрыватели, искавшие в глубине южноамериканского континента следы древнего таинственного племени, назвали обнаруженную в джунглях могучую реку Амазонкой.

Сюжеты о борьбе амазонок с греческими героями получили название «амазономахия». К теме воинственных дев обращались древнегреческие скульпторы Поликлет и Фидий, сценами из мифов украшались стенки саркофагов, расписывались античные вазы. В эпоху барокко и классицизма амазономахия тоже была популярным сюжетом для художественных произведений.

Древнегреческие источники об амазонках

«Отец истории» Геродот сообщает о необычайной воинственности женских племен, с которыми приходилось воевать эллинам.

Гомер дает амазонкам имя «антианейры» — «те, кто сражаются против мужчин».

Страбон в «Географии» описывает места проживания амазонок, утверждая, что их Родина — Закавказье. Автор пишет о занятиях воинственных дев: возделывании земли и садоводстве, охоте и езде верхом. Страбон утверждает, что до него дошла легенда о прижигании амазонками правой груди с тем, чтобы лучше метать копье и стрелять из лука. Впрочем, древнегреческий писатель признается, что не во все предания верит сам.

Диодор Сицилийский в I веке до новой эры приводит миф о постройке амазонками города Термодонта недалеко от устья реки Танаис и рассказывает о боевом настрое женщин.

Подтверждают предания о враждебности амазонок к мужчинам и такие известные античные авторы как Плутарх, Эсхилл и Сенека. В исторических произведениях и в древнегреческих мифах рассказывается о четырех героях, которым пришлось сражаться с амазонками: об Ахилле, Тесее, Беллерофонте и Геракле.

Ахилл

Ахилл — один из популярных мифологических героев Древней Греции, сын смертного царя Пелея и морской богини Фетиды. Об Ахилле много говорится в поэмах Гомера — поэт описывает подвиги героя, его характер. В поздних источниках, в поэмах Еврипида, Овидия и Вергилия, рассказывается и о борьбе Ахилла с амазонками.

Действие мифа происходит под стенами легендарной Трои. Войско воинственных амазонок выступает на стороне троянцев, но Ахиллу удается поразить копьем предводительницу войска царицу Пенфесилею, дочь греческого бога войны Ареса.

В следующей серьезной битве от пущенной в пятку (единственное уязвимое место героя) стрелы Париса гибнет и сам Ахилл.

Беллерофонт

Настоящее имя героя, внука Сизифа, — Гиппоной, а Беллерофонт — прозвище, полученное после убийства некоего чудовища (по-древнегречески — «беллер»). Смелый и мужественный Беллерофонт дружил с крылатым конем Пегасом, в союзе с которым и совершил большинство своих подвигов.

На борьбу с амазонками Беллерофонта отправил царь Иобат. В поэме «Илиада» Гомер описывает подвиг Белерофонта, победившего вторгшихся в Аттику амазонок: «В подвиге третьем разбил амазонок он мужеобразных». Эту легенду подхватывает поэт Пиндар в «Одах».

Геракл

Сражение Геракла с амазонками — один из его знаменитых двенадцати подвигов. Царь Эврисфей, у которого был вынужден служить Геракл, придумал герою новое задание после того, как тот доставил ко двору коней-людоедов. Геракл должен был отправиться к коварным амазонкам и привезти дочери Эврисфея Адмете чудесный пояс предводительницы воинственных дев Ипполиты.

Геракл, прибыв к амазонкам, сумел договориться с Ипполитой, чтобы она передала волшебный пояс в дар Адмете, но все испортила богиня Гера, ненавидящая героя. Она спровоцировала дев на бой, и Геракл убил Ипполиту в битве. Это сражение сам герой никогда не считал своим подвигом и проклинал Эврисфея, заставившего его сражаться с женщинами.

Сюжет битвы Геракла с Ипполитой часто использовался и в росписях ваз, и в сюжетах скульптурных изображений.

Тесей

Победивший Минотавра Тесей, сын земной женщины и бога Посейдона, стал царем Афин и правил на благо народа. В античных источниках Тесея называют основателем демократии и защитником всех греков.

В одном из мифов о Тесее рассказывается о похищении из города Фемискира Антиопы, царицы амазонок и сестры Ипполиты. После пышной свадьбы с прекрасной девой Тесей сумел победить ворвавшихся в Аттику амазонок, осадивших Афины. Антиопа, свято любившая супруга, сражалась на его стороне и нашла смерть от копья одной из своих бывших подруг.

На похоронах Антиопы греки и амазонки вместе скорбели над телом молодой красавицы, жены Тесея. После погребения амазонки вернулись на Меотиду, а в Греции еще долго держался траур.

Вазовая живопись

В VII веке до новой эры в Древней Греции на традиционных глиняных вазах помимо растительного и геометрического орнамента появляются сцены борьбы амазонок с героями. Тематика амазономахии была популярна для рисунков на амфорах и кратерах, пеликах и гидриях и, реже, на блюдах и тарелках.

Расписная древнегреческая керамика известна с III тысячелетия до новой эры и была распространена на берегах Эгейского моря. Расписанные вручную, вазы из красной глины получили особое распространение в период античности. В эпоху греческой колонизации вазы экспортировались в соседние государства, причем под уникальными росписями мастера оставляли свои автографы.

Чернофигурный стиль складывается в Афинах в VII веке новой эры и существует на протяжении двух с половиной столетий. Контуры и силуэты изображений мастер наносил черным лаком на непокрытую ангобом поверхность красноглиняных сосудов. Традиционно тела мужчин раскрашивались темными красками, а женщин — светлыми.

На чернофигурных вазах чаще всего изображались сцены борьбы Геракла с амазонками, реже — воинственные девы на колесницах или с конями, или раненые амазонки, несущие тело убитой подруги. В Эрмитаже выставлены чернофигурные амфоры с сюжетом амазонок, дрессирующих коней.

Новый стиль краснофигурной посуды сложился в античных мастерских в VI веке до новой эры, его особенностью было оставление контуров фигур на покрытой черным лаком поверхности ваз. Из источников и подписей под рисунками на тему амазономахии известны имена античных художников, например, великолепные сцены из мифов выполняли Мастер Ниобид и Мастер Ахилл.

Более всего сценами из мифов об амазономахии декорировались пелики — краснофигурные вазы с двумя симметричными ручками, обнаруженные в большом количестве при раскопках на Боспоре в Керчи. Сюжет во многом повторяется: раненые воины и амазонки, лошади, мечи, щиты. Распространены изображения битвы амазонок с Гераклом и Тесеем, сражения Ахилла с Пенфесилеей.

Одновременно с постепенным исчезновением чернофигурного стиля получает распространение белофонная керамика. Мастера Древней Греции использовали роспись цветными красками по белому фону при создании лекифов — сосудов погребального обряда, и могильных стел. На белофонной керамике мастера изображали пеших и конных амазонок с вооружением (боевым двусторонним топориком, мечом, копьем или щитом-пельтой).

Скульптура

Мифы о борьбе амазонок с греками и кентаврами запечатлены и в искусстве скульптуры.

Галикарнасский мавзолей признан одним из чудес света Древнего мира, его знаменитые барельефы были выполнены сразу в трех стилях: дорическом, ионическом и коринфском. Над декором фриза в Галикарнасском мавзолее (территория современной Турции) трудились в IV веке до новой эры четверо зодчих: Скопас, Леохар, Тимофей и Бриаксид. Рельефы с сюжетами на тему амазономахии, выполненные Скопасом и считающиеся наилучшими, расположены на восточной стене мавзолея — это сцена борьбы могучего грека с юными прекрасными девами. Фигуры были раскрашены и покрыты позолотой.

На щите Афины, монументальной статуе в Афинском Парфеноне, великий и непревзойденный Фидий изобразил сцену амазономахии.

На афинской агоре тоже можно было увидеть сцену амазономахии — скульптор Микон использовал один из мифологических сюжетов при декоре Стоа пикиле, или Расписной стои. В 1980 году археологи, проводя раскопки на афинской агоре, обнаружили остатки росписей по деревянным панелям на мраморных и известняковых стенах.

Храм Асклепия в Эпидавре, славящийся целительными источниками начиная с IV века до новой эры, был богато декорирован золотой статуей бога врачевания Асклепия, обустроен помещениями для лечения и великолепным театром. Святилище Асклепия украшали выполненные в дорическом стиле статуи, в том числе и на сюжет амазономахии: высеченные из целого куска мрамора амазонка-всадница и два воина-пехотинца.

Интересный сюжет вырезан на известняковой плите из Боспора: битва всадников и пеших воинов-скифов и амазонок. За дерущимися художник изобразил лошадь со страшными военными трофеями — подвешенными человеческими головами. Рисунок на плите, сюжет которого встречается у Геродота, датируется IV веком до новой эры.

Барельефом в стиле амазомахии украшен и фри­з хра­ма Арте­ми­ды в Маг­не­сии на Меандре. Возведенный во II веке до новой эры, храм простоял несколько веков; фрагменты фриза хранятся в Лувре.

Фри­з хра­ма Апол­ло­на в Бас­сах-Фига­лии относится к V веку до новой эры. На барельефе изображена сцена с двумя вооруженными амазонками и поверженным греческим воином.

В одном из храмов основанного в VII веке до новой эры города Селинуита на Сицилии фигуры барельефа застыли в порыве борьбы: Геракл держит за волосы амазонку, как рассказывается в одном из мифов. В храме, посвященном Гере, искусно выполненные барельефы заполняют метопы — промежутки между колоннами.

Погребальные сооружения

Греки с огромным уважением относились к загробному миру. Эпиграфические надписи на могильных плитах, изображения на стенках саркофагах — отличные источники для изучения античного искусства.

Сюжеты из амазономахии на стенках саркофагов и гробниц встречены:

  • на этрусском саркофаге из Тарквинии, датированном V веком до новой эры, красной, белой и голубой красками нанесена роспись с сюжетом из амазономахии;
  • на саркофаге из Аттики изображена батальная сцена с участием амазонок; саркофаг выполнен из проконесского мрамора в конце II века новой эры;
  • на древнеримском саркофаге III века новой эры изображена сцена битвы греков с амазонками, в центре многофигурного сюжета — Ахилл и Пенфесилея;
  • на саркофаге II века до новой эры из Салоников пешие греки борются с конными амазонками.

Саркофаги вывозились из аттической Греции в Рим и другие соседние государства, вместе с ними распространялась и мода на мифологические сюжеты.

Мозаичное искусство

При раскопках античного города Аполлония Иллирийская (территория современной Албании) в середине прошлого столетия археологи обнаружили цветную мозаику начала III века новой эры с изображением четырех сцен на сюжет амазономахии:

  • поединок Ахилла с амазонкой Пенфесилеей у стен Трои;
  • сражение конного грека с вооруженной женщиной (фрагмент);
  • битва пешего грека и амазонки с секирой (фрагмент);
  • две амазонки и поверженный грек-воин.

Четыре рисунка окружены затейливым орнаментом, характерным для римского искусства конца II — начала III веков. Мозаика выложена известняковыми плитками нескольких ярких цветов в так называемом радужном стиле.

В Доме Орфея обнаружена мозаика того же времени с фигурой амазонки с конем, выложенной золотистыми плитками.

Амазономахия в мировом искусстве и культуре

Красивые тела дев-воительниц и греческих воинов, как и мифы на тему амазономахии, привлекали поэтов и художников во все мировые эпохи.

Созданная в XVI веке итальянцем Винченто де Росси скульптура «Геракл и Ипполита» представляет на суд зрителя девятый подвиг любимого всеми мифологического героя, мода на которого только что вернулась.

Рубенс, великий живописец эпохи Возрождения, в начале XVII века создал на сюжет амазономахии полотно «Битва греков с амазонками». Бой происходит на каменном мосту: на фоне темно-синего неба вздыбленные кони, вооруженные всадники. Художник донес до зрителя накал борьбы в самый разгар сражения.

Современник Рубенса нидерландский живописец Николаус Кнюпфер не прошел мимо сюжета об амазономахии и запечатлел на картине «Геракл отнимает пояс у Ипполиты» знаменитых героев древнегреческих мифов.

Франц фон Штук, немецкий иллюстратор, написал свое живописное произведение «Раненая амазонка» в 1905 году. На картине в стиле символизма перед зрителем предстает обнаженная раненая девушка со щитом, надетым на левую руку. На заднем плане видны стреляющие из луков кентавры.

Немецкий искусствовед XVIII века Иоганн Винкельман в произведении «Мысли о Греции» подчеркивает благородную простоту и красоту греческого античного искусства вообще и образов амазонок и их борьбы.

О царице амазонок Пенфесилее написал одноименную пьесу немецкий драматург XIX века Генрих фон Клейст. Главная героиня пылает страстью к Ахиллу, но, не сумев победить его в открытом бою, натравливает на него собак. Трагизм придуманной Клейстом ситуации — в неистовой любви амазонки.

В годы Второй мировой войны историк Александр Мишулин представил миф о борьбе амазонок с персами как символ борьбы против завоевателей и, в частности, символ сопротивления советского народа фашистским захватчикам.

Придуманные древними греками или взятые за образец воинственные женщины у скифов и сарматов, амазонки признаны частью античной истории и интересны разнообразием форм и видов искусства, в которых присутствуют сюжеты об их воинственности.


Список литературы:

  1. Брук Е. Амазономахия. 2011.
  2. Борухович В.Б. Искусство Древней Греции. Саратов, СГУ, 1985.
  3. Геродот. История. М., 1982.
  4. Гомер. Илиада. VI. М., 1981.
  5. Косвен М.О. Амазонки. История легенды//Советская этнография. 1947, № 2.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы