«Восстание Спартака — единственная
справедливая война в истории».
Вольтер
В I веке до нашей эры Римское государство переживало не лучшие времена. Неспокойно было в колониях: в Испании шла война с Серторием, на востоке — с царем Митридатом, а в самой Италии бунтовали рабы, положение которых стало просто невыносимым. Началось крупнейшее в мировой истории восстание рабов под предводительством Спартака, напрямую угрожавшее центральной власти Рима. События, начавшиеся в 74 г. до н.э., вошли в историю под названием «Третья война с рабами» (имеются в виду два Сицилийских восстания II века до н.э.). Восстание Спартака имело огромное влияние на последующий ход истории Римского государства и, в конечном счете, привело к переходу от республиканской формы правления к империи.
Кем был этот отважный человек, возглавивший массы доведенных до отчаяния рабов? Почему это восстание считается одним из самых важных в истории? Разберемся.
Во времена Римской Республики рабство стало важнейшей частью экономики. В рабов превращали военнопленных, рабов приобретали у пиратов на знаменитом рынке острова Делос в Эгейском море. В I век до н.э. количество рабов в стране выросло втрое и достигло 7,5 миллионов человек, что составляло 20% всего населения государства.
Источники называют Спартака фракийцем, но это может означать как-то, что он был родом из Фракии (современная территория Болгарии), так и то, что он принадлежал к определенному типу гладиаторов, вооруженных небольшим искривленным мечом сикой и носивших особый, закрывающий голову и лицо шлем со стилизованным грифоном.
Имя Спартака, означающее «хорошо владеющий копьем», было распространено на Балканском полуострове в I веке до н.э. Если предположить, что Спартак происходил родом из Фракии, то он, скорее всего, входил в так называемые ауксилии — вспомогательные отряды римской армии, набиравшиеся из иноземных наемников. В таком случае Спартак действительно мог попасть в плен в одной из битв и из воина превратиться в раба-гладиатора, называемого так по укороченному мечу-гладиусу.
Устраивать показательные бои между пленниками придумали этруски, они делали это в обрядовых целях в качестве своеобразного жертвоприношения своим богам. В Римской Республике первый бой между невольниками был проведен в 308 году до н.э., когда римляне победили самнитов, древнее италийское племя. Еще через два столетия гладиаторские бои превратились в любимое и очень популярное в Риме развлечение.
Во многих городах и провинциях были созданы гладиаторские школы, занимающиеся подготовкой профессиональных бойцов. По правилам, установленным в школах, победивший в бою получал свободу, проигравший же оставался в рабстве. Руководили занятиями в школах ланисты, они тщательно следили за поддержанием хорошей физической формы среди гладиаторов.
Школой в Капуе, в которой тренировался и выступал Спартак, управлял некто Гней Корнелий Лентул Батиат. К 76 году до н.э. Спартак за свое мастерство гладиатора был переведен из воинов в тренеры, но оставался в рабстве. В один из февральских дней Батиат сообщил, что готовится показательный бой между двумя гладиаторами — Спартаком и Криксом. Мероприятие приурочивалось к ежегодному ритуалу очищения и посвящалось римским богам. Спартак решил бежать вместе с группой своих товарищей. Гладиаторы ворвались на кухню, вооружились там ножами и топориками для разделки мяса и перебили охрану. К вечеру восставшие поднялись на Везувий и устроили там общее собрание, выбрав трех предводителей: Спартака и двух галльских рабов Крикса и Эномая. Если верить источникам, Спартак возглавил Военный Совет и организовал несколько набегов на загородные виллы с целью пополнения запасов провианта и оружия.
Итак, Спартак бежал из гладиаторской школы вместе с 78-ю товарищами по оружию. За считанные дни к беглым рабам присоединилось более ста тысяч человек, количество армии Спартака росло, как снежный ком. Источники разнятся по поводу целей восставших. Так, Плутарх считал, что рабы сбежали от жестоких хозяев и пытались пробиться через Галлию в отдаленные уголки Римского государства. В то же время древнеримский историк Аппиан утверждал, что Спартак готовился свергнуть власть и встать во главе Рима.
Как бы то ни было, армия рабов, центральным ядром которой были вооруженные и прекрасно умеющие владеть оружием гладиаторы, представляла реальную угрозу спокойствию государства. И это несмотря на то, что в ее состав входили представители разных племен и народов, из них большинство — фракийцы, галлы и германцы.
Многонациональная армия Спартака пополнялась беглыми гладиаторами, крестьянами и пастухами, которые обладали свободой и часто промышляли бандитизмом. Встает вопрос: на каком наречии общались восставшие, чтобы достичь взаимопонимания? Историки считают, что это была бытовая упрощенная форма латинского языка, своеобразный диалект, выработанный специально для узкой группы людей.
Оружием в столь «пестрой» армии служили как сельскохозяйственные орудия, так и захваченные в битвах с римскими легионерами мечи и топоры, и сплетенные рабами щиты и нагрудники. Уже в первые месяцы восстания разрозненная армия одержала несколько стратегических побед, бунт перекинулся на другие провинции. Прославленные воины Рима терпели одно поражение за другим.
Интересна позиция Рима: сначала власти восприняли восстание лишь как небольшую неприятность в ряду других неурядиц, впоследствии же им пришлось выдвинуть против Спартака хорошо вооруженную и обученную римскую армию. В момент кульминации восстания войско возглавил назначенный Сенатом полководец Марк Красс, один из двух консулов.
Первые сражения римских легионеров с восставшими окончились победой рабов, что сильно подорвало боевой дух солдат. Спустившись с вершины Везувия на сплетенных из лозы веревках, воины Спартака разбили расположившихся у подножия вулкана легионеров. Восстание рабов переросло в настоящую войну.
Для поднятия дисциплины после нескольких неудач других полководцев, в 71 году до н.э., Крассу пришлось ввести давно забытую децимацию — казнь каждого десятого в случае непослушания одного человека из воинского подразделения. Армия Красса встретилась со Спартаком на юге Италии, на морском побережье острова Сицилия, у истоков реки Силар.
Красс устроил армии восставших коварную ловушку: он договорился с пиратами, чтобы они не присылали кораблей за Спартаком, как было условлено у предводителя рабов с ними, и одновременно приказал своим воинам вырыть защитный ров длиной около 50 километров и насыпать земляные валы. Восставшие оказались отрезанными от внешнего мира, вскоре остались без еды и питьевой воды. Но под покровом ночи Спартак сумел вывести армию из ловушки и дать отпор врагу, чем привел римскую армию в смятение.
Красс потребовал помощь, и она уже была на подходе в лице второго консула Гнея Помпея. Генеральное сражение между армией Спартака и легионерами Рима завершилось поражением восставших. Римские солдаты были потрясены мужеством рабов, которых они не считали за полноценных воинов, и поражены отвагой самого Спартака, сражавшегося до последнего вздоха.
Красс жестоко покарал всех оставшихся в живых воинов армии Спартака. Помпей, пришедший уже к концу битвы, приказал распять несколько тысяч рабов и расставить кресты на Аппиевой дороге между Капуей и Римом.
Гней Помпей, не принимавший участие в решающем бою, присвоил себе всю славу за победу над Спартаком, оставив в тени Марка Красса. По традициям Рима, победителям устраивали триумф: они входили в город с величайшими почестями. Но Сенат посчитал, что не стоит устраивать триумф Крассу — ведь он победил «всего лишь» состоящее из рабов войско и был удостоен только скромного миртового венка, а не почетного лаврового. А вот Помпей, проявивший себя в этом событии скорее как палач, чем талантливый полководец, стал блестящим триумфатором, гордостью Римской Республики.
Под влиянием восстания в Риме начался сельскохозяйственный кризис, достигший небывалых масштабов и не преодоленный вплоть до самого падения Римской империи. Многие рабовладельцы предпочли предоставить своим рабам свободу, превратив их в земельных арендаторов. В результате увеличилась государственная собственность и уменьшилась частная. Триумф Рима не был полным — восстание Спартака серьезно повлияло на последующее развитие великой империи.
Восстание рабов, оказавшее огромное влияние на дальнейшую историю Рима, не могло остаться без внимания исследователей и творческих людей. О Спартаке написано немало исторических романов, самые известные из которых созданы итальянским историком Рафаэло Джованьоли и советским писателем Василием Яном, причем в одно и то же время — на рубеже XIX и XX столетий.
В 1726 году в Вене с успехом прошла премьера оперы «Спартак» итальянского композитора Джузеппе Порсиле. Произведение прославляет победу римлян, выставляя Спартака предводителем шайки разбойников.
Советский композитор Арам Хачатурян, путешествуя по Италии в 30-х годах прошлого столетия, был пленен памятниками античного Рима и, вернувшись в СССР, написал проникновенную музыку, на которую был поставлен балет «Спартак». Особую значимость произведению придает то, что Хачатурян начал его создавать летом 1941 года, в трагическое для советских людей время. Композитор вложил в свою музыку силу борцов за свободу всех времен и народов.
Об отважном предводителе рабов снято полтора десятка фильмов, его имя носит несколько футбольных команд: в России, Болгарии, Словакии и Венгрии, а также десятки стадионов. Во времена войн с Наполеоном Спартак стал олицетворением освободительной войны против захватчиков.
При раскопках в Помпее была обнаружена фреска, на одном из фрагментов которой изображен раненый в бедро всадник, а над ним надпись — «Спартак». Исследователи уверены, что на фреске, созданной в 70 г. до н.э., запечатлен момент сражения Спартака с армией Красса.
На вилле Боргезе в Риме наряду с другими мировыми шедеврами можно увидеть цветные мозаики, датированные IV веком новой эры. Они являются прекрасным историческим источником для описания внешнего вида гладиаторов, их вооружения и доспехов. Около каждого гладиатора стоит его имя и пометка, если он был убит.
В Лувре среди античных скульптур выделяется особым колоритом работа Дени Фойятье «Спартак», выполненная в 1830 году в стиле классицизма. Гладиатор изображен полностью обнаженным — как бы свободным от всего. В одной его руке — обычный нож, в другой — обрывок разорванной цепи.
В 1871 году французский скульптор Луи-Эрнест Бариа создал скульптурную композицию «Клятва Спартака», произведение было установлено в Париже.
Обращались к событиям восстания римских рабов и известные художники. В 1880-х годах
итальянский мастер батальных сцен Николо Санези создал гравюру «Спартак». На картине запечатлен момент трагической гибели героя от рук римских воинов.
Немецкий иллюстратор Герман Фогель в конце XIX столетия написал гравюру «Гибель Спартака», на которой предводитель восставших, окруженный легионерами, изображен в традиционных доспехах гладиатора.
Современные памятники Спартаку установлены на его географической родине в Болгарии, в многонациональной Одессе, в Москве на Волоколамском шоссе, рядом со стадионом «Спартак».
Во все века и времена, тяжелые для стран и народов, имя Спартака становилось синонимом свободы. Восстание рабов по его предводительством — яркий пример мужества и отваги, стремления к освобождению любой ценой.