Современная скульптура «Лежащий Ауяско» выполнена автором с применением бронзы и черного металла. Скульптура показывает состояние краткого внутреннего и телесного напряжения, которое испытывает почти каждый человек, который проходит эту практику. Бронзовая фигура является составной частью двух-портальной скульптуры. Она показывает момент перехода человека, когда он еще сознает и чувствует себя в этом мире, то быстро, то медленно погружаясь в иные миры. Скульптура выполнена в реалистической манере. В этой работе скульптор нарочито, даже физиологично проявил мышцы, связки, кости, которые невозможны у реального человека. Этим автор показал зрителю то состояние и ощущение человека, входящего в состояние открытия иных миров. Человек чувствует те мышцы и те нервные напряжения, которые невозможно ощутить в обычном состоянии. Неожиданное расположение просмотра скульптуры в низком горизонте дает зрителю возможность увидеть происходящее с человеком как бы сверху и увидеть всю картину напряжения и прохождения энергий у проходящего эту практику.
Шаманизм, вероятно, самая древняя религия человечества. Это исконная, изначальная и архетипическая религия, сохраняющаяся на протяжении многих тысяч лет. Она является системой духовных ценностей, и во многих аспектах — первым типом религиозных убеждений человечества, которому более 40 тысяч лет, т. е. она старше, чем любая другая современная наука или религия. Можно сказать, что шаманизм возник сразу, как только появился homo sapiens.
Это предположение во многом опирается на археологические и палеонтологические исследования. Из них следует, что шаманизм появился в небольших группах людей — охотников, собирателей, большинство из которых изначально были кочевыми, но со временем начали заниматься сельским хозяйством, требующим определенной оседлости, например, возделывания полей с сельскохозяйственными культурами.
Археологические исследования показывают, что большая часть древнего человечества была охвачена такими верованиями, которые, мы сейчас называем шаманизмом. И они сохраняются в разных частях света по сей день, но чаще всего встречаются среди народов, живущих в бассейнах реки Амазонки в Южной Америке, а также в некоторых районах Сибири на территории нашей страны.
В этих типах обществ шаманизм представлял и до сих пор представляет собой сущность социальной группы людей, в которой они живут. Хотя, к сожалению, сегодня их верования находятся под угрозой исчезновения из-за урбанизации и повышения комфорта жизни, в том смысле, в котором это понимает современный человек, отдаленный от природы.
Культура и религия этих групп численностью от 30 до 10 человек, как правило, сконцентрированы в одном шамане, реже — двух шаманах, раскрывающих основные духовные идеи в ритуалах. Во время их проведения они иногда принимают вещества, вызывающие состояние измененного сознания, например, некоторые виды грибов — в Сибири, аяхуаску в — Перу (в Колумбии — яхе, иное название аяхуаски).
Ayahuasca — это слово индейского народа кечуа, которое получило наибольшее распространение. Оно является названием кореньев некоторых видов лиан, которые смешиваются и варятся в специальной посуде несколько часов, после чего из этого экстракта получается галлюциногенный препарат. Он употребляется два или три раза в неделю. Шаманы принимают эту смесь (или другой человек по указанию шамана) после чего начинается ритуал, во время которого человек впадает транс, а его душа отправляется в путешествие по другим мирам. Она летает в небе, под землей или водой, где встречает духов и все виды сил.
Душа человека, впавшего в транс, может вести беседы с духами животных и растений, тогда она испрашивает разрешение убить одного из них. При этом дается обещание не быть жестокими. Шаман говорит: «нам нужно питаться, мы обещаем, что не убьем беременную самку, но если мы это сделаем случайно, пожалуйста, не сердитесь и не будьте с нами жестокими».
В этих сеансах исполняется песня с обещаниями, что племя будет охотиться и собирать плоды надлежащим образом, возносится благодарность духам за то, что есть дождь и солнце, которые помогают воспроизводить питание и удовлетворяют потребности для жизни и плодородия сообщества.
С помощью аяхуаски шаманы также входят в этот невидимый мир, чтобы попытаться решить различные проблемы, например, вылечить физические или психические заболевания. Они встречают злых духов, которые вызывают болезни и ведут с ними переговоры, чтобы найти общее решение.
В амазонском шаманизме источником плодородия земли считается солнце и дождь, которым приписываются мужские свойства, поскольку Земля в их представлении имеет женское начало. Когда в этих группах Амазонки шаман начинает петь для матери аяхуаски или духа аяхуаски, он призывает духов, чтобы помочь космическому процессу человеческого плодородия — оплодотворению женщин, как солнце и дождь творят плодородие на земле. Т. е. можно сказать, что весь мир шаманизма — вхождение в женский мир, отсюда наиболее часто встречаемый предмет поклонения — сделанный из дерева мужской пенис.
Пение шамана — это музыка и поэзия, а шаман — и священник, и врач, и психиатр, и поэт, и музыкант, который в своем трансе входит в сверхъестественный женский мир. Амазонские шаманы наряду с символическим пенисом, используют погремушки, звук которых, по их мнению, лечит, помогает плодородию, очищает еду, воду и создает хорошее самочувствие, сплачивая группу и придавая ей новую жизненную силу.
Социолог Эмиль Дюркгейм, как и некоторые другие социологи, считает, что суть религии и других систем верований состоит в том, чтобы объединить общество для существования в рамках общих целей. Это особенно важно для групп людей живущих в суровых условиях джунглей или тундры. Фактически шаманизм наполняет группы новой энергией для совместного решения общих проблем.
Изначально в традиционном шаманизме совмещались все функции, но со временем общества становились более сложными и крупными. Небольшие кочевые или собирательские группы с ростом численности развили систему вождей, советов, и в конечном итоге сформировались в такие государства, как империя инков и ее аналоги в других частях света. Институт шаманизма при этом не исчез, но изменился, а былые функции шамана распределились на несколько человек.
Появились философы, врачи, священники, поэты и музыканты и представители многих других видов деятельности, которые ранее совмещал в себе шаман. Но при этом такие общества стали дальше от природы и более независимы от нее, в итоге утратили с ней связь.
Таким образом, в изолированных обществах, таких как амазонские или сибирские племена мы можем видеть то, как развивалось любое другое общество, которое в силу разных причин экономического, религиозного или политического характера (как, впрочем, и их совокупности или комбинации) потеряло связь с природой, сохранившуюся в шаманизме.
Если преемникам шаманов — жрецам империи инков — приходилось проводить многолетние наблюдения за светилами, а затем производить сложные расчеты, чтобы сделать практические выводы, когда и что сеять, когда собирать урожай, начинать войну и т. д., то шаманы применяли другую технику. Они просто принимали галлюциногены и ментально уходили в мир духов, с которыми советовались по всем вопросам жизнеустройства своего племени.
Важный аспект — у человека, находящегося в трансе, или другими словами уходящего в мир духов, всегда закрыты глаза. Это можно видеть во время сессий приема аяхуаски. Из исследований в области неврологии и физиологии известно воздействие этих химических веществ на сетчатку глаз, когда действие галлюценогенов как бы проецируются на нее из глубины подсознания. По утверждению тех, кто принимал в лечебных целях настой аяхуаски, виденные прежде и оставшиеся в памяти объекты становятся более яркими и насыщенными иным смыслом и населены духами.
Несмотря на разделение функций шамана на несколько видов деятельности и в некоторых случаях отказа от приема стимулирующих веществ, в них остается старый дух шаманизма. Так, по мнению изучавших амазонский шаманизм, поэт является дальнейшим развитием шамана, и хотя его деятельность может быть и не связана с религией (хотя религиозные гимны тоже создают поэты), трансцендентальная природа в его творчестве остается. Как говорил Перси Биш Шелли, поэт устраняет завесу для познания реальности, чтобы увидеть чудо существования. Т. е. как шаман входит в духовную природу человека, так это делают это и поэты.
То же самое можно сказать о других видах искусств — все они фактически являются продолжением и развитием шаманизма, хотя нельзя утверждать с абсолютной уверенностью, что такое развитие идет в правильном направлении.
В определенном смысле оставшиеся еще в мире шаманы содержат в себе «замороженную» культуру и образ жизни людей, живущих охотой и собирательством, и зачатками сельского хозяйство. У них не так много материальных вещей, но их культура, искусство, религия, философия, взаимоотношение в обществе и все культурные установки для них оказываются более ценными, чем те вещи, которыми окружает себя современный человек.