Муза скульптуры

Муза скульптурыМуза скульптуры, общий план

Скульптура — это искусство ума.

Пабло Пикассо, испанский художник

Безусловно, с высказыванием Пикассо нельзя не согласиться, но позволим себе вольность его дополнить: скульптура — искусство не только ума, но и сердца, ведь без истинной любви, без этого мощного порыва, который движет миром, невозможно создание гениального произведения искусства.

Большие скульпторы испытывали большие чувства — большие влюбленности, большие разочарования. В их взаимоотношениях с музами было все: страсть и поклонение, безумие и скорбь. Страсти улеглись, а великие произведения искусства остались.

Микеланджело и Виттория Колонна

Гений итальянского Возрождения Микеланджело Буонарроти не оставил после себя потомства: его «детьми» были его каменные и живописные шедевры. Творец никогда не был женат, по слухам, склонялся к гомосексуализму, восхищался красотой мужского тела. Но в преклонном возрасте к нему все же явилась его Муза в женском обличье.

Повороты судьбы иногда довольно странны: она распорядилась так, что с духовно близкой ему женщиной мастер познакомился, когда ему было около 60 лет. 47-летняя Виттория Колонна была одаренной поэтессой, она отличалась редким умом и мужским характером. Только ей, пожалуй, удалось заглянуть в душу одинокого гения.

На протяжении десяти лет, вплоть до смерти поэтессы, влюбленные обменивались друг с другом стихами и постоянно переписывались. Эти письма сегодня считаются бесценным памятником давно минувшей прекрасной эпохи.

Огюст Роден и Камилла Клодель

Роман большого мастера и начинающего, но мощного скульптора Камиллы Клодель стал лишь эпизодом в жизни Огюста Родена и точкой невозврата для женщины-скульптора.

Состоявший в гражданском браке мастер был страстно влюблен в свою ученицу, и она отвечала ему взаимностью, но он не мог дать Камилле большего, чем тайные встречи — и раскрытые секреты мастерства.

В этой паре интересно то, что и ваятель, и его муза оба были одаренными скульпторами, дышали одним воздухом, одинаково смотрели на мир. К сожалению, даже в работах, созданных Камиллой после расставания с Роденом, критики неизбежно видели его влияние, что в итоге привело ее к душевному расстройству и психиатрической лечебнице.

Роден и Клодель целых 10 лет трудились в одной мастерской. Это было глубокое творческое взаимодействие: мастера работали с мрамором, обменивались идеями. Камилла помогала Огюсту создать его масштабные «Врата ада», много позировала для возлюбленного. Порой работы авторов были настолько схожи, что трудно было сказать, где произведение Родена, а где — Клодель.

Но вот настало время неизбежного расставания, которое было особенно мучительным для Камиллы. Она больше не могла мириться с ролью вечной любовницы, с тем, что ее обожаемый, ее идол Огюст вечно возвращается домой к другой женщине. Работа уже не спасала, не помогал и алкоголь. В итоге в прошлом воздушная муза Родена с горящими глазами закончила свой земной путь в психиатрической клинике.

Сам Роден скончался от воспаления легких на своей вилле Брийан в Медоне. Незадолго до этого он все же зарегистрировал брак с уже тяжело больной Розой Бере, с которой прожил всю жизнь.

Клео де Мерод: вдохновлявшая гениев

Ее по праву называли прекраснейшей женщиной Франции. Ее кукольная внешность сводила с ума и вдохновляла на творчество не одного скульптора ХХ столетия: ею восхищались и ее ангельский образ воплощали такие мастера, как Фридрих Голдшнайдер, Луис де Перинат, Мариано Бенлер, Э. Аррондель, Жорж Деспре.

Клеопатра появилась на свет в Париже в семье известного художника Карла Фрейхерра фон Мерод. С семи лет она поступила в балетную школу, училась искусству танца, после чего талантливо выступала в Grand Opera, гастролировала по Европе и США.

В 1896 году Клеопатру признали самой красивой девушкой сцены Парижа. В этом соревновании ей уступила сама Сара Бернар. Тогда же, на Осеннем салоне, ваятель Александр Фальгьер вынес на суд публики свое произведение «Танцовщица». Моделью для него стала блистательная Клеопатра. Мастер показал девушку без одежды, что спровоцировало поток обвинений в ее адрес: в те годы танцовщицы приравнивались к дамам легкого поведения, тем более, что Клео в то время приписывали роман со страстно влюбленным в нее 61-летним монархом Бельгии Леопольдом. Так красавица-танцовщица невольно стала заложницей собственной красоты.

В 1900 году Клеопатра сразила парижан, исполнив на Всемирной выставке эротические танцы камбоджийцев.

Через 24 года, посвященных искусству, Клео оставила балет, но изредка появлялась на сцене, причем даже в возрасте 50 лет, что для балерины — исключительная редкость.

На протяжении всей жизни Клеопатре приходилось отстаивать свое доброе имя — даже через суд. В 50-х годах прошлого века она выиграла дело, которое открыли после публикации провокационной книги Симоны де Бовуар под названием «Второй пол», автор которой обидно назвала балерину «дамой полусвета».

Долгая жизнь прекрасной танцовщицы была яркой и насыщенной: она стала профессиональной фотомоделью, ее образ украшал открытки, она также была заядлой модницей и автором прически, названной по ее имени (волосы на прямой пробор, закрывающие уши и собранные в узел на затылке). К тому же, де Мерод была неисправимой модницей и законодательницей стиля. Ее утонченными и порой опережающими время костюмами, платьями и блузами с рукавами-«фонариками» сегодня можно полюбоваться во Дворце Гальера в Париже.

Клео де Мерод скончалась в возрасте 91 года. На ее парижской могиле размещена изящная статуя, выполненная Луисом де Перинатом, испанским скульптором-любителем, дипломатом по профессии. Интересно, что Луис — единственный возлюбленный очаровательной балерины, о котором стало известно всем. Ведь осмотрительная Клео старательно скрывала свою интимную жизнь, чтобы защититься от преследовавших ее сплетен.

Степан Эрьза и его музы

У влюбленного в неподатливое тропическое дерево кебрачо «Русского Родена» Степана Эрьзи не было единственной музы — его вдохновляли разные женщины, многочисленные образы которых он воплотил в своих удивительных работах.

Дамы обожали харизматичного мастера и с удовольствием ему позировали, однако построить серьезные отношения с кем-либо ему так и не удалось: на первом месте для скульптора всегда стояла работа.

Первой музой и любовницей скульптора стала натурщица Ева, с которой его познакомил 80-летний художник-итальянец Даниэль Тинелли. Оказавшись в Италии, Эрьзя поддался чарам соблазнительной немки, которая оказалась очень властной: она запирала мастера дома, чтобы ее любимчик всегда был рядом.

В итоге свободолюбивый скульптор сбежал от нее и пустился в долгое странствие по Старому Свету. На этом пути ему встречались поистине роскошные дамы: так, в 1908 году Степан встретился с графиней Алисой Альтенберг, с которой у него завязался бурный роман. Однако для этой хитрой авантюристки художник всегда оставался эдаким русским простачком, от которого она в результате ускользнула, оставив без средств к существованию.

Приютила обездоленного скитальца директор русской гимназии в Ницце, которая даже помогла ему арендовать мастерскую. Благодарный Степан создал портрет ее дочери.

В 1911 году ваятель перебрался в Париж, где снял мастерскую вместе с француженкой, которая также была скульптором. Вскоре у него завязались отношения с Мартой Гербст, ее подругой, которая вообще не говорила по-русски. Эта муза подарила скульптору сына. Степан настолько ею увлекся, что даже позвал замуж, но услышал отказ: «Ты уже женат. На скульптуре».

Впоследствии нежный образ Марты стал доминантным в творчестве Степана: он повторял его во многих дамских головках.

После Марты ваятеля «посетила» еще одна муза — Елена Мроз. Она была и ученицей, и гражданской женой скульптора. На протяжении десяти совместных лет жизни с Еленой на даче в Геленджике Эрьзя был по-настоящему счастлив и наконец-то обрел спокойствие. Об этом свидетельствуют названия его работ этого периода: «Ева», «Мечта», «Спокойствие».

Однако и это счастливое время все же закончилось, пути влюбленных разошлись, ведь истинный путь Художника — это вечный поиск…

Следующей вдохновительницей мастера стала его молодая ученица Юлия Кун, вместе с которой он отправился в Аргентину. Благодаря ей Эрьзя создал одну своих из ярчайших статуй под названием «Обнаженная» (1930 год).

Они поселились в уютном домике с каменным двором, утопающем в зелени экзотических деревьев. Здесь-то русский скульптор и открыл для себя диковинный материал кебрачо -красно-розовую древесину, очень неподатливую и твердую. Во дворе он обнаружил множество коряг причудливой формы, вдохновивших его на создание скульптур. Так начался новый период творчества Степана.

Из кебрачо мастер создал «Голову Юлии» и «Парижанку». Однако вскоре он лишился своей натурщицы и музы: юную непоседливую Юлию раздражал затворнический образ жизни уже немолодого скульптора. Она сбежала от него в Россию, затем вернулась, бросив на родине мужа с детьми, однако в итоге уехала навсегда. Ведь в мастерской неутомимого Степана уже «поселилась» другая муза — прекрасная аргентинка.

Творческое наследие Степана Эрьзи — это портреты женщин разных национальностей, темпераментов и возрастов, удивительная галерея образов, которые русский скульптор собрал за свою насыщенную жизнь.

Какими бы разными ни были музы, как бы часто они ни посещали творцов и не дарили им радость вдохновения, именно благодаря им мир сегодня знает величайшие произведения искусства, которые останутся с нами в веках.


Источники:

  1. Стендаль «Жизнь Микеланджело». ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2013 г.
  2. Нечаев С.Ю. Камилла Клодель: Любовь Родена. АТС-пресс, 2006 г.
  3. Степан Эрьзя. 1876−1959. Альбом-каталог. Издательство ФГБУК Государственный русский музей. 2016 г.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора