Венецианский карнавал


Скульптура Венецианский карнавал

  • Материал: бронза
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 98 см. ширина 40 см. глубина 22 см.

Краткие сведения об изображенном

Венецианский карнавал — ежегодный костюмированный праздник. Его основные атрибуты — костюмы и маски, за которыми скрывались для совершения безрассудных, смелых, а порой и неблаговидных поступков. Традиционные венецианские маски имели как практическое, так и атрибутивно-символическое значение, их делали из кожи или папье-маше.

Женская фигура в длинном платье а-ля ампир с маской, полностью скрывающей лицо, настолько органична в своем облачении, что кажется неотрывной от сконструированного образа. Точно найденная изысканная округлость линий фигуры позволяет смягчить жесткую схему контрапоста. Изгибы складок вторят витиеватым узорам на маске. Завораживающая плавность ритмов задает особое кружение смыслов, подобно плутанию в лабиринтах — игриво и трудноразрешимо одновременно. Непременный элемент тайны, сопровождающий карнавал, воплощается уже в самой пластике формы, находя подтверждение и развитие смысла в узнаваемых деталях. Чтобы придать интригу, плавное течение линий изредка прерывается обострениями формы: в острых углах локтей, согнутого колена, клиновидного завершения маски, остриях туфель, наконец — треугольного постамента статуи. Эти тонко найденные пластические акценты, хрупкие и притягательные, передают авантюрный дух историй и приключений, которые подспудно сопровождают карнавал, персонифицированный автором в мягком и таинственном женском обличье.

Современная скульптура «Карнавал» — это размышления автора о загадочности каждой женщины. Небольшая станковая скульптура изображает молодую девушку, уверенную в себе, обладающую своей жизненной позицией, смело смотрящую в завтрашний день, но хранящую свой внутренний мир под венецианской маской. Эта авторская скульптура отображает ту действительность, в которой мы все вынуждены в разных жизненных ситуациях использовать свои внутренние маски. При всей составляющей этой философской скульптуры мы видим живой образ красивой девушки, и за маской чувствуем живого, светлого, красивого человека.


«Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пёстрый карнавал».

Т.Готье

Сколько очарования таится в слове «карнавал», пришедшем к нам из глубокой древности! Мысленно возвращаясь в античные времена, видишь, как по улицам Афин ранней весной проходит живописное шествие. Мужчины и женщины в красивых одеждах, масках и наброшенных на плечи козлиных шкурах с песнями и танцами шагали вслед за повозкой в форме корабля Диониса. Так греки встречали весну и своего любимого бога, самого веселого и беззаботного. Сопровождали шествие верные спутницы Диониса Харита и Зарена, Обаяние и Шарм.

Карнавал — так звучало название весеннего праздника (от латинских слов «каррус навалис» — «корабельная колесница») — позднее стал популярен у римлян, а от них перешел и к другим европейским народам.

Возможно, корни карнавала уходят еще и в сатурналии — принятый у знатных римлян праздник, когда за один стол с патрициями усаживались рабы. Для демократичности все надевали маски.

Многолюдные музыкальные шествия с маскарадными костюмами проходят по всему миру, но именно Венецианский карнавал является прямым продолжением античных празднеств, именно в Венеции каждый год собирается более пятисот тысяч человек, желающих приобщиться к традициям старины.

Средневековье: возрождение античных карнавальных традиций

В 1094 году в Венеции состоялся первый после многовекового перерыва карнавал (при поздних римских императорах шумный праздник был запрещен как неугодное для христиан языческое действо). Еще через два столетия Сенат Венецианской республики сделал карнавал официальным праздником, разрешив проводить его перед началом Великого поста.

Венецианцы посвятили карнавальное шествие не любимцу греков и римлян Дионису, а легендарному спасению девушек из пиратского плена. Удивительный, красивый и загадочный город подарил миру театрализованные праздники с огромным выбором развлечений:

— кукольными театрами;

— бродячими астрологами и предсказателями;

— уличными музыкантами;

— акробатами и жонглерами;

— прогулками на гондолах с мужественными гондольерами.

Карнавал стал настолько популярен в Венеции, что длился по несколько месяцев. Одетые в маски мужчины легко проникали в женские монастыри, дамы в масках становились завсегдатаями игорных салонов, должники прятались от кредиторов, а наемные убийцы без труда справлялись со своими обязанностями.

Джакомо Казанова так писал о маскараде в Венеции: «Можно перевоплощаться и легко делать то, что может показаться непристойным, любить не любя…». В XVII веке Сенат издал новый указ о запрете постоянного ношения масок. С этого времени маски становятся атрибутом исключительно костюмированных праздников.

«Маска, маска, я Вас знаю…»

Карнавал невозможен без масок и костюмов, благодаря которым все становились равными — не отличить под искусственной личиной патриция от простолюдина, молодую прекрасную даму от безобразной старухи. Любимой маской венецианцев была черно-белая баутта с большой прорезью для рта. Маски выполнялись из папье-маше или ткани, реже — из кожи, декорировались бусинами, мехом, перьями и раскрашивались в соответствии с традициями. Крепились маски к голове с помощью лент-тесемок или имели снизу ручку для держания.

Баутта носили представители всех сословий, и кавалеры, и дамы; маска не мешала вкушать изысканные деликатесы, подаваемые на стол перед Великом постом. На столах красовались:

— огромные жареные раки;

— икра каракатиц;

— кальмары и угри под лимонным соусом;

— запеченная треска;

— карнавальные пончики фрителли;

— прекрасные итальянские вина.

Масок было великое множество, из них самые популярные — Венецианской дамы, моретты, Кота, Вольто и Доктора Чумы.

Венецианская дама — украшенная драгоценными камнями, лентами и цветными перьями белая личина с накрашенными губами.

Моретта — «смуглянка-мавританка» — маска из черного бархата для служанки. Моретту в шутку называли «радость мужей», так как дама, надевшая ее, вынуждена была молчать из-за постоянного удержания в зубах штырька-держателя маски.

Кот — в честь пушистых питомцев, очень любимых венецианцами;

Доктор Чума с большим носом-клювом, в который во время эпидемий, часто случающихся в Венеции, помещали целебные ароматические масла;

Вольто — «гражданин», простая маска, часто красно-синяя.

Зарождение европейского театра

В венецианских карнавалах традиционно участвовали яркие персонажи:

— Коломбина — беззаботная девушка, порхающая, словно мотылек, символ праздника;

— Арлекин — приехавший из деревни слуга, удивительным образом сочетающий глупость и скромность, лень и учтивость;

— Пьеро — наивный, всегда печальный влюбленный, соперник Арлекина;

— Панталоне — старый купец-скряга;

— Бригелла — хитрый и сообразительный слуга;

— Доктор — пожилой врачеватель с плохой репутацией;

— Скарамуш — трусливый вояка и задира.

Яркие персонажи вошли в сюжеты многих итальянских комедий, на их образах позже были построены представления комедии дель арте. В 1555 году впервые в источниках встречается понятие «театр масок». Позже Карло Гольдони и Карло Гоцци посвятили карнавальным героям свои замечательные комедии масок.

На протяжении столетий карнавалы являлись ярким событием в жизни всей Европы. Веселье закончилось в годы Французской революции, когда пришедший к власти Наполеон Бонапарт, поступив так же, как много столетий назад римские императоры, запретил карнавалы.

Венецианский фестиваль сегодня

Восстановление костюмированного шоу состоялось в 1970-х годах. Каждый год карнавал Festa della Marie посвящается какой-то одной теме, например, историческому периоду, известному событию, направлению в искусстве. Пьер Карден, признавая значимость великолепного праздника, написал гимн Венецианского фестиваля.

Фестиваль начинается за 40 дней до Пасхи и завершается в Пепельную Среду перед Великим постом. Действие происходит на центральной площади Венеции у собора Святого Марка. С высокой колокольни в окружении разноцветных конфетти спускается Ангел, его с восторгом встречает одетая в маски толпа. Вокруг звучит музыка, на импровизированных сценах проходят спектакли с участием Арлекина и Коломбины, а из центрального фонтана бьет струя красного вина.

Повсюду — на улицах и мостиках, на площадях и даже на гондолах — происходит театрализованное действие, а под покровом масок прячутся современные любители традиционных праздников. В разгар карнавала торжественно выбирается лучшая маска и сжигается деревянное чучело быка.

В Венеции работает несколько мастерских, в которых умельцы делают маски для карнавала и шьют роскошные карнавальные костюмы. Приобретать атрибуты для праздника лучше всего именно в местных лавках, там гарантированно присутствуют авторские работы.

Венецианский карнавал в изобразительном искусстве

Блестящему карнавалу, насчитывающему более тысячи лет, посвящено немало художественных полотен. В середине XVIII века в моду вошли гобелены, и среди распространенных сюжетов стало изображение Венецианского карнавала. Ярким примером является немецкий гобелен «Шествие масок по площади Сан-Марко в Венеции».

Современный французский художник Марсель Нино Пажо создал цикл картин «Венецианский карнавал», его герои — характерные персонажи в цветных традиционных костюмах и масках. На полотне русского художника первой половины XX века Константина Сомова «Арлекин и дама» мы можем видеть трогательную сцену признания в любви.

Венецианский фестиваль вдохновлял и вдохновляет художников разного жанра. Знамениты на весь мир фарфоровые статуэтки героев Венецианского фестиваля, выполненные на итальянских, немецких и французских фабриках.

Около пяти лет понадобилось современным мастерам из Испании для создания фарфорового шедевра «Венецианский карнавал», включающего четырнадцать изящных фигурок главных персонажей колоритного праздника. Дерзкий Арлекин и прекрасная Венецианская дама, взволнованный влюбленный Пьеро и очаровательная Коломбина вместе с гондольером и другими героями составляют трогательную композицию. Костюмы персонажей поражают точностью деталей и мастерством исполнения.

Маски героев карнавала по сей день привлекают своей загадочностью и непредсказуемостью, возможностью перевоплощения. Они стали символом яркого праздника и интимной тайны, шумного развлечения и романтических встреч.


Источники:

  1. Балабнев Б. Карнавал в Венеции // Караван историй. 2007, № 4.
  2. Город-маскарад: венецианский карнавал // Праздник. 2006, № 1.
  3. Шекспир У. Венецианский купец. Полн. Собр. Соч. М., 1980.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы