Андрей Боголюбский

Боголюбский Андрей, крупный планБоголюбский Андрей, средний планБоголюбский Андрей, крупный план справаБоголюбский Андрей, крупный план слеваБоголюбский Андрей, крупный план сбокуБоголюбский Андрей, с ножом в рукеБоголюбский Андрей, крупный план головы справаБоголюбский Андрей, крест на грудиБоголюбский Андрей, с ножом в левой рукеБоголюбский Андрей, держит светецБоголюбский Андрей, держит светец для лучиныБоголюбский Андрей, держит ножБоголюбский Андрей, общий план спередиБоголюбский Андрей, общий план 3/4 слеваБоголюбский Андрей, общий план слеваБоголюбский Андрей, общий план 3/4 сзадиБоголюбский Андрей, общий план сзадиБоголюбский Андрей, общий план 3/4 справа сзадиБоголюбский Андрей, общий план справаБоголюбский Андрей, общий план 3/4 справаБоголюбский Андрей, скульптура головы

Скульптура Боголюбский Андрей

Характеристики:

  • Материал: бронза, черный металл, композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 135 см. ширина 65 см. глубина 82 см.

Статус: На заказ

от 700 000 ₽


Историческая справка

Андрей Боголюбский — великий сын великого князя, великий внук великого деда.

Имя этого князя удивительным образом сочетает в себе мужественность защитника родной земли и истинного почитателя русских традиций. Великий князь Владимирский родился, по некоторым летописным данным, в 1110 году, в разгар борьбы его отца, князя Юрия Долгорукого, против Киева. Мать будущего правителя Руси происходила из половецкого рода князя Аепы, а его дед по отцовской линии — Владимир Мономах.

Андрей Боголюбский был дважды женат — сначала на дочери крупного московского боярина Кучки, красавице Улите, затем — на булгарской пленнице. Улита подарила князю пятерых детей: трех сыновей и двух дочерей.

Главной целью своего княжеского правления Андрей Боголюбский определил захват Великого Волжского пути и усиление княжеской власти в Киевской Руси. Много испытаний пришлось пережить князю, мужественному и властному, щедрому и мудрому, прозванному за свой ум вторым Соломоном.

История правления

Жизнь князя Андрея Боголюбского наполнена событиями. Прожив чуть более шестидесяти лет, младший сын Юрия Долгорукого успел возглавить власть в Вышгороде (в 1149 и в 1155 годах), Турове, Пинске и Пересопнице (в 1151 году). Сегодня это территории Ярославской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Московской областей.

Междоусобные войны были важной частью жизни Андрея Боголюбского. С 1149 года князь принимал активное участие в борьбе Юрия Долгорукого против Киева, вместе с князем Изяславом Михайловичем в 1150 году осаждал мятежный Луцк, сражался под Киевом в 1151 году, возглавил взятие Чернигова в 1152 году.

С поддержкой бояр Андрей Боголюбский пришел к власти в Ростово-Суздальском княжестве, сделав город Владимир-на-Клязьме его новой столицей. Авторитарный по характеру, новоиспеченный Великий князь Владимирский выслал из своих владений в Византию четырех братьев и двух племянников вместе с близкими им боярами. И стал править единовластно.

Согласно традициям средневековья, новые правители старались расширить свои владения, не исключением был и Андрей Боголюбский. В 1164 году Великий князь отправился походом в Булгарию, поставив перед собой цель расширения границ княжества на восток и северо-восток. В эти же годы благодаря стараниям князя территория Владимирского княжества продлилась до Волги (там был заложен город Городец Радилов) и Северной Двины.

В русских летописях сказано: «Андрей был избран Небом». Судя по всему, современники с уважением относились к политике Великого князя, к его успешной борьбе против Киева и подчинению Новгорода, в котором был посажен на княжение сын, юный Георгий Андреевич. В восточных источниках Андрея Боголюбского называют «царем русским».

«Самовластец» земли Суздальской

Официальной датой создания Владимирского Великого княжества считается 1157 год.

Прекратив отношения с Южной Русью в 1161 году и уступив киевский престол Великому князю Ростиславу Михайловичу, Андрей Боголюбский, как сказано в летописи, стал «самовластцем всей Суздальской земли». На новом гербе Владимира был изображен лев — таким образом, Великий князь, называемый князем Суздальским, Владимирским и Ростовским, решил подчеркнуть духовную связь новой столицы с Иерусалимом.

Объявив Владимир столицей княжества, Андрей Боголюбский повелел построить там собор, названный Успенским и получивший позже название Белокаменной царицы. В новом русском храме, украшенном фресками работы Андрея Рублева и Даниила Черного, со второй половины XII века велось Владимирское летописание.

По указу Великого князя были построены знаменитые белокаменные Золотые Ворота, визитная карточка современного города Владимира, редкий по красоте архитектурный памятник средневековой Руси.

Андрей Боголюбский не жалел денег на строительство и украшение храмов, со всего света приезжали к нему мастера для создания новых архитектурных шедевров. В его правление было возведено более тридцати православных храмов из белого камня, богато украшенных фресками и золотом, традиционной русской резьбой и самоцветами.

В селе Кидекша на реке Нерль до сих пор возвышается каменная церковь Бориса и Глеба, построенная в 1152 году и «помнящая» нашествие Батыя. Рядом с Владимиром была воздвигнута Церковь Покрова-на-Нерли, посвященная Богородице.

Боголюбово — «город камен, именем Боголюбый»

В 1158 году Андрей Боголюбский начал строительство своей новой резиденции Боголюбово, подробно описанной в Ипатьевской и Новгородской летописях. Согласно легенде, на месте основания будущего замка Великий князь увидел во сне Богоматерь и решил построить там город-дворец.

Белокаменный замок обладал толстыми стенами и по традициям того времени был окружен насыпными земляными валами и глубокими рвами. В стенах замка собиралась знаменитая библиотека Андрея Боголюбского, о которой рассказывается в житии князя. На протяжении семнадцати лет Боголюбово являлось столицей Владимиро-Суздальского княжества, крупнейшим русским городом и постоянным местом проживания Андрея Боголюбского.

До нашего времени сохранились остатки укреплений и часть внутреннего убранства дворца Великого князя, включая лестницу, на которой князю предательски был нанесен смертельный удар.

Заговор и убийство. Канонизация

Андрей Боголюбский, как и любой другой сильный и удачливый правитель, часто вызывал недовольство и зависть среди своего окружения. Великий князь Владимирский был довольно жесток с боярами, что привело к возникновению разногласий в отношениях с ними.

Как сообщает русский историк Н.М.Карамзин, в заговор 1174 года вступили двенадцать человек, ни один из которых лично князем обижен не был. Среди заговорщиков были зять Андрея Боголюбского — Иоаким, боярин Петр, чиновник Ефрем Монзович. Крепко выпив, заговорщики перебили дворцовую стражу в Боголюбове, зверски закололи князя и похитили казну. Произошло это 29 июня 1174 года.

Тело Андрея Боголюбского перевез во Владимир игумен Феодул, где в Успенском храме прошло скромное погребение. Русские летописцы посмертно восхваляют Андрея Боголюбского за распространение христианства среди булгар, за освоение новых земель и присоединение их к Киевской Руси, за возведение храмов и монастырей, за уважение к духовенству, за щедрость.

В 1702 году русская православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского и причислила его к лику благоверных. Мощи князя, помещенные в старинную серебряную раку, хранятся в его любимом Успенском соборе во Владимире, а память о нем — в сердцах русских людей. Ежегодно 17 июля в храмах России устраиваются молебны в память об Андрее Боголюбском.


Источники:

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.1, т.3, гл. 1. С354−367.Р.-н.-Д., Феникс, 1994.
  2. Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., Эксмо, 2006.
  3. Памятники древнего зодчества. Владимиро-Суздальская Русь. Советский художник, М., 1984.
  4. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., Научное издательство «Большая энциклопедия», 1996.
  5. Хрестоматия. Отечественная история. Век XII. М., Просвещение, 1986.