Да здравствуют музы, да здравствует разум!
А.С. Пушкин, русский поэт
У ведающего всем миром громовержца Зевса, отличавшегося особой любвеобильностью, было много детей. От титаниды Мнемосины, по другой версии — от богини Гармонии у него родилось девять прекрасных дочерей, которых называют музами. Их образы с давних пор ассоциируются со всем, благодаря чему мы обретаем истинное мастерство — вдохновением, мечтой, поэтическим видением мира. Несомненно, древнегреческие музы оставили заметный след в мировой культуре. Вечно юные прелестницы посещают нас и сегодня — всех тех, чья жизнь связана с Искусством.
Обителью девяти муз считается гора Парнас, что в самом сердце Греции, однако в мифах есть упоминание и о том, что заступницы искусств и науки обретались и на Геликоне, где били источники вдохновения — священные ключи Гиппокрена и Аганиппа, где они танцевали и резвились посреди живописных лесов.
О музах много писал Гомер в своих масштабных работах «Илиада» и «Одиссея». Благодаря им в нашем языке появилось слово «музыка», которое изначально обозначало не только конкретный вид искусства, но творчество и научную деятельность в целом, к которым имели отношение музы.
Муз в Древней Греции ценили очень высоко: для них возводились целые храмы — мусейоны. Кстати, именно от этого слова происходит русское слово «музей». Само же слово «муза» обозначает «мыслящая». Итак, познакомимся с каждой из них.
Каллиопа — покровительница не только эпической поэзии, но и философии, и науки. Это старшая дочь Зевса, мать Лина и Орфея, а может быть, и самого Гомера, чьим отцом был Аполлон.
Имя этой музы переводится как «прекрасноголосая». Ее принято изображать со стилусом и восковыми табличками в руках.
Согласно мифам, именно Каллиопа обучала Ахилла искусству пения. Она же — вершительница суда между Персефоной и Афродитой, повздоривших из-за Адониса.
В честь Каллиопы назван интересный музыкальный инструмент — паровой орган, который использует пароходные либо локомотивные гудки.
Утонченную Эвтерпу, «отвечавшую» за лирику и музыку, издавна изображали в цветочном венке и с авлосом либо с сирингой в руках. Имя ее переводится как «увеселяющая».
Эвтерпа — самая женственная из всех дочерей Зевса, она — одаренный поэт, чьими стихами заслушивались все жители Олимпа.
Муза стала матерью Реса, защитника Трои, который родился от ее союза с речным богом Стримоном.
Лик Эвтерпы можно увидеть на гербе муниципального образования «Черная речка» в Петербурге.
Мельпомена, величественная муза в венке из виноградных листьев или плюща, покровительствовала трагедии. Ее принято изображать в театральном одеянии, с трагической маской в одной руке и с палицей, символом наказания человека, не подчиняющегося воле богов, в другой.
По версии Диодора, древнегреческого мифографа, ее имя происходит от слова «мелодиа» и обозначает мелодию, которая радует слушателей.
От союза Мельпомены и Ахелоя, могущественного речного божества, на свет появились сирены — демонические существа с женским верхом и птичьим низом.
Муза истории, чье имя переводится как «дарующая славу», всегда изображалась в облике юной девушки с глубокомысленным выражением лица, изначально — со свитком папируса и грифелем, шкатулкой либо футляром для хранения свитков, хранящих сведения обо всех событиях, которые творятся в мире. Позже Клио «присвоили» трубу, символизирующую славу, лавровый венок, олицетворяющий благородство, и томик исторического произведения. Такой мы видим Клио на полотне нидерландского художника Яна Вермеера под названием «Мастерская художника» 1667 года.
Клио была влюблена в Пиера, автора первого стихотворения о музах. У них родился сын Гиакинф (он же Гиацинт) — спартанец невиданной красоты.
Талия, чье имя переводится с греческого как «цвету» или «разрастаюсь», была в ответе за легкую для восприятия поэзию и комедию. Поэтому ее изображали с комической маской в руке и непременно — с венком из плюща на милой головке.
От их союза с Аполлоном на свет появились корибанты — предки жрецов богини Кибелы. К тому же, Талия была супругой самого Зевса, который взял ее силой, обернувшись коршуном. Испугавшись праведного гнева его законной супруги Геры, Талия ушла в подземное царство Аид, где разродилась паликами — демоническими созданиями.
Покровительницу любовной лирики Эрато принято изображать с кифарой либо с лирой. В ее локоны живописно вплетены розы. Встречаются образы музы с золотой стрелой в руках — подобной стреле Эроса. А порой и сам Эрос сопровождает музу, держа в руках пылающий факел.
Миф повествует о том, что как-то раз Эрато заскучала на свадьбе и отдала свою лиру слепому музыканту. Он сыграл мелодию такой невероятной красоты, что все, кто присутствовал на торжестве, пожелали не расставаться никогда. Так, гласит легенда, родилась музыка для свадеб.
Эрато сошлась с Малом и родила от него Клеофему.
… А также пантомимы и сельского хозяйства. Ее имя свидетельствует о множестве возносимых ей восхвалений.
Полигимния — покровительница всех сочинителей гимнов. В памяти музы хранятся все прославляющие богов Олимпа песни, гимны, ритуальные пляски. Мифы гласят, что именно она придумала лиру.
Полигимнию принято изображать погруженной в размышления. В руках муза держит изобретенный ею инструмент.
Неотъемлемые атрибуты музы танца Терпсихоры — лира и плектр, современный медиатор. Ее имя происходит от слова «терпейн», обозначающего наслаждение благами, явленными искусством. В искусстве Терпсихора предстает перед нами в образе молодой привлекательной женщины, иногда — в танцевальной позе.
Дочь Терпсихоры — сирена Парфенопа, которой так и не удалось очаровать Одиссея.
Девятая муза — Урания, покровительница астрономии, получившая свое имя от слова «уранос», что означает устремленность к небу постигших ее искусство.
Атрибуты Урании — циркуль и небесный глобус, реже лист с начертанными на нем небесными знаками и зрительной трубкой. Иногда музу можно увидеть в блистательной звездной короне и лазоревых одеждах.
Прекрасные музы вдохновляли на творчество многих художников — Гюстава Моро, Жан-Марка Натье, Эсташа Лесюера. Воплощали их образы и скульпторы, чьими работами можно полюбоваться в Эрмитаже и в Лувре. Глядя на эти великолепные произведения искусства, понимаешь: древнегреческие музы — вовсе не плод воображения наших далеких предков…