Каин и Авель

Рельефы Каин и Авель 2 | Скульптура Ивана Коржева Рельефы Каин и Авель 3 | Скульптура Ивана Коржева Рельефы Каин и Авель 4 | Скульптура Ивана Коржева Рельефы Каин и Авель 5 | Скульптура Ивана Коржева
Рельефы Каин и Авель 2 | Скульптура Ивана Коржева Рельефы Каин и Авель 3 | Скульптура Ивана Коржева Рельефы Каин и Авель 4 | Скульптура Ивана Коржева Рельефы Каин и Авель 5 | Скульптура Ивана Коржева

Рельефы Каин и Авель:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 85 см. ширина 85 см.

Краткие сведения об изображенном

Современные скульптурные рельефы «Каин и Авель» — это размышления скульптора обо всей истории человечества, которая проходила и проходит в войнах до сегодняшнего дня. На рельефах прочитывается история от первобытного состояния человека до нашей современности, где мужчины часто не понимая за что, только слушая руководителей государств, армий, отрядов, убивают друг друга, по сути за невидимые им и непонятные причины. Авторская скульптура Ивана Коржева создавалась не только как декоративные панно, которые можно использовать для украшения интерьеров, но и как осмысленное произведение истории человечества. Современные рельефы — это та энергия, которую автор закладывает в создаваемые им скульптурные формы.


Братоубийственные войны
Страшнее атомных атак!
А результат кровавой бойни —
Заведомо кромешный мрак!
Марина Ажардо, поэтесса, композитор

Среди сотен библейских историй именно эта повествует о первом совершенном людьми убийстве — сказание о Каине и Авеле. Грустное повествование Книги Бытия о братоубийственном преступлении, открывшем путь новым и новым убийствам и войнам, о двух дорогах, по которым могут идти люди: служение Богу или греховность.

Кочевые скотоводы и оседлые земледельцы

Притчу про Каина и Авеля человечество узнало из Кумранских свитков, называемых еще Свитками Мертвого моря и датируемых III-I веками до новой эры. Традиционно считается, что Авель — первая на земле жертва, а Каин — первый убийца. Но существует и другое толкование библейской истории: Каин и Авель стали олицетворением раздора, разгоревшегося в I веке до новой эры между кочевыми скотоводами и оседлыми земледельцами в Междуречье.

Противостояние между оседлыми племенами и кочевниками зародилось в древности и, возможно, стало сюжетом сначала для шумерских сказаний, а затем и для Библии. В одном из преданий шумер говорится о некой богине Инанне, к которой сватались два прекрасных юноши: Энкимду был земледельцем, Думузид пас стада. Инанна согласилась стать женой пастуха — в Древнем Междуречье скот почитался выше, чем хлеб.

Библейская легенда

Как и завещал Адаму и Еве Бог после изгнания из рая, стали они жить на земле и трудиться. Родились у них два сына: старший, Каин, и младший, Авель. Завистливый Каин занимался земледелием, а праведный Авель пас стада овец. Однажды собрались братья совершить обряд жертвоприношения, и Бог благосклонно принял ягненка, которого принес ему Авель, но отказался от земных даров Каина, посчитав, что он неискренен в своих подношениях.

Каин, злой и высокомерный по характеру, разгневался, пришел в ярость и убил своего младшего брата, как бы сказали в наше время, в «состоянии аффекта». Совершив страшное преступление, Каин хотел спрятаться, и на вопрос Бога, где его брат, ответил, что не знает.

Бог сказал Каину: «ты будешь скитальцем и изгнанником», и Каин отправился на восток, в земли Нод. Супругой Каина стала его сестра (предание расходится — то ли Сара, то ли Аван), и у них родился сын Енох. Из ветхозаветных писаний известно, что Каин честно и много трудился, построил первый в истории город, но счастлив не был, постоянно вспоминая о своем прегрешении.

Потомки и земляки Каина занимались земледелием, научились ковать железо, но мало времени отдавали вере, их отличительной чертой стала бездуховность. Семь поколений Каина продолжали династию, дожив до потопа и поголовно погибнув, а сам Каин был убит на охоте слепым Лемехом, который не мог видеть клейма.

Каинова печать

Ставшее нарицательным, выражение «каинова печать» означает указание на убийцу, но убийцу, находящегося под защитой Всевышнего. Согласно библейской легенде, убивший брата Каин испугался мести людей за его преступление. Господь решил предотвратить новые убийства и пометил Каина специальным клеймом, запретив всем покушаться на него. Почему Бог так поступил? Он своим милосердием предотвратил возможное проявление в будущем кровной мести, распространенной у древних народов мира.

И все же каждый, увидев злобное и ненавидящее лицо Каина, сразу же должен был вспомнить о совершенном им преступлении — это и есть назначенная Господом кара, «каинова печать».

Каин и Авель в православии

Православная церковь почитает Авеля как святого, Дни его памяти отмечаются дважды, в последнее и предпоследнее воскресенье перед Рождеством, то есть в конце декабря и в первых числах января.

Христианская традиция представляет Авеля как первого мученика, пострадавшего ради правды, и, как пишет Святой Августин, «пророчествовавшего ради Христа не словом, но жертвоприношением и смертью». В русской иконографии XIV века Авель изображен в образе библейского праотца, с XVI века индивидуальные портреты Авеля пишутся мастерами в одном ряду с другими святыми или праведниками.

Фрески «Праотец Авель» можно увидеть в православных храмах:

— в Церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде (работа Феофана Грека, XIV век);

— в Вологде, в Ферапонтовом монастыре (Музей фресок Дионисия, XV век);

— в Суздале, в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря (работа Гурия Никитина, XVII век).

Каин же считается православной церковью сыном дьявола, убившим праведника-Авеля, предтечу Иисуса, и заслужившим самое страшное наказание. В мозаичном искусстве известны образы Каина в одном ряду с ветхозаветными грешниками.

Каин и Авель в иудаизме

В Каббале, иудаистском мистическом учении, Каин считается сыном Евы и ангела Самаэля. В одном из разделов Устной Торы, Мидраше, конфликт между братьями объясняется спором из-за одной из младших сестер — чьей женой она станет.

Существует и другая трактовка сюжета о Каине и Эвеле (так его имя пишется в Берешит, Первой Книге Торы). Согласно ей, ссора вспыхнула между братьями, уже давно женатыми на своих сестрах из-за того, что Эвель пас стада на пашне Каина, то есть покушался на его собственность. Братья сошлись в рукопашной битве, и Эвель победил, сжалился над братом и отпустил его, после чего Каин исподтишка убил Эвеля.

Иудаистская традиция обвиняет Каина не только в совершенном убийстве, но еще и в неблагодарности и предательстве.

Каин и Авель в исламе

О Каине и Авеле повествует пятая Сура Корана. Исламская традиция заметно искажает библейскую легенду, так, например, Каин закапывает тело брата, чтобы скрыть убийство. Издание «Истории пророков», которая вольно пересказывает Коран, богато иллюстрировались, и среди рисунков был такой: Каин копает могилу Авелю.

В основу ссоры, как и в иудаизме, ислам помещает ревность: Каин и Авель борются за одну невесту, прекрасную сестру Аклиму. Каин предлагает пари: чьи дары Бог примет с большим удовольствием, тот и женится на красавице. Авель приносит в дар лучшую овцу из своего стада, Каин — пучок травы и семена. Бог отдал предпочтение жертвоприношению Авеля, и Каин в припадке злости убивает брата.

Коран не называет имен, но позже в произведениях ислама Каин и Авель получают имена: Кабиль и Хабиль.

История с братоубийственным преступлением всегда считалась в исламе показательной для предотвращения семейных убийств в первую очередь и убийств вообще.

Преступление Каина — корень всех войн на Земле

Историки, говоря о причинах войн, называют три основные:

— борьба за территории;

— борьба за власть;

— религиозные конфликты.

Христианство считает Каина первым на земле преследователем правдолюбия и искренней веры. Получается, что в Библии на примере истории Каина и Авеля представлена трагическая история цивилизации: междоусобные войны, захват чужих территорий, потеря родной земли и, конечно, убийства на почве ревности.

В Библии не говорится о конкретном оружии, которым Каин убил Авеля. Художники и писатели, давая волю фантазии, изображают и камень, и топор, и рогатину, а также челюсть осла (вспомним сюжет о Самсоне), дубину или кирку. С тех самых (библейских) времен на Земле не перестают идти войны, как между государствами, так и между кровными родственниками.

К братоубийственным войнам можно отнести:

— княжеские междоусобицы Киевской Руси;

— феодальные войны Западной Европы;

— Балканская война между родственными соседними народами: сербами, болгарами и греками;

— гражданские войны всех времен и народов;

— войну на Украине между официальными войсками и ДНР.

Мужчины по своей природе агрессивны, активны и всеми силами стараются добиться цели. Каин, в отличие от Авеля, обладал всеми мужскими качествами характера, как и сильные воины, необходимые в каждом государстве. Но Каин переступил порог созидательной мужественности: он убил брата своего. Братоубийственные войны — страшное зло, порожденное человечеством, несмотря на библейское предостережение.

Образы Каина и Авеля в литературе

Сюжет, аналогичный истории Каина и Авеля, использует Шекспир — это короли-братья Клавдий и Гамлет в пьесе «Гамлет».

Лорд Байрон написал пьесу «Каин» специально для того, чтобы доказать свое мнение о различных темпераментах: Каин был холериком и не смог сдержать своих чувств, возмущенный лицемерием меланхолика-Авеля.

Стихи убитому Авелю посвятили Николай Гумилев и Иван Бунин, а созданная в 1870-х годах поэма французского поэта Шарля Бодлера «Авель и Каин» шокировала публику антирелигиозными настроениями.

В романе американского писателя Джона Стейнбека «К востоку от Эдема» в центр событий ставится изгнание Каина и его приключения.

Считается, что прототипами персонажей романа американского драматурга Джеймса Болдуина «Блюз Сонни» тоже являются библейские братья.

Аргентинский поэт Хорхе Борхес в притче «Каин и Авель» обратился к вечным библейским образам, поместив в центр повествования положение о двойственной природе любого человека. В понимании автора, Каин и Авель — тождество противоположностей, часто присутствующее у людей в виде доброго и злого начал.

В сценарий мюзикла американского композитора Стивена Шварца «Дети Эдема» включена сцена с Каином и Авелем.

Образы Каина и Авеля в скульптурном и мозаичном искусстве

Начиная с эпохи раннего Средневековья, сюжет о Каине и Авеле был популярен, известно немало ярких произведений, посвященных братоубийственной истории.

В римских катакомбах сохранилась настенная роспись IV века: Авель изображен юным, в длинной тунике благородного человека, Каин — с бородой, в короткой одежде с капюшоном (так одевались воины).

Известен цикл византийской мозаики в сицилийском соборе в Монреале (пригороде Палермо): «Каин и Авель приносят жертвы», «Каин убивает брата своего Авеля», «Бог обличает Каина», относящийся к VII веку, расцвету мозаичного искусства.

Работы того же времени представлены в Италии, во флорентийском баптистерии. Кроме мозаики «Убийство Каином Авеля» здесь присутствует панно «Лемех убивает Каина» (редкий сюжет о том, как слепой Лемех убил Каина, когда тому исполнилось 850 лет).

Каин и Авель изображены на каменном барельефе XII века в Великобритании, в Кафедральном соборе в Линкольне.

На протяжении нескольких веков среди храмовых росписей популярностью пользовалась сцена оплакивания Авеля Адамом и Евой.

Итальянский скульптор XIX века Джованни Дюпре создал две отдельные статуи — воплощенное Зло в образе Каина и сама Скорбь в образе Авеля. Мраморные работы выставлены в петербургском Эрмитаже, а бронзовый Авель украшает палаццо Питти во Флоренции.

А вот современник Дюпре, французский мастер Анри Видаль изобразил мраморного Каина в момент искреннего раскаяния. Скульптура украшает Сад Тюильри в Париже.

В стиле необарокко выполнена бронзовая статуя Каину и Авелю, выставленная в Немецком историческом музее в Берлине. Автор работы — немецкий зодчий второй половины XIX века Рейнгольд Бегас.

Советский художник Эрнст Неизвестный в середине 1950-х годов обратился к библейскому сюжету о Каине и Авеле. Символическая скульптура «Братоубийство» выполнена из бронзы и представляет собой замкнутые в форму сердца тела братьев, имеющих общий корень. Работа Эрнста Неизвестного явилась не только откликом на недавно окончившуюся страшную Вторую мировую войну, но и стала символом вечно борющегося человечества, путь которого наполнен войнами и конфликтами.

Образы Каина и Авеля в живописи

К библейскому сюжету о первых на земле братьях Каине и Авеле обращались многие известные живописцы. Обзор лучших полотен позволит проиллюстрировать печальную историю о братоубийстве, лучше понять чувства, переживаемые героями, перенестись в далекие времена и, возможно, переосмыслить ветхозаветную историю.

Проведем обзор, начиная с мирных картин жизни первых людей на земле, еще задолго до преступления, и завершая сценой смерти Каина, произошедшей через долгое время после убийства брата.

  • «Каин и Авель работают в поле» — Виллем ванн Херп Старший, XVII век.
  • «Молодой Авель» — Андреа Скьявоне, XVI век.
  • «Каин и Авель» — Кузьма Петров-Водкин, XX век. Братья изображены в момент первого в истории жертвоприношения.
  • «Жертвоприношение Каина и Авеля» — Мариотто Альбертинелли, XVI век.
  • «Каин ведет Авеля на смерть» — Жак Тиссо, 1900 год.
  • «Убийство Авеля Каином» — Тициан, XVI век.
  • «Каин и Авель» — Андреа Скьявоне, XVI век.
  • «Каин убивает Авеля» — Даниель Креспи, XVII век.
  • «Каин убивает Авеля» — Пауль Рубенс, XVII век.
  • «Каин убивает Авеля» — Гаэтано Гондольфи, XVIII век.
  • «Смерть Авеля» — Франсуа-Ксавье Фабра, XVIII век.
  • «Смерть Авеля» — Антонио Балестра, XVIII век.
  • «Адам и Ева нашли тело Авеля» — Жан-Жака Эннера, XIX век.
  • «Адам и Ева оплакивают Авеля» — Иоганн Лисс, XVII век.
  • «Каин после убийства Авеля» — Ноэль Куапель, XVII век.
  • «Изгнание Авеля» — Дэвид Скотт, XIX век.
  • «Изгнание Каина» — Фернан Кормон, XIX век.
  • «Каин и его семья» — Паоло Веронезе, XVI век.
  • «Каин строит город Енох» — неизвестный французский художник, XVII век.
  • «Смерть Каина» — Джордж Фредерик Уоттс, XVII век.

Авторы большинства перечисленных произведений, обратившись к печальному библейскому сюжету, открыли зрителю сильные чувства Каина и брата его Авеля, создали иллюстрации к первому в мире братоубийству. Но была ли полностью разрушена мировая гармония? Нет, потому что у Адама и Евы родился еще один сын, Сиф — мудрый, добрый и трудолюбивый, и его потомки впитали в себя разные качества души и характера.


Список литературы:

  1. Гече Г. Библейские истории. М., 1990.
  2. Книга Бытия//Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы