Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов, крупный планМихаил Юрьевич Лермонтов, общий планМихаил Юрьевич Лермонтов, портретМихаил Юрьевич Лермонтов, держит книгуМихаил Юрьевич Лермонтов, лицоМихаил Юрьевич Лермонтов, рукаМихаил Юрьевич Лермонтов, сидит

Скульптура Михаил Юрьевич Лермонтов

Характеристики:

  • Материал: композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 206 см. ширина 248 см. глубина 154 см.

Статус: На заказ

от 2 600 000 ₽


Михаил Юрьевич Лермонтов: путь Гения


«Таков поэт: чуть мысль блеснет,

Как он пером своим прольет

Всю душу…"

из стихотворения «Поэт»


Лермонтов…Русский поэт-лирик с совсем детскими печальными глазами, тайну обаяния которых не мог разгадать писавший о Лермонтове художник Меликов, «могучее дарование», вызывавший восхищение у Белинского, умевший создавать правдивые образы, сочетавшие в себе силу, крепость, живописность и музыкальность. Критик назвал Михаила Юрьевича «третьим русским поэтом» и отметил, что великий Пушкин умер не без наследника. Жаль только, что его достойный преемник покинул этот мир так рано — всего в 26 лет.

Начало

Лермонтов родился в Москве в октябре 1814 года в семье мелкого дворянина, после чего семья перебралась в Тарханы — имение бабушки поэта в Пензенской губернии.

Будучи 2 лет от роду, мальчик потерял мать. К тому времени его отец уже жил отдельно от семьи, и мальчик остался на попечении бабушки, постоянно враждовавшей с его родителем из-за наследства. Позже Михаил Юрьевич написал о своем детстве такие слова: «Я сын страданья…»

Семейные неурядицы, безусловно, наложили отпечаток на психику и творчество поэта: в стихах и пьесе «Люди и страсти» 1830-х годов чувствуется, как сильно страдал молодой человек из-за разыгравшейся в доме трагедии.

В 1828 году Лермонтов с бабушкой снова оказались в Москве, где мальчик поступил в Благородный пансион при университете. Здесь он и начал творить. Первым наставником на литературном поприще для него стал известный в то время поэт Раич, преподававший литературу и руководивший кружком, куда входили Тютчев, Шевырев, Веневитинов и — молодой, подающий надежды Лермонтов.

В конце 1829 года Михаил Юрьевич объединил примерно 40 стихотворений в тетрадь под названием «Мелкие стихотворения. Москва в 1829 г.». Уже в этих ранних произведениях прослеживаются ставшие впоследствии любимыми темы поэта: трагическая любовь, демонизм, разочарование, борьба с рабством. В этих стихах ощущается близость Лермонтова к декабристам, склонность к раздумьям на общественно-философские темы. К этому времени поэт уже создал своего знаменитого «Кавказского пленника».

Плодотворные 1830−1831 годы

Весной 1830 года Благородный пансион упразднили, преобразовав в гимназию — настало время поступать в университет. Лето юноша провел в Середниково, где много занимался, читал и писал. Тогда же он влюбился в творчество Байрона — молодому впечатлительному поэту были близки его революционный бунтарский индивидуализм и ироничность. Он писал:

"…У нас одна душа, одни и те же муки;

О если б одинаков был удел!.."


В 1830—1831 годы Лермонтов пробовал себя в разных жанрах, переходил от лирики к масштабным поэмам, а от них — к драме. За это время он создал порядка двухсот стихотворений, десять поэм и три драмы.

Осенью 1830 года Михаил Юрьевич стал студентом московского университета, поступив на Нравственно-политическое отделение. К студенческим кружкам он не примыкал и держался довольно замкнуто, на что, без сомнения, повлияли обстоятельства его небезмятежного детства.

В 1831 году его постигло сильное потрясение — предательство любимой девушки Натальи Ивановой, чей образ выведен в произведении «Странный человек». Весь год тема несчастной любви и измены оставалась доминантной в лирике поэта. А в октябре того же года в возрасте 44 лет скончался его отец. Молодой Лермонтов с трудом справился с переживаниями и даже сочинил эпитафию… самому себе. В стихах он признавался: «Пора уснуть последним сном, довольно в мире пожил я…»

Осенью 1831 года поэт перевелся на Словесное отделение, а затем и вовсе покинул университет. В августе 1832 года Лермонтов перебрался в Петербург.

В городе на Неве

Поступить в Петербургский университет Михаилу Юрьевичу не удалось, и он принял неожиданное и даже странное решение — поступить в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Вероятно, молодого человека привлекала перспектива вскоре стать самостоятельным, ведь через два года он получит звание офицера!..

Годы учебы в юнкерской школе поэт называл страшными: в письме своей подруге Лопухиной он признавался, что ему недостает «то удачи, то смелости». Кроме того, он боялся разочароваться в том, что «движет вперед нашу жизнь».

Несмотря ни на что, Лермонтов продолжал заниматься литературой: на этот период приходится его первый опыт написания исторического романа — «Вадим», посвященного теме крестьянской революции.

В 1834 году поэт закончил Школу и обрел долгожданное освобождение, став корнетом лейб-гвардии Гусарского полка. Весь следующий год он провел в военном и светском обществе и выглядел со стороны беспечным гусаром. Однако душа его, исходя из писем к родственнице Верещагиной, резко контрастировала с наружностью, а сам поэт тем временем готовил для «хорошего общества» облитый горечью и злостью «железный стих».

В этот период Лермонтов сблизился со Святославом Раевским, крестником своей бабушки, вместе с которым он жил в Петербурге в 1836 году и даже писал роман «Княгиня Лиговская».

Постепенно произошла трансформация личности поэта: из байрониста, углубленного в себя, он превратился во вдумчивого писателя, зорко всматривающегося в жизнь, изучающего человеческую психологию. Финальное для раннего периода творчество поэта произведение «Бородино» свидетельствует о расширении поэтом тематических рамок и интересе к языку и поэзии народа.

Зрелость

На гибель Пушкина в 1837 году Лермонтов отозвался знаковым стихотворением «Смерть Поэта», которое продемонстрировало его возросшее мастерство и крепкую связь с общественно-политической жизнью России. За это смелое произведение стихотворца арестовали и выслали на Кавказ.

С 1836 года вплоть до своей смерти в 1841 году Лермонтов размышлял о судьбе своей страны, пытался определиться с личной позицией в обществе. На Кавказе он создал великую поэму «Демон», полностью переработав в 1838 году собственное юношеское сочинение. Используя богатый фольклорный материал, он написал «Беглеца», «Мцыри», «Дары Терека», «Тамару» и многие другие ставшие классическими произведения. Годы жизни на Кавказе повлияли и на сюжет его романа «Герой нашего времени». Здесь ему настолько понравилось, что после «помилования» в октябре 1837 года поэт не хотел возвращаться в Россию.

В 1838—1839 годах лейтмотивом творчества Лермонтова стала тема недовольства современностью, которое ощущается в произведениях «Бородино», «Песня про купца Калашникова», «Дума», «Кинжал», а также в колоритном образе Печорина. Отныне Михаил Юрьевич — не робкий юноша-романтик, а большой зрелый художник.

Уход

В 1840 году увидели свет роман «Герой нашего времени» и сборник стихов поэта. А сам Лермонтов тем временем снова оказался на Кавказе, куда его отправили из-за дуэли с сыном посланника Франции Эрнестом де Барантом. Михаил Юрьевич принимал участие в военных действиях с чеченцами, а в феврале 1841 года прибыл в Петербург, где намеревался остаться, выйдя в отставку, и заняться литературой. Однако сбыться мечте поэта было не суждено: Лермонтова обязали в течение 48 часов покинуть город и вернуться в Тенгинский полк на Кавказ.

Казалось, поэт предчувствовал свою гибель: в апреле он побывал в Москве, пытаясь с помощью бабушки «вымолить» прощение у тайного советника государыни Жуковского, побывал в Ставрополе, но известий так и не дождался. Лермонтову предстоял путь в Дагестан, однако он направился в Пятигорск, где рапортовал о болезни. Ему удалось остаться в этом городе для лечения на водах, но стать счастливым и обрести душевный покой у поэта так и не получилось: в июле 1841 года его застрелил на дуэли отставной майор Николай Мартынов, к которому Лермонтов нередко обращал колкие шутки и эпиграммы.

Биографы полагают, что эта дуэль была не просто бытовой ссорой, а спланированным придворными недругами Михаила Юрьевича убийством. Мнения на этот счет расходятся по сей день. Но пуля все-таки настигла поэта — не бессмысленная чеченская, а своя, русская — пуля, которая, по словам литературоведа Бориса Эйхенбаума, гналась за ним по пятам…

Остается только гадать, как бы сложилась судьба гения, не случись этот драматический эпизод. Как бы то ни было, образ вечно юного поэта — скромного и властного, язвительного и благородного, застенчивого и страстного — навсегда запечатлен в наших душах, поэта бессмертного, который остался молодым навсегда.


Источники:

  1. М. Ю. Лермонтов. Сочинения. Том 1 Москва, издательство «Правда», 1988.
  2. М. Ю. Лермонтов. Проза, письма. Том 4 Издательство Академии наук СССР, Москва-Ленинград, 1959.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора