Статус: На заказ
от 1 500 000 ₽
Современная скульптура «Лежащий Ауяско» выполнена автором с применением бронзы и черного металла. Скульптура показывает состояние краткого внутреннего и телесного напряжения, которое испытывает почти каждый человек, который проходит эту практику. Бронзовая фигура является составной частью
Шаманизм, вероятно, самая древняя религия человечества. Это исконная, изначальная и архетипическая религия, сохраняющаяся на протяжении многих тысяч лет. Она является системой духовных ценностей, и во многих аспектах — первым типом религиозных убеждений человечества, которому более 40 тысяч лет,
Это предположение во многом опирается на археологические и палеонтологические исследования. Из них следует, что шаманизм появился в небольших группах людей — охотников, собирателей, большинство из которых изначально были кочевыми, но со временем начали заниматься сельским хозяйством, требующим определенной оседлости, например, возделывания полей с сельскохозяйственными культурами.
Археологические исследования показывают, что большая часть древнего человечества была охвачена такими верованиями, которые, мы сейчас называем шаманизмом. И они сохраняются в разных частях света по сей день, но чаще всего встречаются среди народов, живущих в бассейнах реки Амазонки в Южной Америке, а также в некоторых районах Сибири на территории нашей страны.
В этих типах обществ шаманизм представлял и до сих пор представляет собой сущность социальной группы людей, в которой они живут. Хотя, к сожалению, сегодня их верования находятся под угрозой исчезновения
Культура и религия этих групп численностью от 30 до 10 человек, как правило, сконцентрированы в одном шамане, реже — двух шаманах, раскрывающих основные духовные идеи в ритуалах. Во время их проведения они иногда принимают вещества, вызывающие состояние измененного сознания, например, некоторые виды грибов — в Сибири, аяхуаску в — Перу (в Колумбии — яхе, иное название аяхуаски).
Ayahuasca — это слово индейского народа кечуа, которое получило наибольшее распространение. Оно является названием кореньев некоторых видов лиан, которые смешиваются и варятся в специальной посуде несколько часов, после чего из этого экстракта получается галлюциногенный препарат. Он употребляется два или три раза в неделю. Шаманы принимают эту смесь (или другой человек по указанию шамана) после чего начинается ритуал, во время которого человек впадает транс, а его душа отправляется в путешествие по другим мирам. Она летает в небе, под землей или водой, где встречает духов и все виды сил.
Душа человека, впавшего в транс, может вести беседы с духами животных и растений, тогда она испрашивает разрешение убить одного из них. При этом дается обещание не быть жестокими. Шаман говорит: «нам нужно питаться, мы обещаем, что не убьем беременную самку, но если мы это сделаем случайно, пожалуйста, не сердитесь и не будьте с нами жестокими».
В этих сеансах исполняется песня с обещаниями, что племя будет охотиться и собирать плоды надлежащим образом, возносится благодарность духам за то, что есть дождь и солнце, которые помогают воспроизводить питание и удовлетворяют потребности для жизни и плодородия сообщества.
С помощью аяхуаски шаманы также входят в этот невидимый мир, чтобы попытаться решить различные проблемы, например, вылечить физические или психические заболевания. Они встречают злых духов, которые вызывают болезни и ведут с ними переговоры, чтобы найти общее решение.
В амазонском шаманизме источником плодородия земли считается солнце и дождь, которым приписываются мужские свойства, поскольку Земля в их представлении имеет женское начало. Когда в этих группах Амазонки шаман начинает петь для матери аяхуаски или духа аяхуаски, он призывает духов, чтобы помочь космическому процессу человеческого плодородия — оплодотворению женщин, как солнце и дождь творят плодородие на земле.
Шаманизм — основа многих профессий
Пение шамана — это музыка и поэзия, а шаман — и священник, и врач, и психиатр, и поэт, и музыкант, который в своем трансе входит в сверхъестественный женский мир. Амазонские шаманы наряду с символическим пенисом, используют погремушки, звук которых, по их мнению, лечит, помогает плодородию, очищает еду, воду и создает хорошее самочувствие, сплачивая группу и придавая ей новую жизненную силу.
Социолог Эмиль Дюркгейм, как и некоторые другие социологи, считает, что суть религии и других систем верований состоит в том, чтобы объединить общество для существования в рамках общих целей. Это особенно важно для групп людей живущих в суровых условиях джунглей или тундры. Фактически шаманизм наполняет группы новой энергией для совместного решения общих проблем.
Изначально в традиционном шаманизме совмещались все функции, но со временем общества становились более сложными и крупными. Небольшие кочевые или собирательские группы с ростом численности развили систему вождей, советов, и в конечном итоге сформировались в такие государства, как империя инков и ее аналоги в других частях света. Институт шаманизма при этом не исчез, но изменился, а былые функции шамана распределились на несколько человек.
Появились философы, врачи, священники, поэты и музыканты и представители многих других видов деятельности, которые ранее совмещал в себе шаман. Но при этом такие общества стали дальше от природы и более независимы от нее, в итоге утратили с ней связь.
Таким образом, в изолированных обществах, таких как амазонские или сибирские племена мы можем видеть то, как развивалось любое другое общество, которое в силу разных причин экономического, религиозного или политического характера (как, впрочем, и их совокупности или комбинации) потеряло связь с природой, сохранившуюся в шаманизме.
Если преемникам шаманов — жрецам империи инков — приходилось проводить многолетние наблюдения за светилами, а затем производить сложные расчеты, чтобы сделать практические выводы, когда и что сеять, когда собирать урожай, начинать войну
Важный аспект — у человека, находящегося в трансе, или другими словами уходящего в мир духов, всегда закрыты глаза. Это можно видеть во время сессий приема аяхуаски. Из исследований в области неврологии и физиологии известно воздействие этих химических веществ на сетчатку глаз, когда действие галлюценогенов как бы проецируются на нее из глубины подсознания. По утверждению тех, кто принимал в лечебных целях настой аяхуаски, виденные прежде и оставшиеся в памяти объекты становятся более яркими и насыщенными иным смыслом и населены духами.
Несмотря на разделение функций шамана на несколько видов деятельности и в некоторых случаях отказа от приема стимулирующих веществ, в них остается старый дух шаманизма. Так, по мнению изучавших амазонский шаманизм, поэт является дальнейшим развитием шамана, и хотя его деятельность может быть и не связана с религией (хотя религиозные гимны тоже создают поэты), трансцендентальная природа в его творчестве остается. Как говорил Перси Биш Шелли, поэт устраняет завесу для познания реальности, чтобы увидеть чудо существования.
То же самое можно сказать о других видах искусств — все они фактически являются продолжением и развитием шаманизма, хотя нельзя утверждать с абсолютной уверенностью, что такое развитие идет в правильном направлении.
В определенном смысле оставшиеся еще в мире шаманы содержат в себе «замороженную» культуру и образ жизни людей, живущих охотой и собирательством, и зачатками сельского хозяйство. У них не так много материальных вещей, но их культура, искусство, религия, философия, взаимоотношение в обществе и все культурные установки для них оказываются более ценными, чем те вещи, которыми окружает себя современный человек.