Скульптура Перес-Тройка

ПерестройкаПерестройка 2Перестройка 3Перестройка 4Перестройка 5

Характеристики памятника Перес-Тройка:

  • Материал: керамика
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 28 см. ширина 46 см. глубина 12 см.

Краткие сведения об изображенном

Перестройка — понятие, выразившее идею необходимости перемен и их реальное осуществление в СССР во второй половине 1980-х годов в сторону большей открытости, демократизации, экономической эффективности. Актуальная триада звучала как «перестройка, демократия, гласность». Многократно обыгранное в городском фольклоре трио сопрягалось и с гоголевской «птицей-тройкой», и с правящей политической верхушкой, и даже с комической троицей антигероев советского и российского кинематографа — Трусом, Балбесом и Бывалым.

Время перестройки можно считать эпохой социокультурного эклектизма. Прежний монизм общественной модели, с «руководящей и направляющей» ролью партии (КПСС) постепенно уходил в прошлое. Освободившееся пространство занимали отвергнутые ранее великодержавные идеи, а также всплывавший на поверхность идеологический мусор. Вся эта ментальная накипь бурных перемен нашла отражение в представленной группе из трех разрисованных торсов. Самый основательный и широкий торс выделяется вписанным в очертания раздутого живота гербом бывшего Советского Союза. Здесь же запечатлены прочие эмблемы государственного строя — от Кремля до профиля Сталина. Изображения на героизированном торсе атлетического сложения посвящены монархическим славянофильским идеям (двуглавый орел, Георгий Победоносец, воинская арматура и т. п.). Торс изможденного мужчины со впалой грудью свидетельствует о его лишениях, чахоточных страданиях, недоедании, неустроенности, и напоминающие тюремные наколки рисунки вполне адекватны создаваемому образу. Тонировка торсов построена на оттенках одного, теплого землистого цвета, и графичные изображения на их поверхности между собой соразмерны. Опыт соединения несовместимого удачен именно благодаря пластическому решению — три рядоположенных объекта в нерасторжимом единстве и самоценной раздельности. Знаковая триада отличается трагикомизмом образа в целом.


Перестройка

Стадо легче погонять, чем сдвинуть с пути.

Владислав Гжегорчик

Историки прекрасно знают, что перемен в обществе можно достичь двумя путями: быстрым — с помощью революции и медленным — с помощью реформ. Советская перестройка, начавшаяся в 1985 году с легкой руки Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Михаила Сергеевича Горбачева, по своему характеру находилась где-то посередине между стремительной революцией и спокойными реформами.

Перестройка, затронувшая самые глубины застоявшегося советского общества, внесла в жизнь людей глобальные перемены. Сложнейшее время еще долго будет оцениваться историками, будут взвешиваться все плюсы и минусы перестройки. Важно одно: изменения перевернули не только экономику и политику, но и культуру и искусство. Причем основной переменой в искусстве стала долго сдерживаемая свобода.

Литература

Начало перестройки вызвало разлад в рядах советской интеллигенции — одни поддержали горбачевские перемены, другие выступили за сохранение старого порядка. И, тем не менее, перемены в литературе и науке не заставили себя ждать. В первую очередь это коснулось выхода в свет произведений, которые ранее печатались исключительно в самиздате.

«Архипелаг Гулаг» Александра Солженицына, опубликованный в журнале «Новый мир», по праву возглавляет список, за ним следует «Чевенгур» Андрея Платонова и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Произведения Виктора Астафьева и Валентина Распутина, Владимира Дудинцева и Даниила Гранина, критикующие сталинизм и раскрывающие его суть, пользовались невероятной популярностью. Люди буквально впитывали новую для них информацию, наслаждаясь воздухом свободы.

Читатели с упоением знакомились с запрещенными в советское время и опубликованными в 1980-х годах романами и повестями писателей-эмигрантов: А. Бунина, В. Набокова, Д. Мережковского, В. Ходасевича. С каждым годом в свет выходило все больше газет и журналов, среди которых были смелые, интересные, открывающие советскому читателю малоизвестные факты родной истории.

Кинематограф

Искусство кинематографа остро испытало на себе борьбу старого и нового. Зрители впервые получили возможность увидеть запрещенные долгое время киноленты, правда, не все они оказались достойны всеобщего внимания. Появились и такие шедевры отечественного кино как «Собачье сердце» по роману Михаила Булгакова, «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе. Фильм «Покаяние», полный тяжелого драматизма, получил на Каннском фестивале шесть Оскаров.

Молодые режиссеры внесли свой вклад в новую культуру России:

— Юрий Кара снял фильмы «Завтра была война» и «Воры в законе»;

— Василий Пичул порадовал зрителей картиной «Маленькая Вера»;

— Юрий Мамин снял ироничный фильм «Окно в Париж».

Талантливые деятели киноискусства, ставя во главу угла проблемы, которые ранее не обсуждались в советском кино, открыли совершенно новые грани отечественного кинематографа.

С другой стороны, в противовес талантливым картинам опытных и молодых российских режиссеров, на экраны хлынул поток зарубежных фильмов, часто сомнительного нравственного уровня. Повсюду, даже в маленьких поселках, открывались видеосалоны, в которых демонстрировались картины без сюжета, но со сценами насилия и жестокости. Из-за легкой доступности зарубежных фильмов резко упало производство отечественных картин высокого качества. Зритель массово переключился на триллеры и боевики.

Театр

В начале перестройки деятели отечественного театра наслаждались свободой слова. На сценах московских и провинциальных театров ставились спектакли на запретную ранее тему о сталинских лагерях, о правде военного и послевоенного времени. Зрители засматривались постановками: «Дети Арбата» по роману А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака.

Открытая в 1986 году после долгих неудач театр-студия Олега Табакова стала первой ступенью восхождения советского театра на новый уровень развития. Талантливые подростки со всей страны получили возможность готовиться к поступлению в ГИТИС на высоком профессиональном уровне. От этого выиграли все: и дети, и их родители, и, разумеется, культура нашей страны.

Организованный в начале 1990-х годов Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова помог наладить связи с зарубежными труппами и дал возможность советскому зрителю познакомиться со спектаклями театров других стран мира.

Музыка

Середина 1980-х годов была ознаменована новой волной танцевальных ритмов. В стиле диско исполняли песни ансамбли «Форум» и «Веселые ребята», а чуть позже — «Ласковый май» и «Мираж». Легкая, веселая, ни к чему не обязывающая музыка отражала оптимистичный настрой советского народа в первые годы реформ.

С началом перестройки совпал и расцвет российского рока, именно тогда в СССР появились первые рок-клубы и рок-группы. Лидер группы «Кино» Виктор Цой писал не только музыку для своих музыкантов, но и тексты песен, на раннем этапе романтичные, позже — наполненные драматизмом происходящих вокруг событий.

Символом эпохи стала песня «Скованные одной цепью» группы «Наутилус Помпилиус», написанная Ильей Кормильцевым. В музыкальном произведении говорилось о проблемах советского общества: о политическом лицемерии и синдроме толпы, о вечном страхе наказания за свободомыслие.

Во второй половине 1980-х годов по стране прокатилась волна фестивалей рок-музыки: «Весенние ритмы», «Лутаника», «Подольск». Становление и развитие рок-направления было дополнено рождением групп, исполняющих панк-рок и хэви-металл.

Кто-то из критиков так сказал о характере музыки в период перестройки: «грустная и мечущаяся, задорно-веселая и беспокойная и мало что понимающая». Собственно, какое время, такая и музыка.

Выставки забытых художников

На волне перестройки во многих городах Советского Союза открывались выставки художников, мало известных широким массам:

— Павла Филонова;

— Василия Кандинского;

— Давида Штеренберга.

Павел Филонов, один из ярких представителей русского авангарда, основатель уникального аналитического искусства, в юности много путешествовал и участвовал в самых разных выставках первых двух десятилетий XX века. Филонов воевал на фронтах Первой мировой войны, хорошо принял Октябрьскую революцию, в 1920-х годах основал Художественную школу. Работы Филонова считались советскими критиками «формальными», направленными против рабочего класса. Картины мастера запрещались к выставкам, начиная с 1932 года. Павел Филонов умер во время блокады Ленинграда, а его работы стали известны широкому зрителю только после перестройки.

Современник Филонова Василий Кандинский, яркий представитель абстракционизма, прекрасно знаком российским и советским любителям живописи. Кандинский жил за границей и учился в Мюнхенской академии художеств. Вернувшись в Россию сразу после начала Первой мировой войны, Василий Кандинский много и плодотворно работал, а в 1918 году способствовал открытию Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук. Позже уехал в Германию для установления культурных связей, но из-за прихода нацистов к власти перебрался в Париж. Первая персональная выставка работ Кандинского прошла в Советском союзе только в 1989 году.

Давид Штеренберг, проходя в юности обучение во Франции, попал под влияние работ Поля Сезанна и активно участвовал в деятельности Парижского салона. В 1917 году уже известный в кругах искусства график и живописец вернулся в Россию и вместе с А. Луначарским занимался развитием новой советской культуры. Штеренберг писал картины в жанре футуризма и кубизма. Его живопись, сильно отходя от классических канонов, отличалась строгостью форм и драматизмом изображения. В 1930 году художник получил звание заслуженного деятеля искусств, а после смерти в 1948 году был забыт на долгие годы. Вспомнили о талантливом графике и живописце в перестроечные годы, когда многие зрители впервые открыли для себя новаторские работы Штеренберга на выставках 1980-х годов.

Картины-эксперименты художников времен перестройки

Перестройка вызвала к жизни много оригинальных работ. Творческие люди активно экспериментировали благодаря неожиданно представившейся возможности писать по-новому. Происходило зарождение советского концептуализма, известного еще как соц-арт, искусства, вставшего над потребительскими началами общества.

Одна из картин-экспериментов — «Исследователь стука» художников Алексея Козина и Андрея Масалова. Забивающий себе в голову гвоздь человек с красной головой стал в 1987 году «основателем» так называемой «дикой школы».

Художники Виталий Комар и Александр Меламид создали картину «Сталин и музы», написанную в стиле давно забытого ампира. Им же принадлежит полотно «Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича», выполненное в духе подчеркнутого и от того слегка комедийного соцреализма.

В рамках нового направления художником Александром Джикия был создан еще один перестроечный шедевр — «Кончилось твоё время (И слава Богу!)». По стилю картина, как и другие работы Джикия, больше напоминает комиксы, чем серьезную живопись.

Василий Шульженко, вдохновленный свободой творчества, создавал гротескные образы простых людей советского общества, попавших в сложные ситуации. Художник подчеркивал в лицах некрасивость и даже уродство, изображал своих персонажей в грязи и в болоте.

Совсем в другом художественном направлении, названном «жанр альбома», работал известный в годы перестройки концептуалист Виктор Пивоваров. «Комната № 22» — альбом, вместивший в себя, по словам самого мастера, сцены из придуманных им же спектаклей на жизненные темы, раскрывающие темные уголки человеческих характеров.

В стиле альбомов работал и Илья Кабаков, философски изображавший сцены из жизни в печально известных советских коммунальных квартирах.

Картина «Очередь» Алексея Сундукова, напротив, не претендуя на глубину, отобразила как в зеркале одну из самых тяжелых проблем перестройки. Художник, рассказывая о том, как создавалась картина, подчеркнул, что образы стоящих в однообразных серо-коричневых пальто людей списывались на улице и в метро с реальных москвичей.

Выставки-рынки в Битце

Художники периода перестройки выживали с помощью трех видов деятельности:

— участия в художественных выставках на Арбате, в парке Измайлово и в Конно-спортивном комплексе в Битце;

— организации уличных перфомансов на улицах крупных городов;

— создании моментальных уличных портретов своих современников.

Активным участником всех перечисленных направлений и организатором уличных выставок являлся художник Николай Ларский, писавший портреты в технике пастели и углем. Больше всего помогали художникам заработать выставки в Битце, привлекавшие толпы народа, желающего приобрести необычные картины перестроечного характера.

Через пару лет, к началу 1990-х годов, выставки стали устраивать на Измайловском острове, в живописном месте, куда снова устремились тысячи любителей современного искусства. В последующие годы рынки-выставки перестроечных художников еще не раз переносились на новые места, пока надолго не задержались на Арбате. На одном из таких рынков снимался эпизод картины Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты».

Спросом пользовались не только пейзажи и портреты, но и веселые шаржи, написанные тут же, в присутствии персонажей. В 1987 году, когда в Армении произошло страшное землетрясение, художники Арбата устроили благотворительную распродажу своих работ, часть от прибыли перечислили на счет пострадавших.

Вот такая неоднозначная характеристика многогранных художников времен перестройки: шаржи и быстрые портреты, картины на политические темы и благотворительность.

Талант Ильи Глазунова

Илья Сергеевич Глазунов предложил авторское видение самобытного развития России. Картины мастера живописи «Великий эксперимент», «Вечная Русь», «Мистерия XX века» знакомили советского зрителя с историей России с необычного ракурса, отличного от классического. Художник, любящий свою страну и хорошо знающий историю, создавал яркие образы русичей на историческом фоне. Картины Ильи Глазунова заставляли думать, ценить прошлое, осознавать себя частью великой страны.

Под руководством Ильи Глазунова в СССР была открыта Академия живописи, ваяния и зодчества. В качестве ректора Академии заслуженный художник России Илья Глазунов проработал со дня ее основания в 1987 году и до своей смерти в 2017 году. За эти годы из стен Академии вышли такие талантливые деятели искусства как:

— график и портретист Виктор Шилов;

— скульптор и педагог Салават Щербаков;

— скульптор Анатолий Бичуков.

В 1990-е годы Илья Глазунов горячо поддержал идею реставрации Московского Кремля и принял в работах самое активное участие.

Искусство времен перестройки переливается всеми красками радуги и удивляет разнообразием форм, как картинки в детском калейдоскопе. Радость свободы после долгих лет застоя причудливым образом перемешалась с грустью разочарования и невероятными экспериментами в разных областях жизни.


Источники:

  1. Полозов А.Ф. Перестройка и изобразительное искусство. О свободе творчества. М., 2019.
  2. Федоров В.А. История России XX-XXI вв. М., 2004.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора