Казнь Квирина Кульмана


Скульптура казнь Квирина Кульмана

  • Материал: бронза, металл
  • Размер: высота см. ширина см. глубина см.

Казнь Квирина Кульмана

Дела и мысли Кульмана признаны
христианской вере зело вредительны
и верным христианам зело злобны.
Из следственного дела

Квирин Кульман — личность, известная лишь в узких кругах знатоков истории и западноевропейской литературы. Немецкий писатель и мистик конца XVII века, поэт и богослов, утопист и еретик, мечтатель Квирин Кульман печально закончил свою наполненную событиями и путешествиями жизнь в Москве. Как это случилось?

Юношеские искания

Квирин появился на свет в 1651 году в семье немецкого купца, проживающего в Бреслау (ныне это город Вроцлав на территории Польши). Отец рано умер, и воспитанием сына занималась его мать, Розина Людовика. Мальчик рос больным, мало времени проводил со своими сверстниками, но много читал. Однажды после тяжелой болезни Квирину стали являться видения с картинами фантастического будущего.

Первые произведения Кульмана относятся к гимназическим годам, в 1670 году была опубликована его работа «Ростки немецкой пальмы» с восхвалением нового общества, занимающегося обновлением немецкой культуры.

С той поры каждый раз, когда в жизни Кульмана Квирина происходило яркое событие, или он открывал для себя что-либо интересное, необычное, рождался очередной труд. Это были похоронные стихи, свадебные четверостишия, панегирики, сборники афоризмов, моралистические рассказы, религиозные произведения.

После выхода в свет сборника мистических сонетов Кульман получил из рук графа Шварцбурга-Рудольштадта звание поэта-лауреата и продолжил свое обучение, поступив в университет старинного немецкого города Йена в Тюрингии. Три года юноша изучал юриспруденцию, но затем перебрался в Голландию, город Лейден, где ушел от науки и посвятил себя изучению духовных трудов.

Влияние «чешских братьев»

Любимым автором Кульмана являлся немецкий мистик Якоб Бёме, основатель учения о «Божьей премудрости». Как и Бёме, Квирин считал, что мудрость приобретается человеком не благодаря изучению наук и знакомству с накопленными человечеством знаниями и опытом, но путем религиозного самосовершенствования. Эти взгляды правильнее всего назвать мистическими и утопическими.

Другими наставниками Квирина Кульмана становятся чешские гуманисты-мистики и религиозные деятели: Ян Коменский, Христофор Коттер, Николай Драбик. Так называемое «Чешское братство» родилось на волне тяжелейших последствий Тридцатилетней войны, вызвавших к жизни сотни различных провидцев, проповедников и еретиков. Главной целью «чешских братьев» была борьба против католичества и римских пап, причем они надеялись на помощь со стороны северных государств, России и Швеции.

Подобных взглядов стал придерживаться и Квирин Кульман. Перейдя от науки к мистике, Кульман стал утверждать, что «богословие, юриспруденция, математика, философия и медицина — антихристы». Следуя за «чешскими братьями», Квирин признавал, что история человечества — это вечная борьба добра со злом, и необходимо постоянно проповедовать, раскрывая людям глаза на истинные свет и тьму.

Хладный властитель

Став ярым последователем учения мистиков, Квирин придумывает себе псевдоним Хладный властитель и начинает разрабатывать план по созданию нового утопического государства. Согласно плану, необходимо соединить три крупнейшие мировые религии (христианство, иудаизм и ислам) и создать на этой основе «иезуитское царство». Причем «главными» должны были стать три страны с различными официальными религиями:

  • протестантская Швеция;
  • мусульманская Турция;
  • православная Россия.

Иудаистского государства на тот момент в мире не существовало, а три перечисленных виделись Кульману как единое целое в борьбе против католической Речи Посполитой (Польши), Дома Габсбургов и самого папы Римского.

Квирин Кульман с уверенностью утверждал, что в новом государстве люди не будут грешить, а вернутся к благочестивой жизни, как до изгнания Адама и Евы из рая. Сам же Квирин будет управлять созданной им страной в качестве «Сына Божьего».

Придуманное собственноручно учение, в основе которого лежало радикальное христианство, Квирин назвал «иезуелитство». Немецкий мистик, опираясь на Священное Писание, выступал за полное равенство в религиозных чинах, за отрицание авторитетов в церкви. Разумеется, римский папа Климент X не поддержал идей Кульмана, и тот решил действовать издалека.

Путешествия

Квирину Кульману исполнилось 28 лет, когда он отправился ко двору турецкого султана Мехмеда IV со своим заведомо утопическим предложением. В Константинополе планы Квирина потерпели крах, и он возвратился в Голландию, где познакомился с розенкрейцерами и их масонскими взглядами.

Из Амстердама Кульман переехал сначала в Любек, а затем в Лондон, где сыграл свадьбу с англичанкой, вдовой по имени Анна Гулд. Кульман утверждал, что брак с Анной он узрел в своих видениях.

После скоропостижной смерти жены Квирин снова отправляется путешествовать, его путь лежит из Англии через Голландию в Швейцарию, он ненадолго попадает на Мальту и Сицилию. В годы путешествий Кульман не прекращает писать, появляется авторский сборник «Псалтирь Кульмана», в который вошло 150 сочиненных им псалмов.

В 1687 году Кульман вновь вступает в брак, на этот раз его избранницей становится Эстер Михаэлис. Личная жизнь не мешает Кульману активно проповедовать, разъезжая по городам Германии. За направленные против правителей и церкви речи Квирин неоднократно оказывался в тюрьмах европейских городов.

Узнав от художника Отто Генинга, с которым познакомился во время путешествий и отец которого служил в Москве, о том, что в России есть последователи учения Якоба Бёме, Квирин решается отправиться в таинственную северную Московию.

Москва на рубеже XVII-XVIII столетий

В конце XVII века политическая обстановка в России была довольно сложной, страной правил «триумвират». На престоле восседали два царевича, Иван и Петр, для которых даже сделали особый двойной трон. Каждого соправителя поддерживала отдельная группа:

  • царя Ивана V -клан Милославских, родственников его матери;
  • царя Петра I — семейство Нарышкиных, также родня по материнской линии.

Была и еще одна правительница, Софья, старшая сестра обоих царевичей, управляющая страной вместе со своим фаворитом князем Василием Голицыным.

Софья, приходясь родной сестрой Ивану и сводной Петру, изолировала будущего царя и заставила его поселиться рядом с Немецкой слободкой в Преображенском дворце. Софья и Иван выступали за западничество, поддерживая заимствования из Европы, включая еретичество, и стараясь сблизиться с европейскими дворами. Сторонники же Нарышкиных и Петра, напротив, хотели сохранить старые порядки и изолировать Россию от новшеств.

На берегу реки Яузы, на окраине Москвы, царь Василий III в начале XVI века основал Немецкую слободу, в которой селились все иностранцы, не умеющие говорить по-русски и приезжающие в Россию на временную или постоянную службу. Старую Немецкую слободу сжег хан Гирей во время нападения на Москву в 1571 году.

Кульман же отправлялся в Новую Немецкую слободу, воссозданную указом царя Алексея Михайловича 1652 года специально с целью отделения иноверцев от православных москвичей. На конец XVII века приходится расцвет слободы, превратившейся в ухоженный иностранный городок на территории Москвы. Петр I часто посещал Немецкую слободу и познакомился со многими ее жителями, двое из которых, Франц Лефорт и Патрик Гордон, стали его ближайшими помощниками.

Проживающие в слободке выходцы из Голландии и Германии посещали три протестантские церкви: лютеранские Святого Михаила и Святых Петра и Павла и одну реформаторскую кальвинистскую. Католиков в Немецкой слободе почти не было, как и отдельного храма, он появился только в 1694 году и то в виде небольшой деревянной кирхи.

Жизнь и казнь в Москве

Еще до своего отъезда в Москву Кульман составил основанное на апокалипсических положениях письмо и отправил его русскому государю. Не дождавшись ответа, богослов рискнул лично посетить Россию и уже через несколько недель, весной 1687 года был гостеприимно принят в Немецкой слободке.

Среди протестантов Немецкой слободы нашлись искренние приверженцы мистического учения Якоба Бёме и самый ярый из них — богатый купец Конрад Нордерман. Кульман читал страстные проповеди местному населению и быстро обрел последователей и почитателей, а также потребовал себе для работы отдельную «кирху» (церковь), чем вызвал недовольство со стороны пастора немецкой общины Йоахима Майнеке.

Несмотря на неоднократные предупреждения с требованиями прекратить проповедничество, Кульман продолжал распространять среди обитателей Немецкой слободы свое «иезуелитство». В крамольных речах часто проскальзывали фразы о скором конце света и о том, что в новом, созданном им царстве, не будет «ни царей, ни монархов, ни вельмож, а все вещи будут общими». Пастор, боясь неприятностей от таких мятежнических высказываний в подвластной ему Немецкой слободе, донес на ненавистного мистика патриарху Московскому и Всея Руси Иоакиму.

Уже через месяц после приезда в Россию Квирин Кульман был арестован вместе со своим товарищем Конрадом Нордерманом и отправлен на допросы. Следствие предъявило к немецкому проповеднику обвинение в политических интригах и желании рассорить Россию со Священной Римской империей, где, как известно, почиталось католичество и порицалось протестантство.

Руководил следствием глава Стрелецкого приказа Федор Шакловитый, сторонник Софьи и Голицына. Кульман ни слова не говорил по-русски, и срочно понадобились переводчики. Шакловитый выбрал двух человек — русского Ивана Тяжкогорского и немца-лютеранина Георга Хюфнера. Внимательно рассмотрев произведения Кульмана и донос на него, переводчики заявили, что немецкий мистик выступает против официальной церкви и, по сути, схож с русскими раскольниками.

Кульмана подвергли пыткам, чтобы он рассказал, кто и зачем отправил его в Москву. Ничего не понимающий немец отвечал только, что приехал в Россию исключительно по «видению ангелову» и на благо царя русского. Измученный истязательствами, Квирин умолял отпустить «посланника Божьего» и в то же время насылал на русских всевозможные проклятия.

После месяца разбирательств следствие убедилось, что Кульман Квирин не занимался шпионской деятельностью, а проповедовал еретичество в силу своего религиозного фанатизма. Неизвестно, чем бы все закончилось, но в этот момент Петр сумел упрятать Софью в монастырь, Голицына изгнал, а Шакловитого казнил. Консервативно-патриотическая партия, окружающая Петра I, единодушно решила казнить немецкого «гостя» и назначила ему казнь сожжением, ссылаясь на статью 1 главы 1 Соборного уложения — «хула на Бога».

В те времена в России, как и в Европе, сожжение считалось религиозной казнью и вполне подходило к случаю с Кульманом. Немецкий проповедник-бунтовщик вместе с немецким купцом-еретиком Конрадом Нордерманом были казнены, как русские раскольники (в 1682 году в деревянной избе был сожжен протопоп Аввакум). 4 октября 1689 года их заперли в срубе на Красной площади вместе с трудами Кульмана и подожгли.

Образ Квирина Кульмана в культуре и искусстве

После казни Квирина Кульмана на протяжении века его учение было популярным в узких кругах русских мистиков. Стихотворения Кульмана были переведены на русский язык Владимиром Летучим и помещены в сборник «Немецкое барокко» в 2005 году.

В Троице-Сергиевой Лавре, в библиотеке Московской духовной академии, хранятся копии допросов Кульмана под названием «Розыскное дело», старинные рукописи, прекрасный исторический источник о жизни в Москве три с лишним столетия назад.

В Универсальной библиотеке Лейпцига находится изданная в 1701 году книга Теобальда Захариуса о старых и новых духовных течениях. Одна из иллюстраций книги — гравюра с портретом Квирина Кульмана с подписью на латинском: «Хилиаст и лжепророк». Рядом с книгой в Лейпцигской библиотеке выставлена гравюра Иоганна Георга Метцеля с портретом Квирина и подобной подписью «фанатик».

Алексей Толстой в романе «Петр I» создал яркую сцену казни Кульмана, ставшую дополнением к красочному описанию нравов России конца XVII столетия. Надо сказать, что русский писатель считал Квирина «выдающимся немецким поэтом XVII века, впавшим в мистицизм».

Через сто лет после смерти Кульмана русский тайный сенатор и масон Иван Владимирович Лопухин установил в парке семейной усадьбы Савинское мемориальный камень в память о немецком еретике и мистике, авторе оригинальных произведений в стихах и прозе. Сегодня гранитная плита с эпитафией и загадочными масонскими знаками хранится в Ногинском музее-заповеднике в Подмосковье.

Судьба Квирина Кульмана, как и других людей, боровшихся с официальной церковью и высказывающих крамольные еретические идеи, сложилась печально — он ушел из жизни в 38 лет. Немецкий писатель, сменив реальность на мистический мир, оригинально видел и предсказывал будущее, мечтая создать необыкновенное государство. Мечтателям редко удается воплотить грезы в жизнь, не исключением стал и Квирин Кульман.


Список литературы:

  1. Кульман Квирин. Библиографический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб., 1907.
  2. Толстой А. Петр Первый. Полн. собр. соч. Т.12. М., 1983.
  3. Панченко А. М. Квирин Кульман и «чешские братья». Л., 1963.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы