Омар Хайям — один из любимых авторов современного скульптора Ивана Коржева. Это не скульптура на заказ. Эти рельефы — осмысление философии великого поэта и философа с точки зрения сегодняшнего времени.
«А жадность — вот демон, что нас убивает,
Вино любит меру, но кто меру знает».
Дмитрий Ксурь
Омар Хайям — известный персидско-таджикский поэт, ученый и философ, его прекрасные, наполненные смыслом рубаи популярны до сих пор. Хайям писал не только на общепринятые темы: о любовных чувствах, о друзьях и религии, — один из циклов стихов поэт посвятил вину, его воздействию на человека.
«Пить вино хорошо, если в сердце весна,
Если гурия рядом, нежна и страстна.
В этом призрачном мире, где тлен и руины,
Для забвенья заветная чаша дана».
Откуда такое внимание именно к запрещенному исламом напитку? Традиции виноградарства в Персии окутаны преданиями и легендами и уходят своими корнями в глубокое прошлое. Вино на Востоке сравнивали с целебными снадобьями, много говорили о его пользе. Восхваление вина стало частью арабской классической поэзии раннего Средневековья.
Много лет назад, в незапамятные времена, правил персидскими землями султан Джамшид, большой любитель отдыхать на лоне природы. И вот однажды, наслаждаясь прекрасным летним днем и наблюдая за окружающими красотами, он внезапно увидел, что огромная змея поймала красивую птицу.
Царь повелел своей вооруженной луками охране убить змею, и те выполнили приказ. Освобожденная птица взмыла в небо, а в благодарность своим спасителям сбросила на землю несколько зернышек.
Следующей весной из зернышек выросли необычные деревья с длинными толстыми ветками и темно-синими гроздьями ягод. При дворе Джамшида стало модным готовить из этих чудесных ягод сок. Однажды слуги не углядели, и сок слегка прокис. Кувшин спрятали от царя, чтобы он не прогневался, в глубокий подвал, а через несколько месяцев одна из многочисленных жен правителя решила отравиться и вспомнила о пропавшем напитке.
Выпив достаточное количество жидкости из кувшина, женщина вместо смерти обрела радость и удовольствие, и решила угостить султана. Джамшид был приятно удивлен и приказал каждый год говоить из синих ягод сок, который вскоре стали называть вином.
Так в Персии родилась традиция выращивать виноград, а позднее — отмечать праздник Науруз с обязательными винопитиями. Красивая легенда подтверждается археологами, среди находок которых есть и зерна винограда в закупоренных глиняных сосудах. Исследователи утверждают, что вино начали производить на Ближнем Востоке около 7 тысяч лет назад, вслед за Кавказом и Малой Азией. Подтверждение этой версии археологи нашли в одной из обнаруженных на территории Ирана древней глиняной бутылке. На дне сохранились остатки вина, датированные 5 тысячелетием до новой эры.
В эпоху Древнего Иранского царства все праздники и ритуалы сопровождались распитием вина, греческие историки подробно писали о пьянстве персидских правителей. На гробнице знаменитого полководца Дария начертали слова: «мог выпить много этот царь, не захмелев ни разу». Геродот писал: «Персы предпочитают принимать серьезные решения во хмелю». Для греков, разбавляющих вино, чтобы не опьянеть, это было удивительным фактом.
Вино сопровождало древних персов в будни и праздники, являлось распространенным напитком для царей и жрецов, играло важную роль в ритуалах и обрядах зороастрийской общины. При дворах служили специальные сказители, читающие в часы пиров для правителей древнейшие предания. В одном из таких сказаний Сасанидской эпохи говорится: «Тому, кто почувствовал возраста гнет, вино многолетнее радость вернет».
Позднее, в связи с распространением на Ближнем Востоке ислама, в жизни местных народов появилось немало ограничений, связанных с употреблением вина, но, как свидетельствуют рубаи Омара Хайяма, в Средние века испробовать пьянящего напитка можно было в любом питейном заведении.
«Хмельная чаша нам хоть и запрещена,
Не обходись и дня без песни и вина;
На землю выливай из полной чаши каплю,
А после этого всю осушай до дна».
Зачем следует выливать вино на землю? — спросит читатель. Омар Хайям пишет о древней традиции благодарить землю за плодородие, за то, что она дарит людям пищу, без которой жизнь невозможна. Великий восточный поэт и мыслитель создал настолько сильный образ вина в своих рубаи, что многие люди посмотрели новым взглядом и на традиционные персидские стихи, и на роль вина в жизни народов Востока.
«In vino veritas» — утверждали римляне, а арабы продолжали их мысль, говоря: «вино служит проводником в тайные миры подсознания».