Мужское начало

Скульптура Мужское начало

Мужское начало у истоков цивилизации

Мужчина — это противоречие. Прилив и отлив.
Андре Моруа, французский писатель

Так устроен наш мир, что все разделено в нем на две половины — мужскую и женскую. Два совершенно разных по психологическим качествам и физиологическим признакам существа вынуждены подстраиваться друг под друга, хранить гармонию, воспитывать детей, беречь семью. Два пола — два противоречия, пронизывающие все мироздание.

Древние источники донесли до нас противопоставление добра и зла, дня и ночи, луны и солнца, зимы и лета, четных и нечетных чисел. И все же главное мировое противоречие — между мужчинами и женщинами, между силой и нежностью, разумом и чувствами, логикой и интуицией.

Поговорим о мужском начале, у большинства народов считающегося первичным.

Символы и стихии мужского «ян»

Всем известно, что мужское начало, называемое в буддизме «ян», традиционно составляло в древней философии Востока положительную, светлую и теплую сторону бытия.

Мужское начало изображается в различных культурах следующими символами:

— светлой «рыбкой» ян из китайского знакового круга;

— кружком со стрелочкой, направленной вправо вверх, как на знаке планеты Марс;

— квадратом или прямоугольником;

— синим цветом.

На славянских мужских рубахах вышивался орнамент, состоящий из прямоугольников, дубовых листьев, а на братинах и кубках изображались скачущие кони или сильные быки на пашне. Еще один интересный момент: прялка, предназначенная исключительно для женской работы, делалась мужчинами, и часто на донце вырезалась фигура мужчины с бородой и усами, иногда с фаллосом, как символ мужского начала и необходимой для работы энергии.

Для выражения мужского начала на предметах рисовали сильных животных, в каждом регионе своих, но чаще всего быков или их острые и мощные рога. С мужским началом и светлой энергией связано изображение петуха и слона, буйвола и хищных птиц.

Мужчина традиционно символизирует нечто, направленное ввысь, наружу, часто агрессивное и в то же время созидательное.

Мужественность изначально связана с порядком, разумом, логикой, стабильностью, а еще мужское начало — это правая сторона и четные числа, солнечная энергия и стихии огня и земли. В христианстве мужское начало тесно сочетается с духовностью.

Боги-прародители мира

В большинстве мифов прародителем является бог-мужчина. Так, например, в египетских преданиях мужским началом, богом-творцом традиционно считался Ра, синоним Солнца. Появившись неизвестно откуда, Ра произвел на свет двух первых богов — супружескую пару Шу и Тефнут, от которых, в свою очередь, родились звезды, Вселенная и остальные боги. Землю египтяне представляли как мужское начало, воплощенное в сущности бога Геба.

У греков в определенный период развития общества на смену древнейшим богиням-прародительницам приходят боги-мужчины, свято соблюдающие законы и правила, установленные людьми. На первый план выходит рациональное мышление и логика.

Викинги, признающие воинскую доблесть высшей добродетелью, считали мужским началом бога-воина Одина. Одновременно в центре мира, по скандинавской мифологии, находится огромный ясень Игдрасиль, хранитель мира небесного и подземного.

Коренные жители Центральной Америки, индейцы племен ацтеков и майя, мужским началом мира считали ягуара, приписывая ему качества справедливого владыки, воинской доблести и мудрого бога-покровителя людей.

Индейцы Северной Америки рассказывают миф о том, как человекообразный паук Иктоми с помощью еще нескольких животных создал посреди мирового океана земную твердь. Иктоми и является воплощением мужского начала в представлениях гуронов и сиу.

Еще одно животное, медведь гризли, определен мужским началом во многих африканских мифах. Даже в наше время в дни национальных праздников некоторые племена надевают маски медведей, чтобы почтить отца-создателя людей.

Австралийские аборигены «взяли» себе в боги-прародители радужного змея, создавшего в легендарную «эпоху сновидений» горы и реки, равнины и ущелья, а заодно и мир людей. Еще один первопредок, кит Лумаила, выходил из океана, чтобы научить племена правильно заниматься хозяйством.

В славянском пантеоне роль прародителя выполняет бог Род.

Мужское начало в первобытном обществе

Желая украсить свой мир яркими красками, древний человек создал искусство, отражающее его жизнь, занятия и стремления.

Первобытное искусство — это:

— самобытные наскальные росписи-петроглифы, сделанные охрой, углем и мелом или вырезанные на камне;

— гравировки на кости и бивнях;

— антропоморфные фигурки;

— мегалитические сооружения.

Начнем с последних. Традиционно считается, что известные всем мегалиты и своей формой, и твердостью, и устремленностью ввысь означают мужское начало. Подавляющее большинство мегалитов географически привязаны к морю и датируются эпохами неолита-энеолита. А это значит, что обточенные древними мастерами камни выстраивались в символические сооружения примерно от 40 до 10 тысяч лет назад.

Мужскому началу были посвящены менгиры, установленные вертикально большие камни, рядом с которыми проходили обряды получения энергии из космоса. Один из таких менгиров возвышается рядом с Бахчисараем в Крыму.

На «Алтайском Стоунхендже», прозванном так за причудливо расставленные по кругу камни, на одном из мегалитов древние племена оставили рисунок с изображением быка и мужчины-Солнца. Подобные рисунки были нанесены тысячи лет назад и на другие крупные камни «Алтайского Стоунхенджа».

Петроглифы — надписи и рисунки на камнях — обнаружены в 120 странах мира, и среди них встречаются изображения, подчеркивающие значимость мужского начала:

— «Северная Камасутра», эротические сцены на камнях Онежского озера;

— мужчина с огромным фаллосом в одной из пещер Бразилии;

— рисунки фаллосов-тюленей на Амуре;

— изображения эротических танцев в нескольких пещерах Франции.

Исследователи утверждают, что с мужским началом ассоциируется рисунок стрелы, а также копья или дротика.

На костях животных, бивнях и рогах первобытные художники изображали священные для них объекты: фетиши и тотемы, беременных женщин, мужчин с эрегированным фаллосом. На одной из костяных пластинок, найденных в пещере на юге Франции, изображен мужчина, преследующий женщину.

Мастер, вырезая из камня фигурку в виде человека, придавал ей магической значение. Чаще всего антропоморфные статуэтки изображали колдунов или жрецов и использовались в обрядах. На Кавказе археологи находят большое количество бронзовых культовых статуэток — фигурок мужчин с выраженным мужским началом.

В другом конце света, у эвенков, встречается фигурка духа-помощника шамана с эрегированным фаллосом, т. е. мужчины, «дающего жизнь». У аланов и гуннов подобные фигурки-амулеты прежде всего символизируют плодородие, являются амулетом для мужчин, ждущих рождения сына.

Мужское начало в мировом искусстве

Бронзовые и глиняные статуэтки богов в Древнем Египте отличались большим мужским началом в прямом смысле этого слова. Это уже не мифология, а культ плодородия в его расцвете. Резчики выполняли как фигурки людей, так и быков, которые по праву считались показателем мужской силы.

Древнегреческий бог Приап вырезался из камня или дерева непременно с большим пенисом, как позднее и Гермес. И, конечно, все изображения бога Диониса наполнены мужскими символами и энергией. Во время оргий праздника дионисиев переодетые в маски и костюмы зверей женщины и мужчины несли фаллос и пели посвященные ему фаллические песни. Статуи Геракла выражали идеал силы, а Аполлона — мужской красоты.

В Древнем Риме изображение фаллоса символизировало достаток и плодородие, амулеты с рисунками мужского начала, обладающие защитной силой, носили даже дети. Однажды, около двух тысяч лет назад, кому-то в Риме пришло в голову объединить два значимых защитных символа — колокольчик и фаллос. С того дня на многих входных дверях Вечного Города появился особый, отлитый из бронзы, дверной колокольчик, соединенный из цветка и мужского начала и получивший название — тинтиннабул.

В Велестинском кладе языческих славянских божеств, обнаруженном около 100 лет назад в Греции, среди двадцати одной бронзовой и оловянной фигурки находилось пять статуэток, изображающих мужчин, и одна из них с ярко выраженным мужским началом. По всей видимости, это фигурка, посвященная Даждьбогу или великому князю и украшенная солярными знаками, символизирует силу мужского начала в славянском обществе.

На Кавказе отлитые из бронзы и заключенные в круг фаллические фигурки мужчин являлись амулетами-оберегами. Чаще всего они сопровождали в загробный мир мужчин-воинов.

В горах Гималаев возвышается памятник фаллосу, а близ маленькой турецкой деревеньки Кавусин расположена необыкновенная Долина Любви, природный памятник с эротичным акцентом. В Долине Любви, как ее называют туристы, среди каппадокийских известняковых скал возвышаются вертикально стоящие менгиры, по форме напоминающие огромные фаллосы. Пример искусства, на которое способны силы природы, создавшие такое «чудо» в результате древнего извержения вулкана.

Ярким выражением мужского начала можно назвать образ, созданный Микеланджело на знаменитой фреске в Сикстинской капелле Ватикана. «Сотворение Адама» дарит зрителю образ красивого и чувственного, сильного и обладающего мускулистым телом, а, главное, мужественного первого человека на Земле.

Во времена Просвещения мужское начало выходит на первый план, философы провозглашают культ Разума, при котором мужчины, несомненно, доминируют. В архитектуре и живописи рождается стиль классицизма, неразрывно связанный с мужским началом, порядком и рационализмом.

Воплощением мужского начала в XIX веке становятся военные, их портреты украшают гостиные роскошных особняков Москвы и Санкт-Петербурга. Одна из работ русского живописца Ореста Кипренского посвящена красавцу-гусару Евграфу Давыдову, брату известного партизана времен войны 1812 года. Портрет служит наглядным подтверждением шутки Козьмы Пруткова: «Хочешь стать красивым? Поступи в гусары!». Русскими художниками создана целая галерея портретов героев войны, на каждой картине — образ, воплощающий строгую красоту и мужественность.

«Серебряный век» воспевал красоту творческих мужчин, поэтов и художников. В 1901 году Борис Кустодиев запечатлел на своей картине портрет коллеги и собрата по кисти, молодого красавца Ивана Билибина. Через несколько лет Кустодиев написал портрет еще одного красивого образованного мужчины, физика Петра Капицы, будущего Нобелевского лауреата.

Необычное произведение искусства, напоминающее собой мужское начало, выполнено художником Константином Бракузи в 1920 году. Золотая статуя, на первый взгляд изображающая фаллос, на самом деле является скульптурным портретом французской принцессы Марии Бонапарт, прозванной «скандальной принцессой Х».

И сегодня, в XXI столетии, художественно выполненные амулеты в форме фаллоса носят жители Таиланда. При чем не только рабочие, но и профессора с учеными степенями. В центре Бангкока находится святилище с каменными и деревянными символами мужского достоинства, прикоснуться к которым едут женщины, желающие забеременеть, со всей Юго-Восточной Азии.

Мужское начало в психологии

Какие качества у мужчины превалируют по сравнению с женщиной? В классическом, не испорченном феминизмом варианте, следующие:

— сила воли;

— мужественность;

— уверенность в своих силах;

— независимость от внешнего окружения и мнения других людей;

— практичность и деловая хватка;

— доверчивость и высокий уровень самоконтроля.

Мужской мир — это мир разума и логики, предметов и действия. Мужчина по сути своей — созидатель, нацеленный на объективный результат. Творчество свойственно мужчинам в разных областях жизни. Настроение мужчины зависит от конкретных свершений, а не от чувств и эмоций, как у женщин. Мужчина более спокоен, меньше зависит от переживаний.

Известно, что у мужчины сильнее развито левое полушарие мозга, отвечающее за анализ, абстрактное мышление, комфортное социальное общение. Мужчина, в отличие от женщины, верит в то, что мир реален, гармония возможна, но для ее сохранения необходим строгий порядок и ясность чувств.

Настоящий мужчина действует решительно, с напором, преодолевая сопротивление и препятствия. Согласно психологическим наблюдениям, мужчина гораздо более объективен, чем женщина, так как руководствуется логикой и правилами.

В последние годы из-за смены социальных ролей в обществе в мужчинах стали цениться несколько иные качества, чем в прошлые столетия:

— образованность;

— выдержанность;

— интеллигентность;

— умение приспособиться к новым условиям жизни.

Невозможно заглянуть в будущее, но очень хочется верить, что мужчины все-таки останутся мужественными, сильными и смогут поддержать женщину в трудной ситуации. Нельзя вернуться в прошлое, но можно сохранить хотя бы остатки того мощного мужского начала, которое стояло у истоков цивилизации.


Источники:

  1. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1962.
  2. Чучин-Русов А. Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание//Вопросы философии. 1996. № 4.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы