Будда был одним из величайших гениев нравственности, подаренных миру. Так об основателе буддизма говорил Альберт Швайер, французский ученый, теолог, лауреат Нобелевской премии. Биография Сиддхартхи Гаутамы вдохновляет миллионы людей всего мира на благочестивую жизнь, учит преодолевать жизненные трудности и помогать другим.
Будда Шакьямуни был царевичем клана Шакьев Капилавасту, живший на территории современного Непала. Он явился на свет около 560 г. до н.э. Едва родившись, он сделал семь шагов и заявил: «Это мое последнее рождение».
Через неделю после рождения Будды его мать умерла, и мальчика воспитывала мачеха по имени Праджапати. Один провидец сообщил отцу царевича — Капилавасту, что его ребенок станет исключительной личностью — либо великим правителем, либо великим мудрецом, обладающим состраданием, ведущим живых существ по духовному пути.
Отец не хотел, чтобы его сын связал свою жизнь с религией, он желал ему богатства и процветания. Поэтому во дворце Капилаваст создал все условия для счастливого детства мальчика: у него было все, что можно купить за деньги. Выходить наружу ребенку запрещалось — его ограждали от всего неприятного.
Будда рос сострадательным, спортивным и умным. Он женился на хорошей девушке, у них родился сын. Но однажды все изменилось…
Несмотря на родительский запрет, как-то раз Сиддхартха осмелился покинуть территорию дворца. Ему повстречался морщинистый немощный старик: так Будда узнал о старости. Идеальный мир в его представлении пошатнулся…
Во время второй прогулки он встретил больного человека и понял, что все подвержены болезням.
В третий раз Будда увидел покойника и впервые серьезно задумался о смысле жизни: в чем он состоит, если всех неизбежно ждет одна и та же участь, которой нельзя избежать?
Наконец, в свой четвертый выход Сиддхартха увидел нищего аскета. Колесничий пояснил, что этот человек оставил свою семью и отправился в странствие, чтобы понять, как устроен мир.
Также решил поступить царевич. Он понял, что необходимо отказаться от чувственных удовольствий, чтобы найти выход из страданий бытия. И, поцеловав на прощание жену и ребенка, ночью покинул дворец.
Будда изменил свой внешний облик — снял дорогие одежды, облачился в простую робу, остриг волосы и отправился искать учителя. Несколько лет он провел, обучаясь медитации. Будучи способным учеником, он схватывал все на лету, но освободить ум от привязанности, гнева и неведения ему так и не удалось.
Тогда он решил встать на путь аскетизма. Целых шесть лет вместе с пятью единомышленниками Будда жил в строжайших условиях, съедая в день только одно рисовое зернышко. Это привело к тому, что юноше достаточно было дотронуться пальцем до живота, чтобы коснуться позвоночника. Однако ни строгий аскетизм, ни умерщвление плоти не принесли плодов: Сиддхартха по-прежнему был далек от Истины.
Будда понял: бросаться в крайности, голодать и истязать себя — это не выход. Он угостился кашей из рук простой девушки, немного набрался сил. Аскеты, оскорбившись, назвали Будду отступником и покинули его.
Оставшись предоставленным самому себе, Сиддхартха сел в созерцательной позе под раскидистым баньяном, который буддисты называют «Древом пробуждения», и поклялся никуда не удаляться, пока не обретет то, ради чего он пустился в путь. Решив так, отшельник из знатного рода Шакья ушел в глубочайшее созерцание.
Почувствовав, что Будда близок к истине, оживился коварный демон Мара, напустивший на бывшего принца свои войска. Образ Мары можно трактовать как часть ума, состоящего в состоянии цепляния и замутненности. Как бы то ни было, Сиддхартха превратил оружие воинов Мары в дождь из цветов, не поддался красоте сладострастных дочерей демона — и Мара сдался. Медитация продолжалась всю ночь, пока, наконец, перед бывшим принцем не открылись великие Благородные Истины, ценные знания о принципе причинно-зависимого происхождения, крайне важные для теории Дхармы, и представление о безмятежном покое — нирване. Гаутама исчез — на земле появился Будда, то есть Пробужденный. Это произошло, когда молодому человеку было 35 лет.
В ту ночь перед Татхагатом (Так Пришедший — еще одно из имен Будды) открылись основные постулаты, которые легли в основу его Учения — Дхармы. Эти истины таковы:
Корень любого страдания заключается в неведении четырех непреложных истин, а Путем к Просветлению являются обращение к Дхарме и следование ей.
Все это открылось перед Буддой в ту знаменательную ночь. Проведя неделю в состоянии самадхи (медитативного сосредоточения) и наслаждаясь открытием, на восьмой день он отправился в индийский Сарнатх (Олений парк) на поиски оставивших его аскетов. Заметив произошедшие в нем перемены, они с благодарностью восприняли его учение. Родилась община Сангхи — сообщества практикующих, появились Три Драгоценности буддизма — Будда, Дхарма и Сангха.
Будду слушали не только люди, но и две газели, чьи изображения, ставшие символом буддизма, имеются по обеим сторонам Колеса Учения, символизирующего 8 этапов Благородного Пути. Они встречаются на всех буддийских храмах, например, в России, на дацане в Петербурге.
Итак, в течение долгих 45 лет после достижения Просветления Будда проповедовал Дхарму в Индии. Около города Шравасти у сангхи была роща, где часто останавливались монахи. Согласно истории, к этому времени у Будды было уже 12 500 приверженцев. Создалась и женская община — так появились монахини бхикшуни.
Однажды Бхагаван (Блаженный, он же — Будда) вернулся на родину и преподал учение своей семье. Отец принял сына, став его последователем, а сын самого Будды принял монашеский обет.
Двоюродный брат Будды — Дэвадатта — завидовал ему. Он пробовал погубить Татхагата, натравив на него опьяненного слона, но тот преклонил перед ним колени. Провалились и его попытки расколоть общину изнутри.
Настал день ухода Будды в нирвану. Случилось это на реке Найранджани, что в Кушинагаре, когда Татхагату было 80 лет. Учитель попрощался с учениками и прочитал им наставления на прощание. Он просил их быть всегда светочами для самих себя, неизменно рассчитывать на себя, а не на других.
Затем Учитель лег на бок в величественной позе льва и оставил этот мир. Он не умер в нашем мирском понимании — он погрузился в состояние, не имеющее представления и описания. Известно одно: в нем напрочь отсутствовало страдание, его сменило вечное блаженство.
По местным традициям тело Будды кремировали, а в пепле обнаружили шарира — шарообразные элементы, свойственные для святых. Сегодня это величайшие буддийские реликвии, помещенные в ступы — так называют конусовидные культовые сооружения в этой религии. Позже туда стали закладывать священные тексты сутр — это записи со слов Учителя.
Со временем буддизм вышел далеко за пределы Индии: его исповедуют в Тибете, Непале, Китае, республиках Бурятия, Калмыкия, Тува. Образ Будды и его последователей периодически появляется в искусстве, например, в кинематографе — в замечательных картинах «Семь лет в Тибете», «Маленький Будда» и некоторых других.
Иератичная сидящая фигура Будды в первую очередь привлекает этнографическим колоритом. В качестве сиденья использован сложной формы тронный постамент с парой абсолютно симметричных стилизованных слонов и напоминающей разорванное колесо сансары высокой спинкой. Роскошное, богато декорированное одеяние не оставляет сомнений в его индийском происхождении, как это обычно понимается в европейской культуре. Облик Будды, его прическа, проработка лица напоминает о традициях знаменитой пластики Гандхары — времени сложения основных иконографических канонов изображения персонажей буддийского пантеона. Отрешенное состояние вполне соответствует присущему Будде состоянию «просветления» — и в данном контексте не столь уж важно изображен ли здесь Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни), чаще всего ассоциируемый с именем Будды, или некий собирательный персонаж, достигший нирваны и освободившийся от дальнейших воплощений. На первый план выдвинут символико-аллегорический аспект, позволяющий определить точку соприкосновения бытийной обыденности и ирреального абсолюта, найденную посредством драматичного преодоления, самоочищения. Контрастные жизненной наполненности пластики форм дематериализующие возможности орнаментальной линии, симметрии, статичной композиции, обязывающей к успокоенной мерности ритмов, помогают добиться необходимого впечатления.