Андрей Юрьевич Боголюбский — князь Владимиро-Суздальский, живший в период между 1120−25-е — 1174 гг. После смерти занесён церковью в список святых.
Историки полагают, что по старшинству он был вторым отпрыском Юрия Владимировича (Долгорукого), управлявшего Ростово-Суздальским княжеством. Матерью значится дочь половецкого хана Аепы Осеневича.
В 60−70-х гг. 11 столетия дела Андрея во государства имели большое значение для ситуации в стране. Благодаря его влиянию, северо-восточная часть Руси стала местом создания великого Владимиро-Суздальского княжества, а Владимир-на-Клязьме приобрёл значение основного центра политических событий на Руси. Ранее эту роль играл Киев.
Юноше предстояло добраться до Владимира после того, как он покинул Вышгород. Боголюбовым называлось село, которое он собирался проехать, но конь, сделав остановку, не пожелал идти дальше. Андрей расценил это событие как добрый знак и божественную волю, отдав приказ возвести на месте преткновения животного дворец и храм Богородицы. Так, к его имени начали прибавлять «Боголюбский».
До 46 года 11 в. жизнедеятельность Андрея не отмечена какими-либо значительными событиями. Известно, что позднее 30-го года он заключил брак с дочерью состоятельного боярина Кучки. Отцу девушки принадлежали берега р. Москвы.
К мечтаниям кн. Юрия Владимировича, пребывавшего в Суздальской земле, относили завоевание киевского княжества. Прославленный правитель сумел заявить о собственных правах в 46 году 11 столетия. В 1146 г. в Киев для княжения был приглашён его племянник Изяслав Мстиславич. Родственники упорно боролись за возможность властвовать, включив в противоборство все области Руси, княжеские рода и соседей — поляков, половцев и угров. Дважды Долгорукому удавалось занять Киев и столько же раз терпеть вытеснение. Смерть Изяслава в 1154 году позволила ему стать князем Киева (1155). Радость от правления его была недолгой по причине смерти (1157). Противоборство длилось восемь лет. На протяжении этого срока кн. Андрей всячески помогал отцу, показывая себя храбрым и дальновидным политиком.
Государственно-политическое влияние Андрея отмечено в истории Древней Руси в 46 г. 11 в. Тогда два старших брата вытеснили сторонника Изяслава, рязанского правителя Ростислава из столицы собственного княжества. Тремя годами позднее после победы Долгорукого над племянником Андрею передали во княжение Вышгород (был расположен в непосредственной близости от Киева).
Властитель Вышгорода вместе с отцом направились с целью завоеваний в Волынскую землю, где правил Изяслав. Штурм Луцка (1149) мог закончиться для Боголюбского смертью. Преследование врага во время его вылазки стало причиной нападения неприятеля со всех сторон и ранения коня Андрея. Спасением для князя стал призыв мученика Феодора. С мечом на изготовку Боголюбский прорвался сквозь вражье окружение отчасти благодаря коню, спасшего наездника ценой собственной гибели.
Вскоре Изяслав направил осаждавшим город прошение о мире, которое незамедлительно получил Андрей, выступавший посредником при заключении мирной договорённости.
Киевляне были положительно настроены к Изяславу, в результате чего в 1150 г. Киев был отдан ему во владение. После изгнания основателя Москвы с территории, подвластной Киеву, Изяслав намеревался отстранить от княжества всех его сыновей. Ростислав, старший сын Долгорукого, в это время «сидел» в Переяславле и запросил помощи у Боголюбского на удержание власти. Исход противостояния с Изяславом оказался положительным для братьев. Вскоре Юрий во второй раз осуществил взятие Киева войсками. В этом ему помог Галицкий — Володимир. Туров, Дорогобуж, Пинск, Пересопица причислялись к территории, подвластной князю Андрею. Последний город стал местом, где находилась постоянная резиденция А., позволявшая стеречь границу со стороны Волыни.
Именно здесь Андрей вскоре принимает послов Изяслава с его прошением к Долгорукому о «волости по Горынь». Отказ отца последовал незамедлительно. В свою очередь, Изяслав, воспользовавшись поддержкой угров, в очередной раз стал княжить в Киеве. Ему пришлось срочно отправиться в Городец-Остерский.
Через год (51) вновь была возобновлена война по инициативе Долгорукого, однако основатель Москвы не сумел завоевать победу ни под Киевом, ни при р. Руте. В Переяславле Изяслав обязал основателя Москвы принять присягу путём крестоцелования о том, что откажется от Киева и вернётся в Суздаль. После вторичной неудачной попытки Долгоруким взять город христианский обряд был исполнен.
В 52 году Богословский участвовал в отцовском походе с целью завоевания Чернигова. К ним присоединились князья из Рязанской, Северской, Муромской земель. Призвали и половцев. Боголюбский показал, что они должны возглавлять дружину, идущую в атаку. Цель осталась не выполненной, так как подоспели войска Изяслава Мстиславовича.
Как отмечалось ранее, Андрей не особо был расположен к Вышгороду, назначенному им отцом. Он предпочёл удалиться в Суздаль, где и находился большую часть своей жизни, отдыхая от походов и государственных дел. Во Владимир им были перевезены священнослужители из Вышгорода, меч св. Бориса. Не забыли и образ Богородицы, хранившийся в одном из монастырей в Вышгороде. Позднее святыня получила другое название — Владимирская икона Божией Матери, став одной из главных христианских реликвий страны. Бояре из Ростова и Суздаля благоволили Боголюбскому, что, вероятно, позволило ему получить княжеский трон. Он был общим для Ростова и Суздаля. В результате Владимир выбрали в качестве центра княжества. Ранее, при отце Боголюбского, столицей значился Ростов.
Княжеский трон в Ростове и Суздале стал началом правления кн. Андрея. При нём название изменилось на Владимиро-Суздальское, так как Андрей занял город Владимир, избегая боярских группировок, сосредоточенных в двух городах земли. В тот период Русь раздробили на множество феодальных владений. Политическая цель Боголюбского состояла в объединении остальных княжеств и централизации власти.
Андрей лелеял мечту о независимом и единоличном княжении, поэтому и в религии отмечался вектор новизны и обособленности. Правитель создал культ Богородицы как новую православную концепцию. В Киеве и Новгороде началось строительство храма святой Софьи, во Владимире — храма Успения Богородицы.
Будучи верным своим религиозным принципам, он пытался получить разрешение на сепарацию Киевской и Ростовской епархий в Константинополе. Однако там перенос епархии одобрили только из Ростова во Владимир. Стоит отметить, что в период правления кн. Андрея появились следующие религиозные праздники:
Спас (1 августа);
Покров (1 октября).
На вопрос, что он сделал для объединения Руси, можно сослаться на тексты летописей. Согласно им, Андрея отличала яркая воинская храбрость. Победы перемежались поражениями, однако никому не удавалось уличить князя в трусости. В планы правителя входило формирование княжества, могущественного и объединяющего в себе другие. Столицей должен был стать Владимир. В то время город отставал от уровня развитости Новгорода и Киева. Война стала орудием и инструментом для осуществления политической цели.
В марте 69 г. Киев поддался осаде со стороны войск Боголюбского. Княжение не было целью князя, предусматривалось лишь разграбление врага и его ослабление. Новым князем утвердили брата Боголюбского Глеба. Роман Смоленский получил власть в Киеве, когда умер Глеб — в 1771 г. Интересный факт: на требование Боголюбского о передаче бояр для княжеского суда, подозреваемых в убийстве брата, Роман Ростиславович Смоленский отреагировал отказом. Итогом события стали новые военные действия. Мстислав Ростиславович Храбрый с дружиной одержали победу над воинством кн. А.
Новгород стал новой целью князя Андрея, однако в 1770 г. (25 февраля) его армию ждало поражение от новгородского войска. Тогда сын Долгорукого задумал перекрыть зерновые поставки в Новгород, что впоследствии и реализовали. В скором времени новгородцы признали власть Великого Владимирского княжества.
Когда он правил в городе и окрестных землях, он главным образом занимался делами по объединению и укреплению централизованной системы на подвластных им территориях. Однако младших Юрьевичей такое положение дел не устраивало, поэтому приблизительно в 1161 г. между Боголюбским и оппозиционными силами произошла распря. Итогом столкновения политических интересов стало изгнание ближайших родственников Боголюбского с территории не только княжества, но и всей Руси.
Ростовский епископ Леонт также неоднократно изгонялся князем в период между 1159 и 1164 гг. вследствие разногласий с владимирским самодержцем. Темой разногласий стала практика исключения поста в среды и пятницы при наличии крупных церковных праздников в эти дни, которую высокопоставленный церковнослужитель пытался упразднить.
Противостояние Боголюбского и Леонта имело острый характер, поскольку оно усложняло предстоящие изменения. Боголюбский намеревался создать общность митрополитов, которая могла бы существовать отдельно от Киева. Руководствующее положение должен был занять Феодор, кому владимирский властитель благоволил. При этом кафедра Владимира и окрестных земель существовала бы отдельно от Ростовской. Как уже отмечалось ранее, намерения Боголюбского не привели к успеху вследствие отрицательного решения со стороны патриарха Константинополя.
Нежелание Андрея Юрьевича от покровительства Феодору, впоследствии казнённого в Киеве, разрешили сложную внутриполитическую ситуацию. Леонту была возвращена кафедра и предоставлен сан титулярного архиепископа. Боголюбский в попытке сделать собственные владения независимыми от Киевских митрополитов настоял на изменении в их титуле, что зафиксировано на печати Константина II. Описанные события относятся к 69 г. 11 в.
Политико-церковное возвышение ВСК также сопровождалось повсеместным каменным строительством, происходившим в ранние годы княжеского управления. Некоторые особенности процесса возведения напоминали модель, которую использовали в Киеве. Тем не менее киевские строители не участвовали в возведении зданий. Между тем чётко прослеживался подход к работе галицких строителей, а также черты романтики Старого Света.
Внутрикрепостную территорию города расширили более, чем в три раза. Стены украсили воротами, выполненными из золота и серебра. Над вратами находилась церковь, посвящённая Положению ризы Богоматери. Также воздвигли Успенский Собор, церковь и монастырь Вознесения вблизи Золотых ворот.
По преданию, божья Матерь указала Боголюбскому место для строительства княжеского дома, где Андрей мог бы отдыхать, работать и принимать гостей. На его территории также построили храм Рождества Богоматери (в Боголюбово). Сборник рассказов о чудесных событиях, связанных с Владимирской иконой Божьей Матери, повествует, что в Боголюбово произошло удивительное событие: коням, тянувшим повозку с образом, не удавалось её сдвинуть. Так была устроена церковь, для которой написали Боголюбскую икону Божией Матери с изображением Богоматери со свёртком рукописи в руках. Видение, согласно летописям, было именно таким.
Повсеместное возведение и прекрасное убранство отстроенных при Боголюбском христианских храмов ясно указывали на главенствующую позицию христианства по отношению к языческим ритуалам и догмам. Таким образом, ростово-суздальская земля стала территорией, наиболее просвещённой в религиозном смысле. Иностранные послы по приглашению князя регулярно посещали христианские службы отстроенного храма. Внутреннее убранство церквей было богатым и обеспечивалось щедрой рукой властителя.
Вера Боголюбского в особую защиту со стороны Пресвятой Богородицы для ВСЗ воплощалась как в создании огромного количества храмов, устроенных во славу Богоматери. Правитель стал инициатором праздников, установленных в память охранения Богоматерью посредством её Владимирской иконы дружины в конфликте с волжскими булгарами в 64 годах 11 столетия. Так, 1 октября начали отмечать Покров Пресвятой Богородицы, 1 августа — праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.
Было написано несколько произведений (при предположительном личном вкладе Боголюбского в создание религиозных текстовых памятников): слово о победе над волжскими булгарами, слово на празднование Покрова, сказание о чудесах, связанных с Владимирской иконой Божией Матери. Кратко о них можно рассказать следующее. Общая тематика шедевров — защита ВСК Божией Матерью. Первые два посвящены победе Боголюбского над волжскими булгарами-мусульманами. Деяния князя восхваляют на уровне победы византийского императора Мануила I над арабами, турками, что указывает на понимание кн. Андреем войны с булгарами в качестве религиозного противостояния. В последнем произведении рассказывается о том, как перевозили Владимирскую икону из Вышгорода во Владимир по воле Пресвятой Девы, образ которой был прославлен множеством чудес. В текстах Боголюбский представлен как истинный приверженец веры в Богоматерь. Его обращение к Богоматери позволило совершить разные чудесные явления, описанные в этом памятнике.
В правление на подвластных ему территориях и землях произошло становление системы летописания. В процессе активно участвовали клирики Успенского Собора, находящегося в городе Владимире. Бытует экспертное мнение, что именно там в период властвования Боголюбского было завершено написание текста церковного Устава св. Владимира.
Он полагал, что территории Ростова и Суздаля должны быть на руководящем положении для всех остальных земель Руси. Добиться собственной цели он предполагал через захват власти в Киеве и Новгороде. Точной даты подчинения рязанских князей сыну Долгорукого нет, однако прослеживается их участие во всех походах, предпринимаемых властителем Владимира. Дела Новгорода отныне стали чрезвычайно интересны князю Андрею, в частности, он требовал от местных властей принимать на правящие должности тех лиц, которых направлял он. Однако в 1160 г. руководить в Новгороде стал Святослав Ростиславич, с которым у правителя были враждебные отношения. Тогда новгородцам направили послание от Боголюбского о его намерении получить город по-хорошему или по-плохому. Местные власти, испугавшись такого наказа, прогнали Святослава и посадили на княжество Мстислава, племянника Андрея. Интересно, что через год сын основателя Москвы помирился с Ростиславом и вопреки своему предыдущему повелению утвердил на княжество его сына Святослава. Такое положение дел не понравилось новгородцам, что стало причиной столкновений с князьями Южной Руси в дальнейшем.
Андрей, настроенный на автократическое управление в отношении княжества, с 60-х гг. 11 столетия решил осваивать и другие земли Руси. С 1159 по 1167 гг., во время княжения Ростислава Мстиславовича Смоленского в Киеве, приходящегося старшим двоюродным братом князя Андрея, политическая ситуация находилась в достаточном равновесии, которое регулировалось соглашением. Согласно договору, киевские, волынские, смоленские князья, с одной стороны, и владимиро-суздальские с другой — могли сосуществовать мирно. Однако после ухода Ростислава с политической сцены Боголюбский в значительной степени превосходил могуществом остальных. Когда волынский кн. Мстислав Изяславович отважился на захват Киева при помощи Галицких князей и поляков, призвав 11 князей, двинулся с ратью на штурм цели. Из призванных одни были его собственные помощники и приспешники, а другие — сыновья почившего Ростислава — Давид и Рюрик. Они сидели в Киеве. Также присутствовали Роман Смоленский, сын Ростислава, князья Олег и Игорь из Чернигова, сыновья Святослава и другие. Таким образом, был создан общерусский союз, главой которого выступал Андрей.
Военный поход привёл к тому, что весной 69 г. Киев оказался под властью. В городе царил всеобщая сумятица и разграбление. Большой урон нанесли церквям и многим монастырям. Внутреннее убранство значительно повредили. Очевидец из Владимира, записывавший события, объяснил ситуацию в Киеве наказанием за ложь со стороны митрополита. Несколькими месяцами ранее митрополит Константин II вынес запрет на совершение богослужений киево-печерским игуменом Поликарпом. Последний согласился с воззрениями о конфликте, возникшем из-за постов. Киевский княжеский трон получил младший брат владимирского властителя Глеб Юрьевич. Во внутригосударственных кругах того времени мыслили категориями династической привилегированности. Итак, за Владимиром признали большую политическую силу, чем за Киевом, поскольку правителем первого города значился именно Андрей.
Поход на Новгород, осуществимый в 69−70 гг. зимой, по масштабам можно приравнять к Киевскому. Причиной для военных сборов стали разногласия Новгорода в Подвинье — месте столкновения новгородской колонизации и ВС. В результате последняя потерпела поражение. Согласно легенде, Новгороду помогла Пресвятая Богородица. В городе находилась её икона «Знамение».
Несмотря на поражение властителя Владимира, новгородцам пришлось признать в 71−72 гг. главенство кн. Андрея, поскольку он приостановил поставки хлеба с южных земель страны. В 72 году 11 столетия княжеский трон в городе получил его сын Юрий. Годом ранее могущество правителя Владимира приняли Ростиславовичи. После ухода Глеба Юрьевича из жизни сын Ростислава Роман получил во княжение Киев. Разрешение предоставил Андрей.
В период выполнения Андреем функций властителя ВСЗ значительно расширили путём прибавления территорий на востоке (Волжская Булгария) и на севере, Подвинье.
Между тем в политике давления на близлежащие территории и регулярных штурмов, осаждений, предпринимаемых Боголюбский, проявились черты кризиса. Выступления войск против волжских булгар в 72 году не были поддержаны знатью и союзными силами из Мурома и Рязани.
Основной виток кризиса развивался в обществе. Чрезмерный характер самодержавия князя в сочетании с особенными мерами военного качества с фискальным оттенком стали причиной неблагополучных отношений между ним и боярами, как ростово-суздальскими, так и владимирскими. Новая знать ВСЗ не была сопоставима с родовым боярством, так как отличалась наличием класса служилых.
Вскоре между князем и Ростиславичами возникла распря. Сын основателя Москвы узнал, что брат Глеб ушёл из жизни не по естественной причине, обозначив преступников — выходцев из киевских бояр. Боголюбский предъявил Ростиславовичам требование об их выдаче. Однако получил отказ по причине отсутствия прямых доказательств. Князь направил Роману послание, где выдвинул ультиматум: кто не желает прислушаться к его (Андрея) слову, пусть оставляет княжение (это касалось Романа в Киеве, Давида в Вышгороде, Мстислава в Белгороде). Киевский князь повиновался, однако другие братья Ростиславовичи затаили обиду на властителя Владимира. Давид, Мстислав и Рюрик обратились к Боголюбскому и указали на беспричинность обвинений, напомнили, что целовали крест и клялись в верности ему, а теперь вынуждены оставлять своё княжение и удаляться. Братья оставили Богу право судить, кто прав.
Ответа от Боголюбского не дождались. Теперь, немедля, они взяли Киев штурмом, заставив брата Всеволода покинуть город. На освободившееся место назначили своего родственника Рюрика. Михаил, ещё один брат, встал на сторону Ростиславовичей, помня их обещание о возвращении ему Торческу и добыче Переяславля.
Услышав о том, что произошло, князь, пришёл в ярость и, призвав собственного мечника Михна, отдал тому наказ — поезжать к Ростиславовичам и передать: ослушались его — пусть уходят из Русских земель. Мстислав, как зачинщик, понесёт суровое наказание самолично от князя. Мстислав не страшился людей, только Бога, поэтому приказал состричь волосы с головы посла, а также его бороду. После он отпустил его, приказав передать князю Андрею, что братья почитали его как отца. Они не потерпят такого отношения к себе. Пусть будет так, как рассудит Бог. Ответ Мстислава привёл Боголюбского в неистовство. За считаные часы собрали войско примерно в 50 тысяч дружинников, состоявшее из союзных Владимиру сил. Приказ Боголюбского был ясен — обратить Рюрика и Давида в бегство, оставить их без княжеского трона, Мстислава взять, но не убивать. Летописец отмечал ум и доблесть властителя Владимира, однако сожалел о его несдержанности и гневе, ставшими причиной его дерзких речей. На подходе к цели он приказал смолянам, а также князьям из многих земель стать часть его армии. Поход не принёс ни удовлетворения Боголюбскому, ни пользы для дружины. Штурм Вышгорода прошёл безуспешно. Обороной города руководил Мстислав и обратил бесчисленные войска, которые сын Долгорукого подвёл к его крепости, в бегство.
Влияние Боголюбского на юг уже не казалось столь сильным и всеобъемлющим. Однако политические распри из-за Киева, которыми была охвачена вся Южная Русь, подтолкнули Ростиславовичей на повторное вступление в переговоры с сыном Юрия Долгорукого по истечении 10−11 месяцев после неудачного похода на Вышгород. В этот раз братья просили у князя Киев для вокняжения Романа. Гибель стала причиной незавершённых переговоров.
В 74 году 11 столетия Андрей стал жертвой кощунственного плана убийства, разработанного его подданными — Кучковичами из боярского рода. Существует предание, согласно которому супруга кн. А. была выходцем из того же рода, однако никаких подтверждений тому нет. Убийство властителя Владимира произошло ночью в конце июня (29 или 30 число) [3] в его резиденции в Боголюбово. О преступлении в деталях рассказывается в записях очевидцев или с их слов «Об убиении Андрееве». Правдивость рассказанного подтверждена исследованием костей, сделанного в советское время.
В среде подданных, которых не радовал его жёсткий характер, возник заговор, главенствующую позицию в нём занимали Яким Кучков, родственник жены Андрея по первому браку. Он мстил за казнь родного брата. Среди прочих участников заговора числился и Пётр, родственник Якима, а также Анбал. Последний служил ключником. Общее количество участников этого преступления составляло 20 человек. Они ворвались в опочивальню. Андрей, начал спешно доставать меч из ножен, но не обнаружил оружия на привычном месте. Князь всё ещё был значительно силен и оказывал сопротивление нападавшим без возможности защищаться. Вскоре он остался без сил и упал. Убийцы решили, что покончили с ним, подняли одного из участников, которого закололи в потасовке случайным образом. Однако он был ещё жив и стонал. Он сумел приподняться и выйти в сени. Там он прислонился к деревянной перекладине, где его настигли и добили.
Смерть кн. Андрея не была единственной. Утром от рук палачей погиб любимец Боголюбского Прокопий, казна также была ими опустошена. Убийцы думали, что жители Владимира будут мстить за убийство властителя. Опасаясь этого, они отправили своих сообщить, что заговор свершился, и сообщники участников есть среди владимирцев. Однако жителей никак не затронуло преступление, свершившееся фактически на их глазах. Вслед за Боголюбским смерти предали посаженных им людей. Повсюду происходили грабежи домов, ограблению подверглись даже строители храмов, прибывшие из-за границы. Бесчинства свершались повсюду. Лишь крёстный ход с Владимирской иконой Богоматери прекратил насилие.
На следующий день Кузьма, родом из Киева, служивший у Боголюбского и преданный ему, нашёл князя на заднем дворе, завернул убитого и раздетого донага правителя в плащ. Используя ковёр для переноса тела, он понёс его церковнослужителям в храм. Слуги были настолько пьяны, что не пожелали открыть двери храма. Тело пролежало у дверей 2 дня. После игумен Арсений провёл панихиду по убиенному. Через 5 дней в городе наступило относительное спокойствие, и жители отправили повозку за телом. При виде княжеских знамён впереди гроба в толпе народа возникло волнение. Многие начали плакать, вспомнив, что усопший совершил множество добрых дел при жизни. Тело Андрея перенесли в Успенский Собор для вечного успокоения.
Повествование о насильственной смерти Боголюбского ярко показывает, насколько критическим было недовольство подданных, сопровождавшее конец правления. Равнодушие к страшным преступлениям, злоба и гнев людей продемонстрировали, как общая любовь может быстро смениться повсеместной ненавистью.
Князь правил самовластно по меркам того времени, и политика давления привели его к краху и бесславной гибели. Продолжателей его дела не нашлось. Также был прерван род кн. Андрея. Сын Юрий — единственный, кто остался после смерти бывшего властителя Владимира, скрылся на землях половцев. Княжеский трон в городе занял Всеволод Юрьевич. Между тем Юрий в 84 году прибыл в Грузию по приглашению для брака с царицей Тамарой. В 88/89 гг. участвовал в распрях за трон, закончившихся неудачно.
Прославляющим моментом в истории о принятии смерти является его богоугодная деятельность, строительство храмов. Князь щедро жертвовал средства на храмы, повсеместно распространял христианство и просвещал народ, помогал нищим и страждущим. Историки и специалисты, изучающие деятельность, отмечают его высокое благочестие, поскольку он любил молитву. В летописях отмечается, что владимирский властитель приходил ночью в храм помолиться. Также в письменах отражено отношение, как к мученику, пострадавшему и собственной кровью искупившего свои грехи. Именно так относились к нему владимирцы при жизни и после смерти.
Проследить память можно в святцах с 17 столетия. Так, в Месяцеслове Симона отмечается, что 3 августа произошло убийство великого князя во Владимире. Смерть он принял от собственных бояр Кучковичей и их товарищей. Кайдаловские святцы память князя Андрея указывают на другую дату — 2 октября, поскольку в этот день он основал Покровский монастырь рядом с селом Боголюбовым [5]. Имя убиенного значится в «Описании о российских святых» (кон. 17 — начало 18 в.).
Обретение мощей святого состоялось 15 октября 1702 г. Останки расположили в раке в Успенском соборе (северная сторона). На святые мощи в момент обретения надели специальное облачение, оставив в ризнице собора фрагменты древней одежды. В это же время установили празднование для праведника в день памяти св. Андрея Критского (4 июля).
С начала 18 столетия во владимирском Успенском соборе хранится житие, составление которого относится к тому времени. В 1768 г. собор освящали после ремонтных работ, и северный придел, который ранее относили к Благовещению Пресвятой Богородицы, посвятили Андрею. Сень находится над ракой святого. Рака вместе с ближайшей к ней стеной украшают стихи императрицы Екатерины II, которые она посвятила Андрею.
Советские власти три раза подвергали вскрытию мощи праведника (1919, 1934 и 1941 гг.). В двух последних случаях мощи изучались, а также по ним пытались воссоздать облик Андрея.
В 1982 г. имя князя внесли в Собор Владимирских святых, инициатором установления которого стал архиепископ Владимирский и Суздальский Серапион.
Для праведника Андрея проводится Всенощное бдение, включает малую вечерню, литанию и 2 канона. Во время службы ведут прославление князя как страстотерпца, мученика, создателя храмов, почитателя Пресвятой Богородицы и Св. Троицы. Особое значение имеет тема священности рода Андрея, его духовной связи с князьями, претерпевшими мучения, святыми Глебом и Борисом. В 1920-х гг. митрополит Сергий (Страгородский) составил Службу Боголюбской иконе Пресвятой Богородицы, в тексте которой также почитают Андрея. В текстах службы Собора Владимирских святых (23 июня) отмечено упоминание праведника.
Убийство Андрея представлено на миниатюре Радзивилловской летописи [9]. Портрет праведника ранее изобразили на фреске 64−65 гг. 15 столетия, находившуюся в Архангельском соборе (Московский Кремль) и воспроизведённой в росписи 52−66 гг. 16 века. Князь изображён с нимбом в профиль. Его руки подняты и сложены в молитве. Одеяние — платье изумрудного оттенка с украшением из орнамента. Красная фрезия покрывает одеяние святого, на голове — шапка, обшитая мехом. Борода заострённая, кудрявая. Волосы — тёмно-русые.
«Степенная книга» содержит описание внешности Андрея. В текстах отмечают красоту лица, чёрные и кудрявые волосы, высокий лоб, большие и светлые глаза. Фреска 44−45 гг. 16 в. церкви Ризоположения (Московский Кремль) представлена следующим изображением князя: свиток в руке, голова не покрыта, одеяние — синее, оплечье, красная шуба. Образ Андрея, представленный на фреске, совпадает с иконописными оригиналами 18 в.
На вопрос, что сделал для Руси Андрей, вкратце можно ответить следующее. Жизнь и деятельность князя Андрея представляют огромный интерес для историков и обывателей. Вместе с отцом Юрием Долгоруким он начал участвовать в военных походах ещё с ранних по современным меркам лет. Молодой полководец пользовался симпатией и уважением дружинников, так как собственным примером показывал храбрость и отвагу. К примеру, при осаде Луцка воинами отца, Андрей устремился за лазутчиком один и, попав в окружение врагов, бесстрашно отбился от них и вернулся к своей дружине целым и невредимым. Во время похода на Чернигов своим примером продемонстрировал князьям других земель, сопровождавших его отца и участвовавших в военном событии, свою удаль, став во главе дружины, идущей на приступ города.
За годы правления Андрей стремился централизовать Русь, объединить под своим началом разрозненные земли, чего сумел добиться в период княжения во Владимире. Помимо ратных подвигов, Андрей известен своими богоугодными делами. Он заложил и выстроил множество храмов. Особо им почиталась Пресвятая Богородица, по легенде явившаяся к нему в селе Боголюбово, где позднее по приказу правителя возвели храм Рождества Богоматери. Смерть владимирского правителя была насильственной и мучительной. Его убили собственные бояре, объединившиеся против князя в заговоре. Позднее Боголюбского причислили к лику святых. Сегодня, как и во времена правления князя, христиане почитают его и проводят церковные службы. Андрей похоронен в Успенском Соборе.