Безупречный мужчина

Идеальный мужчина, вид 3/4 слеваИдеальный мужчина, вид 3/4 справаИдеальный мужчина, вид 3/4 справа сзадиИдеальный мужчина, вид слеваИдеальный мужчина, вид 3/4 слева сзадиИдеальный мужчина, вид спередиИдеальный мужчина, вид справаИдеальный мужчина, вид сзади

Характеристики памятника Безупречный мужчина:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 330 см. ширина 100 см. глубина 65 см.

Краткие сведения об изображенном

Скульптуры изображают мужчину и женщину в момент перехода к высшему духовному уровню развития и самосовершенствования, когда человек способен смотреть и вокруг, и вглубь себя, и готов к постижению иных миров и знаний.


Безупречный мужчина в разные эпохи

Я считаю самым безупречным человека,

прощающего другим так, словно сам

ежедневно ошибается, и воздерживающегося

от ошибок так, словно сам никому не прощает.

Плиний Младший

Что такое безупречность? Некий идеал, к которому следует стремиться, или, может быть, образ человека, многого достигшего благодаря стараниям и трудам? А, возможно, безупречность — это гармония внешней красоты и привлекательного внутреннего мира?

Интересное определение безупречности дал американский писатель-антрополог Карлос Кастанеда в философско-мистической книге «Сказки о силе»: «Безупречность — это делать лучшее, что можешь, из всего, во что вовлечен». Получается, что достичь безупречности можно, прилагая старания и ставя перед собой определенную цель. Стремление к безупречной внешности или поведению, или к безупречной деятельности можно назвать похвальным, но насколько это стремление исполнимо?

Французская пословица гласит: «Если вы ищете безупречную лошадь, лучше отправьтесь в путь пешком!», т. е. данная мудрость практически отрицает возможность существования чего-либо безупречного. Как к безупречности относились наши предки, какие каноны красоты почитались в разные эпохи, узнаем, совершив увлекательный тур в прошлое, пройдясь по эпохам и столетиям, познакомившись с безупречными образами, создаваемыми в жизни и искусстве, и начнем с Древней Греции.

Идеальные персонажи греческих статуй

«Красив как Аполлон» — часто говорим мы, восхищаясь кем-то. Это выражение пошло, как и многое в нашей жизни, от древних греков, ведь именно в эпоху классической античности сложился культ красоты тела. Мужчина непременно должен был быть ловким и мужественным, быстрым и пропорционально сложенным, красивым и умеющим хорошо говорить.

Какие черты лица считали идеальными древнегреческие скульпторы?

Прямой нос, чувственный рот, сильный подбородок, большие выразительные глаза.

Воплощением греческих идеалов стала статуя скульптора Леохара, придворного зодчего Александра Македонского, «Аполлон Бельведерский». Бог Солнца и покровитель муз вдохновлял многих художников своей красотой, как могучий Геракл силой и развитыми мускулами.

Абсолютно и безупречно красивым признавался созданный в V веке до новой эры скульптурный портрет атлета Дорифора, олимпийского победителя и мужественного воина. Статуя, выполненная из мрамора скульптором Поликлетом, на долгие столетия стала каноном красоты для всей Европы.

Предположим на мгновение, что статуи Аполлона, Дорифора и Геракла ожили, — легко представить, какое впечатление они произвели бы на современных женщин: восторг, смешанный с откровенным любованием телесной красотой и истинной мужественностью.

Мужи Междуречья

Несколько иные качества мужчин признавались идеальными в Древней Месопотамии:

— огромная сила и напор;

— накачанные мышцы и крупное телосложение.

На дошедших до нас произведениях искусства, барельефах и горельефах, изображались могучие воины с курчавыми волосами и бородой, коренастые и тяжеловесные, способные победить не только равного соперника, но и льва. Несмотря на такую мужественность, благородные шумеры и аккадцы носили накладные бороды, красили черным цветом брови, надевали на голову сеточку для создания модной прически.

Александр Македонский, попав в Междуречье, был поражен количеством украшений, которые носили мужчины, и роскошью заколок и лент для волос, ведь в Греции ничего подобного не было. В богатейшем дворце Аладана, в столице Персии Персеполе, сохранились обнаруженные археологами каменные барельефы V века до новой эры с изображениями мужских фигур в красивых одеждах и с высокими вычурными головными уборами.

Так было в далекой древности, но все разительно изменилось в эпоху Средневековья…

Средневековый рыцарь

Истинный и безупречный рыцарь был не только хорошим воином — он должен был обладать многими качествами:

— смелостью и отвагой;

— хорошими манерами и предупредительностью;

— умением ухаживать за дамами.

Идеальный образ рыцаря складывался из хорошего воспитания, внутренних и внешних достоинств. К последним относились не только высокий рост и красивое сложение, но и безупречные доспехи, украшенные гравировкой и снабженные для удобства разрезами по бокам, а также — обтягивающие штаны-шоссы.

Красавцев-рыцарей, пехотинцев и кавалеристов, изображали Габриэль Данте Россетти, Уильям Моррис, Артур Хакер, Артур Хьюз. На их полотнах можно увидеть не только закованных в латы мужественных юношей, но и галантных мужчин, увлеченных дамами сердца. Часто рядом с рыцарем изображался его верный конь, тоже безупречный во всем — и в стати, и в масти. Образцом прекрасного рыцаря является «Рыцарь Персифаль с чашей Грааля» (картина Артура Хакера). Произведение написано в 1894 году в стиле подражания живописи эпохи Возрождения.

Человек эпохи Возрождения

Ушли в прошлое мужественные и заботливые рыцари, не расстающиеся со своим оружием и конями. Наступило время нового человека, запечатленного на полотнах мастеров эпохи Возрождения. Каков он?

Мужчина строгого вида, с обязательно пропорциональным телосложением, как в античности. Считалось, что размах рук должен равняться росту человека, а расстояние от носа до нижнего края подбородка составлять 1/3 лица. Всего к канону красоты применялось 16 строгих требований, например, «правильное» расстояние от макушки до сосков составляло ¼ от роста мужчины. Примером «Человека эпохи Возрождения» может служить портрет Джулиана Медичи работы Сандро Боттичелли.

Леонардо да Винчи руководствовался в изображении «Витрувианского человека» расчетами, произведенными римским инженером и зодчим Витрувием, и знаменитым «золотым сечением», принятым еще в античности.

Идеалом мужской красоты, признанным художниками Ренессанса, является скульптура Давида работы Микеланджело. Тело юноши безупречно и заставляет восхищаться своей молодостью, мужественными формами и в то же время некой мягкостью.

Эпоха роскоши и изнеженности

В XVI-XVII веках идеал мужчины снова меняется: мужественность уступает место умению красиво одеваться, танцевать, галантно разговаривать с дамами. Короли и придворные эпохи барокко (название переводится как «распущенность», «излишество») соревновались в роскоши костюмов, богато украшенных кружевами и драгоценностями. Воплощением мужского идеала красоты считался король Франции Людовик XIV, большой любитель балов и модной одежды, что хорошо видно по портрету работы Шарля Лебрена.

Тщательно завитые длинные волосы, шелковые накидки и декорированные самоцветами отвороты сапог стали «визитной карточкой» европейских дворян эпохи барокко. В моду входят роскошные парики, вычурные шляпы с перьями, ухоженные усики под названием «шевалье».

Эталон мужской красоты предстает на картине Рубенса в образе герцога Бекингема: гордо поднятая голова, ухоженные длинные локоны, усы и бородка, белоснежный воротник из кружева ручной работы, черно-белый камзол.

Шикарные завитые парики напоминали времена Персидской империи, когда знатные персы точно так же украшали голову, как это стали делать придворные европейских королей две тысячи лет спустя. Отдельные пряди мужчины украшали лентами цвета, любимого их дамами сердца; усики и борода постригались строго по моде и стали «визитной карточкой» аристократизма.

Доблестные гусары

XIX век породил моду на все военное, и виной тому стали наполеоновские войны, охватившие Европу. Офицерами становились обедневшие, но благородные дворяне, придававшие военной прослойке общества налет романтизма и мужественности.

Гусар (по сути своей легкий кавалерист, появившийся в европейских армиях еще в XV веке) в ярком мундире, прекрасно ездящий на коне, умеющий обращаться с дамами, стал идеальным образом мужчины первой половины позапрошлого столетия. Обязательным дополнением к канону красоты были дуэли, на которых мужчины проявляли свою доблесть и отвагу.

Классический пример красавца-гусара в живописи — это портрет полковника Дениса Давыдова кисти Ореста Кипренского. Безупречная мужественная фигура героя войны 1812 года, всегда готового броситься в атаку, простой и в тоже время завораживающий взгляд, красивый мундир, — такой образ идеального мужчины был пронесен через первую половину XIX века.

Мужчина в черном костюме с галстуком

Вторая половина XIX столетия принесла с собой моду на элегантных мужчин, прозванных в Англии денди. Будущий король Георг IV под влиянием своего приближенного Джорджа Браммела, отбросив в сторону напудренные парики и другие столь же женственные предметы мужского туалета, стал одеваться в строгие костюмы, положившие начало классической мужской одежде XX века.

Настоящий денди, каким его стали изображать в литературе и живописи, был образцом строгого стиля, невозмутимости и изысканности. Безупречный мужчина должен был быть деловым и не допускающим роскоши ни в чем. Его отличительные черты — интересное хобби, регулярные занятия спортом и материальный достаток. Настоящий денди обязан быть хорошим оратором, эстетом в одежде и манерах. Для того чтобы отвечать требованиям света, мужчина-денди носил исключительно свежие рубашки и располагал не менее чем двадцатью носовыми платками для разных непредвиденных случаев.

Денди в литературе — это русский герой романа Евгений Онегин, а среди самих литераторов — английский поэт Байрон, французский поэт Шарль Бодлер и английский писатель Оскар Уайльд.

Мужчины XX века

Используя художественные термины, можно назвать XX век эклектичным, ведь в нем перемешались все известные направления в архитектуре и живописи, используемые также в моде и поведении. Мужчина прошлого столетия мог быть храбрым солдатом и в то же время галантным кавалером, отважно сражаться на войне и получать образование после ее окончания, добывать пропитание себе и своей семье любыми способами и придерживаться рамок поведения в обществе.

Начиная с середины 1920-х годов, идеал безупречного во всех отношениях мужчины формировался под влиянием голливудских фильмов. Актеры, снимавшиеся в роли героя-любовника, обладали стройными и в то же время мускулистыми телами, лицами с правильными чертами лица и обязательно умели широко улыбаться всем и всегда.

В 1950-е годы безупречный мужчина выглядел так: высокий рост, широкие плечи, узкая талия, спокойный взгляд и сдержанность в проявлении эмоций. Еще через несколько лет в мужчинах стали цениться стиль и умение быть модным, а также подтянутость фигуры и стремление заниматься спортом.

Советский кинематограф создал популярных, почти безупречных героев, верных идеям коммунизма, заботливых мужей и отцов, сильных, смелых и мужественных. Образы героев воплотили на экране такие звезды как Василий Лановой и Вячеслав Тихонов, Александр Збруев и Владимир Высоцкий.

В последние десятилетия XX века женщины считали идеальными мужчин, которые, подобно древнегреческим атлетам, блистали своими мускулами и спортивными способностями. Американский актер Арнольд Шварценеггер, советский хоккеист Вячеслав Фетисов стали признанными во всем мире секс-символами.

XXI столетие — принц на белом мерседесе

Социальные опросы показали, что современный мужчина, по мнению большинства женщин, должен:

— достойно содержать семью;

— больше времени проводить с детьми;

— помогать по хозяйству;

— ставить семью на первое или, в крайнем случае, на второе место (после работы и карьеры);

— уважительно относиться к жене и не подавлять ее индивидуальность.

Все больше на первый план выходит равноправие полов, так называемый «унисекс» в одежде и поведении, что приводит к сглаживанию таких ярких проявлений как мужественность у представителей сильного пола и женственность у прекрасных дам. Хорошо это или плохо, но так сложилась история. Отношение к безупречности мужчин поменялось коренным образом, и все же по-прежнему современные дамы любуются произведениями искусства скульпторов Древней Греции: величественным Дорифором, могучим Гераклом и красивым Аполлоном. И, возможно, мечтают о том, чтобы их спутники жизни хоть немного походили бы на образцы античной безупречности.

Однако не только красотой славятся мужчины, в чем же еще могут быть безупречны лучшие представители сильной половины человечества?

Притча о безупречности

Однажды к мастеру обратился с просьбой лодочник: «Пожалуйста, покрась мою лодку так, чтобы она выглядела новой». Мастер, привыкший выполнять работу безупречно, во время покраски заделал дыру на дне лодки, затем получил причитающиеся ему деньги и занялся другой работой.

Через два дня к мастеру прибежал взволнованный лодочник и протянул еще внушительную сумму денег. На вопрос мастера, за что эти деньги, лодочник рассказал, что после покраски его дети взяли лодку и отправились без разрешения покататься по морю. Вся семья пришла в ужас, помня, что лодка дырявая и не продержится долго на воде.

Когда дети благополучно вернулись на берег, оказалось, что дыра качественно заделана мастером, — за это и вручил ему деньги благодарный лодочник.

В каждой притче, как и в каждой сказке, есть доля правды. Безупречность в делах и поведении не раз выручала в трудных ситуациях.

Гармония духа и тела

Говоря о безупречности, нельзя не вспомнить героев романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Казалось бы, совершенно разные по происхождению, национальности и характеру люди обладают чем-то общим, помогающим им шагать в жизни по «лезвию бритвы», по тонкой грани добра и зла.

В поисках справедливости и красоты, любви и дружбы герои проявляют духовную мощь, разум торжествует над слабыми чувствами. Люди, познавшие гармонию и уверенно балансирующие по условному «лезвию бритвы», готовы в любой момент перейти в другое состояние, стать полноправными жителями Земли будущего, на которой предпочтение будет отдаваться удивительному сочетанию разума и красоты, настоящих истинных чувств и безупречного рационализма.

Романы о грядущем, «Туманность Андромеды» и «Час Быка», благодаря умелому перу автора и его прекрасному владению психологией, представляют читателю образы людей будущего, души которых очищены от условностей быта и направлены на духовное и социальное развитие личности. Гармоничная красота тела и внутреннего мира, сочетание знания и чувств, которое восхваляли еще тысячи лет назад древние греки, по мнению Ивана Ефремова, должно стать отличительной чертой человека будущего.

Безупречные люди будущего, какими видел их Иван Ефремов, непременно должны быть натурами творческими, уважительно относиться друг к другу, безмерно доверять своим близким. И опять мы, как и великий писатель, возвращаемся в Древнюю Грецию, и снова обращаемся к понятию «калокагатия», подразумевающему единство физического, духовного и эмоционального начал в безупречной личности человека.

Романтика открытия новых миров невозможна без условной безупречности людей будущего — красивых, умных и умеющих рассуждать логически, любящих и верных в дружбе. Что необходимо сделать, чтобы будущее было безупречным? По мнению И. Ефремова, следует наполнить ноосферу достаточным количеством светлых людей и их силами изменить устройство современного общества.


Источники:

  1. Вейс Г. История цивилизаций. Т.1−4. М., 2000.
  2. Чудинов П.К. Иван Антонович Ефремов. Гл. 6. 1994.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора