Память о Миро

Память о Жоан МироПамять о Жоан Миро 2Память о Жоан Миро 3Память о Жоан Миро 4

Характеристики памятника память о Миро:

  • Материал: черный металл
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 230 см. ширина 65 см. глубина 20 см.

Жоан Миро — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Главным направлением его творчества было абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы. Интересные и успешные колористические находки и близкое к абстрагированному изображение объектов привели Миро впоследствии к созданию собственного уникального стиля.
Скульптурная композиция Ивана Коржева, состоящая из двух предметов, — дань стилю Миро, который просматривается в формах и цветовом решении скульптур.


В память о Жоан Миро — поэзия и детская жизнерадостность творчества

«Красивейшее перо на шляпе сюрреализма» — именно так называл творчество испанского художника Жоана Миро Андре Бретон. И действительно, в работах этого талантливого каталонца можно найти столько же поэтичности, изящества и простоты, сколько и во фразе французского писателя и основоположника сюрреализма.

Величайшая творческая личность, многогранность которой обнаруживалась сразу в нескольких проявлениях — в картинах, скульптурах, гравюрах и керамике — Жоан Миро мало известен в России, несмотря на его мегапопулярность в Европе. В настоящее время Жоана Миро причисляют в качестве четвертого гения к тройке испанских художников рубежа XX века, имена которых у всех на устах: Сальвадор Дали, Хуан Грис и Пабло Пикассо.

Жизнь, также как творчество Жоана Миро стали следствием его испанского горячего темперамента и его привязанности к истинной родине — Каталонии. Его картины, скульптуры, гравюры, которые «легко читать», наполнены жизнерадостностью, детскостью, лучезарностью, яркостью и солнцем Испании.

Работы Миро настолько оригинальны и одновременно просты, что их невозможно оставить без внимания, будь они частью той или иной выставки или в общем смысле — шедеврами мирового искусства. Мимо них нельзя пройти или не заметить — работы Миро цепляют той частью поэтичности и ребячества, что есть в каждом из нас.

Интересно, что и некоторые факты биографии испанского художника столь же необычны и порой символичны, как и его уникальное творчество.

Знаете ли вы, например, что Хемингуэй купил картину Миро, играя со своими друзьями в кости, или что одна из работ художника сгорела 11 сентября во время теракта в США?

На пути к личностной свободе и творчеству

В отличие от Пикассо или Дали, двух других самых известных испанских художников первой половины XX-го века, мало что известно о частной жизни Хуана Миро (1893−1983), имя Жоана Миро на испанский манер звучит как Хуан. Каталонец по происхождению, он родился в Барселоне, умер в Пальма-де-Майорке и провел часть своего долгого творческого пути в Париже. Именно в столице Франции Жоан Миро обзавелся контактами с авангардистскими личностями, бывшими тогда «на пике» своего развития течений в живописи — сюрреализма и абстракционизма. Впоследствии Миро разработал свой оригинальный, личный стиль, который не относился ни к одному из тогдашних веяний в искусстве.

С юных лет

Талант Жоана Миро не был обусловлен внешними обстоятельствами его жизни. В его роду не было творческих личностей или художников. Он родился в семье ремесленников из среднего класса. У его отца, Микеля Миро Адзериаса, была ювелирная мастерская, а его дедушка и бабушка были последователями ремесленных профессий — кузнечного и деревообрабатывающего дел. Возможно, именно в силу практичности семейных традиций и тому, что отцу и матери художника пришлось столкнуться на собственном опыте с рядом материальных трудностей, родители не рекомендовали юному Миро заниматься творчеством. Послушный мальчик первоначально изучал коммерцию при местной бизнес-школе, а затем некоторое время работал в аптеке Dalmau i Oliveres. Но одновременно Миро не мог отказать себе в своей природной склонности к творчеству — он брал уроки рисования в Высшей школе промышленных и изящных искусств Лонджи в Барселоне. И делал он это без какой-либо определённой цели, скорее в качестве хобби. От этого жизненного периода Жоана Миро сохранилась одна интересная и довольно забавная картина — «Педикюр», которую юный художник создал в восьмилетнем возрасте и которая сейчас хранится в Фонде Миро в Барселоне.

Призвание на всю жизнь

Жоан Миро окончательно осознал свое творческое призвание после продолжительной болезни. Его семья в то время владела фермерским домом в Мон-Роч-дель-Камп. Именно сюда в девятнадцатилетнем возрасте приехал Жоан Миро, чтобы оправиться от брюшного тифа. Здесь на фоне живописной деревенской местности и дыша здоровым воздухом, он принял твердое решение не посвящать себя ничему, кроме живописи, что очень огорчило его родителей. Сельская жизнь вдохновила художника на написание одной из его самых известных картин и, возможно, на его первое великое произведение — «La M asía». В переводе название картины означает «Ферма» — она была написана за девять месяцев, в период между 1921 и 1922 годами.

Провал первой выставки Миро

Начиная с 1910 года, некоторые работы Миро выставлялись в творческих экспозициях, которые организовывал городской совет Барселоны. Однако самые большие надежды Жоан Миро возлагал на персональную выставку, которая состоялась 16 февраля 1918 года. Событие стало таким же поводом для надежд художника, сколько и для грандиозного провала, который Миро пришлось пережить в возрасте двадцати четырех лет в галереях Далмау в Барселоне. Здесь было представлено не менее шестидесяти четырех работ, среди которых находились пейзажи, портреты и натюрморты. Несмотря на то, что критики, посетившие галереи, были не слишком яростны в своих оценках, ни одна из работ каталонского художника не была продана.

Миро прожил большую часть своей жизни в Испании

Несмотря на то, что во всем мире имя знаменитого художника принято называть на французский манер — Жоан, Миро впервые посетил Париж в 1920 году, где он познакомился с Пикассо, а затем с сюрреалистами. В последующие годы художник жил практически между Францией и Испанией. В Париже его работы впервые были выставлены в 1921 году в Галерее Ла Ликорн — Galerie La Licorne. После бомбардировки Нормандии немцами во время Второй мировой войны Жоан Миро окончательно вернулся в Испанию в 1940 году, основав свою резиденцию в Пальма-де-Майорке, а затем переехав в Барселону. После этого он много путешествовал: Париж, США, Япония. Но Испания: сначала Барселона, а затем снова Пальма, останется центром ее деятельности. Он также содержал дом и мастерскую в деревушке Мон-Роч-дель-Камп.

Супруга и потомки

В отличие от его друга Пикассо, у Миро была только одна супруга, Пилар Жункоса, на которой он женился в 1929 году. Произошло это событие с Миро в 36 лет — довольно поздний возраст для бракосочетания. Единственная дочь пары, Мария Долорес Миро Жункоса, умерла в 2004 году: по ее линии остались наследники великого художника, которые в настоящее время управляют имением. С одним из внуков художника, Джоаном Пуньетом Миро, связано событие, которое получило высокий общественный резонанс. Практически сразу же после смерти Миро он продал с аукциона графические работы своего деда, собрав более 60 000 евро, которые были переданы Красному Кресту для помощи беженцам.

Особенный художественный стиль Миро и многочисленные влияния на него

Стиль Миро развивался до тех пор, пока он не достиг так называемой «точки невозврата», то есть определённой высоты, по которой сегодня искусствоведы могут узнать любого подражателя каталонского художника из его или нашей современности. Первоначально его стиль находился под влиянием в равной степени фовизма и кубизма: от первого он получил экспрессионистское чувство цвета, а от второго геометрическое искажение форм. При этом хроматическое ограничение аналитического кубизма никогда не входило в планы Миро, даже в самом начале его творческого пути. Близко познакомившись с сюрреалистами, испанский художник разработал свой стиль, несмотря на то, что тот же «папа» данного направления Андре Бретон считал его «самым сюрреалистом из всех». Из-за своего свободного и абстрактного видения он, как и Андрей Массон (французский живописец и график), все же был ближе к изначально сюрреалистическим методам, таким как автоматическое письмо, чем другие художники в группе (например, Дали).

Сюрреализм и не только

Андре Бретон восхищался творчеством Жоана Миро с самого начала и приветствовал его с распростертыми объятиями в сюрреалистической группе. Художественная идиллия пережила кризис в 1926 году, когда Макс Эрнст и Миро сотрудничали при создании декораций и костюмов для «Ромео и Джульетты» в постановке Сергея Дягилева, режиссера «Русских балетов». Бретон воспринял это как невыносимую комодификацию работ обоих художников и попытался бойкотировать премьеру произведения, организовав выпуск брошюр, полных сарказма и направленных против них. Это была обычная практика непримиримого бретонца, который, несмотря на минимальное несогласие или нарушение правил со стороны своих «единоверцев», способствовал их изгнанию из группы сюрреалистов. Другим «опозоренным человеком» был Сальвадор Дали, который после изгнания по идеологическим причинам посмел утверждать (несомненно, разжигая гнев Бретона): «Я сюрреалист!».

Эрнест Хемингуэй был одним из поклонников Миро

Американский писатель купил «La M asía» за пять тысяч франков в 1925 году. Как уверяет Алекс Фернандес де Кастро в книге «La Masía. Un Miró para Mrs. Hemingway»), Хемингуэй и его друг поэт Эван Шипман играли в кости на холсте Миро, когда узнали, что работа продается. Согласно этой версии, Хемингуэй выиграл партию, и два друга привлекли к игре третьего — американского писателя, Джона Дос Пассоса, чтобы достичь нехватающей суммы для выкупа картины. Как бы то ни было, работа действительно была приобретена Хемингуэем. Мэри Уэлш Хемингуэй, четвертая жена автора «Прощай, оружие», завещала холст Национальной галерее искусств в Вашингтоне, где картина сейчас и находится. Лично у Хемингуэя и Миро было несколько встреч, они поддерживали «сердечные» эпистолярные отношения и разделяли любовь к боксу, довольно популярную в то время в определенных интеллектуальных кругах.

Миро также был в Испанском павильоне

«Герника» Пикассо, несомненно, является самым известным произведением искусства, которое было выставлено в павильоне Испанской республики на Международной выставке в Париже в 1937 году, но не единственным. Среди других знаковых работ здесь были представлены результаты творчества Хулио Гонсалеса, Александра Кальдера, Альберто Санчеса, а также Жоана Миро. «Каталонский земляк в восстании» (также известный как «Жнец») представлял собой большую фреску размером пять с половиной на три метра, которая была утеряна после демонтажа павильона, и на сегодняшний день хранится только фотографическая запись работы Миро.

Он был убийцей своих картин

В какой-то момент Миро выразил желание «убить картину». В действительности он пытался экспериментировать с новыми материалами и техниками, хотя иногда Миро действительно практиковал девиз почти буквально: например, когда он заканчивал некоторые картины, обливая холст бензином, менял другие уже существующие картины введением новых непредсказуемых образов или резал свои холсты ножом. Об этом свидетельствуют красноречивые образцы на выставке Фонда Мапфре в Мадриде.

Одна из работ Миро была утеряна 11 сентября

Огромный гобелен, созданный в 1974 году, был повешен в холле одной из башен-близнецов Нью-Йоркского всемирного торгового центра и был утерян в результате террористических актов 11 сентября 2001 года. Это было не единственное произведение искусства, которое сгорело во время этого теракта: к числу других относятся работы Колдера, Лихтенштейна и Родена, принадлежащие частным коллекциям, их постигла та же участь. Фонд Миро в Барселоне хранит эскиз оригинального гобелена, выполненного маслом на холсте, размером примерно сто на пятьдесят сантиметров.

Признание при жизни

Фонд Миро открылся в 1975 году, за восемь лет до смерти художника. Штаб-квартира в Барселоне была установлена в здании архитектора Хосепа Луиса Серта, его друга и члена GATEPAC (название группы архитекторов), который также создал вышеупомянутый испанский павильон для парижской выставки 1937 года. Помимо презентации собственных работ Миро, Фонд занимается организацией выставок других художников и посвящает часть своей деятельности продвижению молодых авторов. В память о художнике на Майорке также была открыта штаб-квартира Fundació Pilar i Joan Miró, созданная в 1981 году в старых мастерских художника.

Жоан Миро был и остается гением своего дела при жизни и для следующих поколений потомков.


Источники:

  1. Википедия о Жоан Миро на испанском и французском языках.
  2. Интернет-журнал livejournal.com — отзывы современников о жизни и выставках Жоан Миро.
  3. Сайты музеев Жаон Миро в Испании.
  4. Официальный портал Всемирной выставки в Париже.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора