Емельян Пугачев

mg_2337mg_2409mg_2323mg_2859mg_2816

Скульптура Емельян Пугачев

Характеристики:

  • Материал: бронза, дерево
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 117 см. ширина 70 см. глубина 75 см.

Статус: На заказ

от 2 700 000 ₽


Историческая справка

Сегодня, в XXI веке, именем мятежного донского казака Емельяна Пугачева названы улицы и поселки, площади и города, а два с половиной столетия назад императрица Екатерина Великая повелела предать вечному забвению и крестьянскую войну, и ее предводителя. Кем же он был на самом деле — бунтарем-самозванцем или борцом за справедливость?

Емельян Иванович Пугачев, по происхождению потомственный донской казак, родился в 1742 году в станице Зимовейской, в семье Ивана Михайловича и Анны Михайловны Пугачевых. В возрасте семнадцати лет поступил на службу в казацкий полк и отправился прямиком в Пруссию на поля сражений Семилетней войны.

Молодой Пугачев сразу же проявил себя как храбрый воин и получил чин хорунжего, позже он принял участие в Русско-Турецкой войне, после которой тяжело заболел и попросил отставки. Не получив разрешения, Пугачев совершил побег и отправился в Терскую станицу, считавшуюся мятежной.

В последующие месяцы Пугачева несколько раз арестовывали, но он снова и снова убегал.

Во время скитаний донской казак побывал на Украине и в Польше, прошел по станицам Дона и поселкам Урала и везде видел тяжелую жизнь русского народа. Именно в то время Пугачев решил возглавить восстание яицких казаков (живших по берегам реки Яик на Урале), поднявшихся на бунт после лишения их Екатериной II «казацких вольностей».

Петр III самозванец

Емельян Пугачев сумел вызвать доверие восставших яицких казаков и назвался чудом спасшимся Петром III. Согласно источникам, настоящий Петр III, сын шведского герцога и дочери Петра I Анны Петровны, погиб от руки заговорщиков в последний из дворцовых переворотов в 1762 году. По сути, Пугачев явился одним из многочисленных самозванцев, которые после Смутного времени появлялись в России с завидной регулярностью.

Небольшой бунт вылился в настоящую крестьянскую войну под предводительством казаков и охватил огромные территории России:

— Кубань и Подонье;

— Урал и Западную Сибирь;

— Центральную Россию и Поволжье.

Назвавшись именем загадочного и непонятного простому народу российского правителя, павшего от рук ненавистной императрицы, Пугачев, проявив незаурядные организаторские способности, сумел стать авторитетной фигурой в среде восставших. Яицкие казаки, права которых заметно ущемлялись Екатериной II, с радостью приняли в свои ряды такого воина, да еще выдающего себя за законного российского императора.

Три периода Крестьянской войны

Война длилась полтора года, с сентября 1773 по январь 1775 года. Все это время восставшие с переменным успехом противостояли регулярной российской армии. Екатерина II, напуганная размахом боевых действий, повелела создать Государственную военную коллегию для борьбы с Пугачевым.

За первый период войны (сентябрь 1773 — март 1774 года) к армии Пугачева присоединилось более 30 тысяч человек — крестьян, казаков, пахотных солдат, служилых калмыков и башкир, рабочих с уральских заводов. С Урала Пугачев повел свое разношерстное войско на Москву. Восставшие осадили Оренбург, но не сумели его взять, позже они потерпели поражение под Татищевской крепостью.

Второй период войны, длившийся с апреля по июль 1774 года, стал более успешным для пугачевского войска — было разгромлено 90 уральских заводов, взято несколько крепостей. На подавление восстания императрица направила лучшие военные силы государства.

В третий период, с августа по сентябрь 1774 года, Емельян Пугачев издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной неволи, что вызвало новую волну присоединения хлебопашцев к войску. Поволжские города, узнав о приближении пугачевского войска, убивали воевод и встречали восставших хлебом-солью. Войско Пугачева осадило Царицын, но не сумело противостоять хорошо вооруженной профессиональной армии.

Армия Е. Пугачева была разбита под Черным Яром к северу от Астрахани и ушла в Заволжье.

Арест и казнь предводителя Крестьянской войны

Емельян Пугачев не отчаялся и даже после разгрома основных сил крестьянского войска предлагал продолжить поход к Каспийскому морю. В это случился заговор среди казачьих офицеров мятежной армии, мечтавших обменять жизнь Пугачева на помилование. И, как часто бывает в истории и жизни, Пугачев, весьма уважаемый своими товарищами, был предан одним из них.

8 сентября 1774 года, пройдя десятки километров от озера Эльтон к северо-западу, войско остановилось в районе Больших Узеней (ныне Волгоградская область). Предатели неожиданно напали на Пугачева, связали его и все вместе отправились в Яицкий городок, где предводитель Крестьянской войны был арестован царскими чиновниками.

Пугачева лично допросил прибывший в Яицкий городок Александр Васильевич Суворов, организовавший затем доставку заключенного казака в Симбирск. На небольшую повозку установили деревянную клетку, в которую поместили Пугачева, и так везли под мощной охраной много сотен километров.

В октябре, после длительных допросов и пыток, Емельян Пугачев был доставлен в Москву, где расследование продолжила специально созданная Тайная комиссия Сената под руководством генерала И.Потемкина. В конце декабря в Кремле состоялось заседание суда, на котором решено было казнить Пугачева через четвертование.

Казнь Емельяна Ивановича Пугачева состоялась 10 января 1775 года на Болотной площади (по просьбе Екатерины II ему сначала отрубили голову, а уже затем четвертовали). Это был конец Крестьянской войны, но не памяти о смелом казаке, ставшем легендарным борцом за свободу простого народа.

Личность Пугачева и память о нем

С юношеских лет Пугачев отличался трудолюбием и смелостью, но не послушанием.

Во время долгой осады Оренбургской крепости Пугачев лично обучал свое войско стрельбе из артиллерийских орудий и необходимой военной дисциплине. На допросах, по признанию царских следователей, Пугачев проявлял сдержанность, мужество и достоинство.

Донской казак, не имевший образования, но обладавший огромным опытом боевых действий, оказался блестящим организатором, сумевшим сплотить войско, состоявшее из представителей разных социальных слоев и насчитывающее в разгар событий почти тридцать тысяч человек.

Память о мятежном донском казаке увековечена:

— в Казахстане, в городе Уральск, работает дом-музей имени Е. Пугачева;

— в Челябинске есть Пугачевская гора;

— в Саратовской области один из городов в Заволжье назван его именем;

— в г. Саратов есть Пугачевская улица и Пугачевский поселок;

— площади и улицы имени Е. Пугачева имеются в десятке городов России;

— памятник Пугачеву установлен в Саранске.

Полк имени Пугачева входил в Чапаевскую дивизию в период Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны имя мужественного и талантливого полководца брали себе партизанские отряды.

Емельяну Ивановичу Пугачеву посвящались повести («Капитанская дочка» А.С. Пушкина) и стихи (поэма Сергея Есенина «Пугачев»). Увековечен его образ и в музыке (хоровая поэма Р. Щедрина «Казнь Пугачева»). На тему Крестьянской войны ставились спектакли и снимались фильмы. История кино насчитывает 16 киновоплощений этого бесстрашного героя.


От автора

ПУГАЧЕВ ЕМЕЛЬЯН ИВАНОВИЧ [около 1742 — 10(21).1.1775] - донской казак, участник Семилетней (1756—63) и русско-турецкой (1768—74) войн, хорунжий. В 1773 объявил себя императором Петром III и поднял восстание яицких казаков, которое стало началом Крестьянских войн 1773—75, называемых по имени предводителя пугачевщиной. В ходе войн выявились необычайная энергия П., его отвага, природный ум, незаурядное полководческое дарование и организаторские способности. 8 сентября 1774 арестован в заволжских степях заговорщиками, которые выдали его властям. Казнен в Москве на Болотной площади по приговору Сената, утвержденному Екатериной II.

Скульптура неординарна по соединению традиционной формы выражения искусства — пластики человеческого тела — и материальной атрибутики, получившей почти самодостаточное значение. Известно, что от места проведения предварительного следствия в Яицком городке (ныне Уральск) и Симбирске (ныне Ульяновск) Пугачев был доставлен под конвоем, ведомым А.В. Суворовым, в деревянной клетке. Эта клетка, выполненная настолько осязаемо, что граничит с брутальным веризмом, становится одним из самых выразительных художественных элементов произведения. Ее нерушимая массивность, угнетающая теснота обостряют трагедийные интонации образа. В то же время, заключенная в ее пределы могучая фигура Пугачева выражает не столько безысходность положения, сколько волевой импульс, идущий изнутри его страдающей, но все-таки героической личности. Тело, скрученное в тугую спираль, готовую, но не способную в силу принудительной ограниченности пространства распрямиться, исполнено мощной энергетики. Противонаправленные композиционные оси фигуры в совокупности с линиями клетки задают сложную ритмику, когда круговой обход скульптуры становится просто необходим для получения адекватного впечатления. Ведь каждая новая точка обзора открывает иной оттенок смысла, иную грань противоречивого образа Пугачева — то героически-утвердительную, то страдательную, то протестную, то угнетенную. Руки, стянутые узлами толстой веревки, выходят за границы огороженного клеткой пространства, словно желая и не находя выхода из сложившихся драматических обстоятельств. Поворот головы открывает зрителю лицо, устремленное в поиске света, глаза, полные тревоги и надежды, раскрывая сложные смыслы предстоящей прощальной сцены перед казнью, когда Пугачев крестился и, обращаясь к Богу и народу, испрашивая прощения.

Станковая скульптура «Емельян Пугачев», созданная И. Коржевым в 1995—1997 годах, является плодом раздумий автора об истории русского народа. Его «Емельян Пугачев» — и конкретный, и собирательный образ тех людей, которые в моменты сильнейшего гнета со стороны власти вставали и возглавляли те народные массы, которые уже не могли не восставать, жертвуя и всем, что у них было, и собственными жизнями. При том, что это современная скульптура, в ней видна реалистическая школа автора. Скульптор смог вложить в фигуру ту мощь и энергию народа, который, уже будучи схвачен и закован, на пороге жестокой казни осознает и не отступает от желания свободы и изменения действительности. Автор скульптуры перед началом работы долго изучал всю документацию и художественную литературу и о фигуре Пугачева, и о состоянии общества, задаваясь вопросом: «Почему будучи столько раз разбитым, народное войско так быстро обрастало новыми людьми, готовыми идти на смерть?» Немного идеализировав фигуру руководителя народного восстания, автор скульптуры вложил в его образ свое видение русского народного духа.


Источники:

  1. Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., Эксмо, 2006.
  2. Буганов В.И. Емельян Пугачев. М., 1990.
  3. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник. Т.2. М., 1997.
  4. Матюхина Ю.А., Пакалина Е.Н. Большая иллюстрированная энциклопедия истории России. «Дом славянской книги», М., 2007.
  5. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., Научное издательство «Большая энциклопедия», 1996.
  6. Советский энциклопедический словарь. М., 1982.