Гладиатор Спартак


Скульптура Гладиатор Спартак

  • Материал: черный металл, композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 251 см. ширина 174 см. глубина 126 см.

Спартак

«Восстание Спартака — единственная
справедливая война в истории».
Вольтер

В I веке до нашей эры Римское государство переживало не лучшие времена. Неспокойно было в колониях: в Испании шла война с Серторием, на востоке — с царем Митридатом, а в самой Италии бунтовали рабы, положение которых стало просто невыносимым. Началось крупнейшее в мировой истории восстание рабов под предводительством Спартака, напрямую угрожавшее центральной власти Рима. События, начавшиеся в 74 г. до н.э., вошли в историю под названием «Третья война с рабами» (имеются в виду два Сицилийских восстания II века до н.э.). Восстание Спартака имело огромное влияние на последующий ход истории Римского государства и, в конечном счете, привело к переходу от республиканской формы правления к империи.


Кем был этот отважный человек, возглавивший массы доведенных до отчаяния рабов? Почему это восстание считается одним из самых важных в истории? Разберемся.

Фракийский пленник

Во времена Римской Республики рабство стало важнейшей частью экономики. В рабов превращали военнопленных, рабов приобретали у пиратов на знаменитом рынке острова Делос в Эгейском море. В I век до н.э. количество рабов в стране выросло втрое и достигло 7,5 миллионов человек, что составляло 20% всего населения государства.


Источники называют Спартака фракийцем, но это может означать как-то, что он был родом из Фракии (современная территория Болгарии), так и то, что он принадлежал к определенному типу гладиаторов, вооруженных небольшим искривленным мечом сикой и носивших особый, закрывающий голову и лицо шлем со стилизованным грифоном.


Имя Спартака, означающее «хорошо владеющий копьем», было распространено на Балканском полуострове в I веке до н.э. Если предположить, что Спартак происходил родом из Фракии, то он, скорее всего, входил в так называемые ауксилии — вспомогательные отряды римской армии, набиравшиеся из иноземных наемников. В таком случае Спартак действительно мог попасть в плен в одной из битв и из воина превратиться в раба-гладиатора, называемого так по укороченному мечу-гладиусу.

Гладиаторская школа

Устраивать показательные бои между пленниками придумали этруски, они делали это в обрядовых целях в качестве своеобразного жертвоприношения своим богам. В Римской Республике первый бой между невольниками был проведен в 308 году до н.э., когда римляне победили самнитов, древнее италийское племя. Еще через два столетия гладиаторские бои превратились в любимое и очень популярное в Риме развлечение.


Во многих городах и провинциях были созданы гладиаторские школы, занимающиеся подготовкой профессиональных бойцов. По правилам, установленным в школах, победивший в бою получал свободу, проигравший же оставался в рабстве. Руководили занятиями в школах ланисты, они тщательно следили за поддержанием хорошей физической формы среди гладиаторов.


Школой в Капуе, в которой тренировался и выступал Спартак, управлял некто Гней Корнелий Лентул Батиат. К 76 году до н.э. Спартак за свое мастерство гладиатора был переведен из воинов в тренеры, но оставался в рабстве. В один из февральских дней Батиат сообщил, что готовится показательный бой между двумя гладиаторами — Спартаком и Криксом. Мероприятие приурочивалось к ежегодному ритуалу очищения и посвящалось римским богам. Спартак решил бежать вместе с группой своих товарищей. Гладиаторы ворвались на кухню, вооружились там ножами и топориками для разделки мяса и перебили охрану. К вечеру восставшие поднялись на Везувий и устроили там общее собрание, выбрав трех предводителей: Спартака и двух галльских рабов Крикса и Эномая. Если верить источникам, Спартак возглавил Военный Совет и организовал несколько набегов на загородные виллы с целью пополнения запасов провианта и оружия.

Армия Спартака

Итак, Спартак бежал из гладиаторской школы вместе с 78-ю товарищами по оружию. За считанные дни к беглым рабам присоединилось более ста тысяч человек, количество армии Спартака росло, как снежный ком. Источники разнятся по поводу целей восставших. Так, Плутарх считал, что рабы сбежали от жестоких хозяев и пытались пробиться через Галлию в отдаленные уголки Римского государства. В то же время древнеримский историк Аппиан утверждал, что Спартак готовился свергнуть власть и встать во главе Рима.


Как бы то ни было, армия рабов, центральным ядром которой были вооруженные и прекрасно умеющие владеть оружием гладиаторы, представляла реальную угрозу спокойствию государства. И это несмотря на то, что в ее состав входили представители разных племен и народов, из них большинство — фракийцы, галлы и германцы.


Многонациональная армия Спартака пополнялась беглыми гладиаторами, крестьянами и пастухами, которые обладали свободой и часто промышляли бандитизмом. Встает вопрос: на каком наречии общались восставшие, чтобы достичь взаимопонимания? Историки считают, что это была бытовая упрощенная форма латинского языка, своеобразный диалект, выработанный специально для узкой группы людей.


Оружием в столь «пестрой» армии служили как сельскохозяйственные орудия, так и захваченные в битвах с римскими легионерами мечи и топоры, и сплетенные рабами щиты и нагрудники. Уже в первые месяцы восстания разрозненная армия одержала несколько стратегических побед, бунт перекинулся на другие провинции. Прославленные воины Рима терпели одно поражение за другим.

Армия Марка Красса

Интересна позиция Рима: сначала власти восприняли восстание лишь как небольшую неприятность в ряду других неурядиц, впоследствии же им пришлось выдвинуть против Спартака хорошо вооруженную и обученную римскую армию. В момент кульминации восстания войско возглавил назначенный Сенатом полководец Марк Красс, один из двух консулов.


Первые сражения римских легионеров с восставшими окончились победой рабов, что сильно подорвало боевой дух солдат. Спустившись с вершины Везувия на сплетенных из лозы веревках, воины Спартака разбили расположившихся у подножия вулкана легионеров. Восстание рабов переросло в настоящую войну.


Для поднятия дисциплины после нескольких неудач других полководцев, в 71 году до н.э., Крассу пришлось ввести давно забытую децимацию — казнь каждого десятого в случае непослушания одного человека из воинского подразделения. Армия Красса встретилась со Спартаком на юге Италии, на морском побережье острова Сицилия, у истоков реки Силар.


Красс устроил армии восставших коварную ловушку: он договорился с пиратами, чтобы они не присылали кораблей за Спартаком, как было условлено у предводителя рабов с ними, и одновременно приказал своим воинам вырыть защитный ров длиной около 50 километров и насыпать земляные валы. Восставшие оказались отрезанными от внешнего мира, вскоре остались без еды и питьевой воды. Но под покровом ночи Спартак сумел вывести армию из ловушки и дать отпор врагу, чем привел римскую армию в смятение.


Красс потребовал помощь, и она уже была на подходе в лице второго консула Гнея Помпея. Генеральное сражение между армией Спартака и легионерами Рима завершилось поражением восставших. Римские солдаты были потрясены мужеством рабов, которых они не считали за полноценных воинов, и поражены отвагой самого Спартака, сражавшегося до последнего вздоха.

Триумф «победителя»

Красс жестоко покарал всех оставшихся в живых воинов армии Спартака. Помпей, пришедший уже к концу битвы, приказал распять несколько тысяч рабов и расставить кресты на Аппиевой дороге между Капуей и Римом.


Гней Помпей, не принимавший участие в решающем бою, присвоил себе всю славу за победу над Спартаком, оставив в тени Марка Красса. По традициям Рима, победителям устраивали триумф: они входили в город с величайшими почестями. Но Сенат посчитал, что не стоит устраивать триумф Крассу — ведь он победил «всего лишь» состоящее из рабов войско и был удостоен только скромного миртового венка, а не почетного лаврового. А вот Помпей, проявивший себя в этом событии скорее как палач, чем талантливый полководец, стал блестящим триумфатором, гордостью Римской Республики.


Под влиянием восстания в Риме начался сельскохозяйственный кризис, достигший небывалых масштабов и не преодоленный вплоть до самого падения Римской империи. Многие рабовладельцы предпочли предоставить своим рабам свободу, превратив их в земельных арендаторов. В результате увеличилась государственная собственность и уменьшилась частная. Триумф Рима не был полным — восстание Спартака серьезно повлияло на последующее развитие великой империи.

Спартак в произведениях искусства

Восстание рабов, оказавшее огромное влияние на дальнейшую историю Рима, не могло остаться без внимания исследователей и творческих людей. О Спартаке написано немало исторических романов, самые известные из которых созданы итальянским историком Рафаэло Джованьоли и советским писателем Василием Яном, причем в одно и то же время — на рубеже XIX и XX столетий.


В 1726 году в Вене с успехом прошла премьера оперы «Спартак» итальянского композитора Джузеппе Порсиле. Произведение прославляет победу римлян, выставляя Спартака предводителем шайки разбойников.


Советский композитор Арам Хачатурян, путешествуя по Италии в 30-х годах прошлого столетия, был пленен памятниками античного Рима и, вернувшись в СССР, написал проникновенную музыку, на которую был поставлен балет «Спартак». Особую значимость произведению придает то, что Хачатурян начал его создавать летом 1941 года, в трагическое для советских людей время. Композитор вложил в свою музыку силу борцов за свободу всех времен и народов.


Об отважном предводителе рабов снято полтора десятка фильмов, его имя носит несколько футбольных команд: в России, Болгарии, Словакии и Венгрии, а также десятки стадионов. Во времена войн с Наполеоном Спартак стал олицетворением освободительной войны против захватчиков.


При раскопках в Помпее была обнаружена фреска, на одном из фрагментов которой изображен раненый в бедро всадник, а над ним надпись — «Спартак». Исследователи уверены, что на фреске, созданной в 70 г. до н.э., запечатлен момент сражения Спартака с армией Красса.


На вилле Боргезе в Риме наряду с другими мировыми шедеврами можно увидеть цветные мозаики, датированные IV веком новой эры. Они являются прекрасным историческим источником для описания внешнего вида гладиаторов, их вооружения и доспехов. Около каждого гладиатора стоит его имя и пометка, если он был убит.


В Лувре среди античных скульптур выделяется особым колоритом работа Дени Фойятье «Спартак», выполненная в 1830 году в стиле классицизма. Гладиатор изображен полностью обнаженным — как бы свободным от всего. В одной его руке — обычный нож, в другой — обрывок разорванной цепи.


В 1871 году французский скульптор Луи-Эрнест Бариа создал скульптурную композицию «Клятва Спартака», произведение было установлено в Париже.


Обращались к событиям восстания римских рабов и известные художники. В 1880-х годах

итальянский мастер батальных сцен Николо Санези создал гравюру «Спартак». На картине запечатлен момент трагической гибели героя от рук римских воинов.


Немецкий иллюстратор Герман Фогель в конце XIX столетия написал гравюру «Гибель Спартака», на которой предводитель восставших, окруженный легионерами, изображен в традиционных доспехах гладиатора.


Современные памятники Спартаку установлены на его географической родине в Болгарии, в многонациональной Одессе, в Москве на Волоколамском шоссе, рядом со стадионом «Спартак».


Во все века и времена, тяжелые для стран и народов, имя Спартака становилось синонимом свободы. Восстание рабов по его предводительством — яркий пример мужества и отваги, стремления к освобождению любой ценой.


Список литературы:

  1. Аппиан. Римская история. Гражданские войны. М., 1981.
  2. Беккер К. Мифы древнего мира. Саратов, «Надежда». 1995.
  3. Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций. Л., 1986.
  4. Мишулин А.В. Спартак. 1947.
  5. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., Наука. 1984.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы