Лауреат Нобелевской премии экономист Фридрих Хайек писал: «Деньги остаются вещью совершенно непостижимой: подобно сексу, они в одно и то же время завораживают, приводят в недоумение и отталкивают». Секс и деньги — единственное определение феномена проституции, а для современного социума — метафора конвертации, т. е. рыночной оценки, всех эволюционных архетипов. Когда всё становится товаром, возникает мир продающихся человеческих отношений. Серия рельефов «Портреты современниц» — попытка показать и задуматься над состоянием современного общества.
Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал,
но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался
и пользуется уважением,
как природный государь жизни.
Василий Ключевский
Что означает термин «проституция»? Дословно с латинского языка слово может переводиться как «выставляю напоказ». Проституция, по мнению ученых, зародилась тогда, когда освобожденная от родовой власти женщина смогла выбирать партнера не по указанию старейшины, а по собственному желанию. Появляется так называемая коммерческая проституция, которой предшествовала ритуальная и храмовая.
В стародавние времена у многих народов мира существовал такой обычай: важному гостю предлагали переспать с женой или дочерью хозяина. Конечно, речь идет не совсем о проституции, но, возможно, об одной из ее начальных форм. Причем «гостеприимная проституция» была распространена по всему миру, от Юго-восточной Азии до Крайнего Севера.
О гостеприимной проституции пишет греческий путешественник V века до новой эры Приск Панийский, сообщая об обычае скифов предоставлять дорогому для них чужеземцу не только стол и кров, но и пару-тройку юных красавиц. Подобные обычаи существовали у славян и ингушей, осетин и ненцев, у многих европейских и азиатских народов.
Ритуальная проституция была тесно связана с культом плодородия и ежегодного перерождения природы. В Древнем Израиле многие девушки из знатных семей добровольно отдавали себя ритуалам религиозной проституции. Совершаемые совокупления блудницы и священника не считались иудеями чем-то неприличным, как и посещения храмовых девушек гостями-иностранцами. Проститутки уважительно назывались «Супругами Израиля».
В Древнем Вавилоне храмовые проститутки назывались надиту («невозделанная»), это были женщины из знатных семейств, включая царские, посвятившие себя богине Инанну. Более всего известно о надиту, живших в храме верховного вавилонского бога Мардука и в храме бога Солнца Шамаша.
Надиту, или иеродулы, постоянно находились при храме и подчинялись жрецам. Женщины не могли иметь детей, многие из них со временем переходили в ранг жриц. Один из храмов на берегу Евфрата, при котором жили надиту, был обнаружен при раскопках древнего города Урук, датированного IV-III тысячелетием до новой эры. В знаменитом вавилонском «Эпосе о Гильгамеше» сообщается, что храмовые проститутки надиту часто были грамотны и служили одновременно писцами.
Греческий историк Геродот подробно описывает услуги храмовых проституток в своей «Истории»: «Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая жительница Вавилона раз в жизни должна прийти в святилище Афродиты и отдаваться за деньги чужестранцу. Плата может быть совсем незначительной. Отказываться брать деньги женщине запрещено, так как деньги эти предназначены храму. Девушка должна идти за первым же человеком, кто бросил ей деньги». Речь идет о ритуале, посвященном богине Иштар и характерном исключительно для Вавилона.
Храмово-ритуальная проституция была распространена не только в Междуречье (культы богинь Иштар и Инанны), но и в Финикии (храмы Астарты), в Египте, Древней Греции, Риме (храмы Исиды), Центральной Америке, Индии.
В Риме проституток можно было найти в храме Исиды на Марсовом поле и в храме Венеры на Форуме Юлия.
В Индии при храмах жили красивые девушки, девадаси, оказывающие секс-услуги за вознаграждение представителям высших каст. Разумеется, деньги шли на благоустройство храмов. Подобные практики имели место на протяжении тысячелетий и были запрещены только в 1988 году.
В Мезоамерике, судя по археологическим и этнографическим данным, процветала не только женская, но и мужская храмовая проституция. У ацтеков было даже особое божество, покровительствующее храмовым проституткам.
В Армении женщины, посвятившие себя богине Анаис, жили при храмах за высокими каменными укреплениями. Стать храмовыми жрицами любви армянки могли только после тщательного отбора: смотрительницы выбирали самых красивых и здоровых дам из аристократических семей. После непродолжительной активной жизни в храме женщины успешно выходили замуж и рожали детей.
Законы Хаммурапи — первый документ в истории, в котором зафиксировано государственное регулирование проституции. В статьях четко разделяются обязанности и права тех женщин, кто оказывает секс-услуги за деньги лично для себя и тех, кто трудится на благо храмов. «Сестры бога», оказывающие интимные услуги по распоряжению жрецов, проститутками вовсе не считались.
В Законах Хаммурапи было записано, что храмовые проститутки подразделяются на насколько категорий, у каждой из которых свои права и обязанности.
При храмах богини плодородия Астарты проживали девушки, посвятившие себя религиозным культам. Их клиентами были жрецы и путешественники, предоставить которым красивую девушку считалось традицией. Полученные от чужестранцев деньги шли на нужды храма.
Раз в году, когда финикийцы отмечали праздник Астарты, к постоянным блудницам присоединялись солидные молодые дамы из приличных домов. Обычай требовал, чтобы женщины, украсив головы венками из тростника, садились на обочины вдоль главных дорог и отдавались первым встречным. После этой «процедуры» финикиянки возвращались домой с чувством выполненного долга.
В Финикии была распространена и коммерческая проституция: девушки с целью заработать денег себе на приданое, ставили шатры у ворот Карфагена и предлагали себя приезжим купцам. В финикийских храмах сохранились дарственные надписи, свидетельствующие о щедрости, с которой девушки легкого поведения жертвовали деньги любимой богине.
В Греции эпохи расцвета, в VI веке до новой эры, проституция была узаконена, а публичные дома — диктериады — существовали двух видов: мужские и женские. Известный законодатель античности афинянин Солон предписывал строить бордели исключительно на окраине города, близ гаваней, чтобы не портить общего культурного уровня. Клиенты — моряки, иностранные купцы, молодые неженатые греки — посещали бордели на вполне законных основаниях.
Такое положение дел легко объясняется царившей в те времена знаменитой греческой демократией. Солон же стал первым государственным деятелем, введшим налог на проституцию.
Все слышали о греческих гетерах — женщинах образованных, эрудированных, хорошо танцующих и поющих. Как и японские гейши, это были не совсем проститутки, скорее, прекрасные незамужние дамы, развлекающие скучающих в межвоенные периоды греков. Гетеры принимали своих дорогих гостей в специальных салонах, устраивая тематические вечера с любимыми у греков философскими беседами и чарующими танцами.
По сообщению Страбона, гетеры проживали в храмах Афродиты во многих городах Греции. Собранные с клиентов средства передавались на содержание храмов и на благотворительность. Афродиту любвеобильные греки называли по-разному, например, Porne (чувственная), или Mycheia (богиня тайных мест), Kallipigos (богиня с красивыми ягодицами). На одной древнегреческой вазе изображена сцена, когда заезжий купец протягивает кошелек с деньгами гетере, стоящей рядом со служанкой.
О ком же тогда идет речь в законах Солона? О рабах и рабынях, живущих в публичных домах и называемых поллаками. Молодые работники секс-индустрии не могли покидать территорию борделей, а, становясь старше, переходили в ранг обслуги.
Римское право лежит в основе почти всех современных юридических законов.
Зародившись в эпоху Римской Республики, оно завоевало всю Европу, а затем и Новый Свет. Не осталось римское право в стороне и от проституции. Так, римлянка, желавшая заняться прибыльным ремеслом проститутки, должна была обратиться в городской магистрат.
Licentia stupri — так именовался документ, выдаваемый магистратом и разрешающий «блудить» на вполне законных основаниях. Для того чтобы римляне и гости города не могли перепутать порядочную женщину с дамой легкого поведения, ей предписывалось носить соответствующую одежду: желтую тунику и красные башмаки, и никаких украшений! Кроме того, становясь блудницей, женщина уже не считалась полноправной гражданкой, ее имуществом отныне распоряжался назначенный государством опекун.
С момента получения licentia stupri римлянка обязана была работать в одном из публичных домов, так называемых лупанариев. При раскопках Помпей был обнаружен лупанарий, каменные стены которого были исписаны непристойными надписями. В самом Риме бордели располагались повсюду, но более всего в районе бедняков Субура и на Этрусской улице. В ожидании клиентов проститутки прохаживались у портиков в центральной части города.
Дамы легкого поведения из бывших гражданок составляли, говоря современным языком, группу элитных проституток, на низшей ступени находились оказывающие секс-услуги рабыни. За проститутками всех мастей следила «полиция нравов», устраивавшая облавы в термах и питейных заведениях с целью выловить всех не имеющих лицензию работников секс-услуг, чтобы обложить налогами их деятельность.
В эпоху начала упадка Римской империи, с потерей денежных средств и большинства прав, многие женщины из знатных семей подались в проститутки. Имеются сведения, что в борделях тайно, под чужими именами, работали проститутками даже жены императоров, например, скандально известная супруга Клавдия — Мессалина. Император Тиберий в I веке новой эры вынужден был издать указ о запрете занятиями проституцией матронам, чьи мужья относились к высшему всадническому сословию.
И, конечно, были в Риме свои гетеры на манер греческих, «bonae meretrices». Свободная гражданка предлагала свои услуги в первую очередь не в сексуальной области, а в плане развлечения пресыщенных римлян. Дама должна была уметь вести беседу на любую тему, танцевать и играть на кифаре или флейте. В идеальном случае bonae meretrices обзаводилась одним постоянным клиентом — amici — и жила с ним, пока была молода и красива.
У римских дам легкого поведения имелся свой праздник, посвященный богине Венере, — Веналии, отмечающийся в последнюю неделю апреля.
Сводничество в Римской империи было законодательно запрещено в середине V века императором Феодосием II, знаменитым еще и тем, что по его указу были прекращены Олимпийские игры.
В Китае гейши в привычном для современного человека смысле стали появляться с VIII века до новой эры. «Женщины-куколки», нюй юэ, предназначались для развлечения императоров и их окружения.
Китайские дамы легкого поведения умели танцевать и петь и задавали стиль в моде, ублажали правителей и богатых путешественников не только телом, но и увлекательными разговорами. Высокопоставленные чиновники возили с собой по огромной стране любимых «куколок», чтобы те всегда были под рукой.
Только у китайцев существовал такой необычный свадебный ритуал: куртизанка должна была ввести невесту в покои жениха. И на других великих праздниках гейши были желанными гостьями, потому что умели развлечь любого мужчину. Помещения, где жили нюй юэ, назывались в истинно восточном стиле «Дома цветов», а сфера, в которой общались проститутки (скорее любовницы), именовалась «миром ветра и цветов».
В XIV веке французской королевой Иоанной был основан не совсем обычный бордель. В Авиньоне на юге Франции построили монастырь, в котором девушки «особого склада характера» оказывали местным жителям и гостям интимные услуги за определенное вознаграждение.
Мужчина, решившийся посетить «монастырь», подходил ко входу, где оценивались его возможные финансовые и физические качества, чтобы не было никаких криминальных случаев. Девушки, жившие за стенами «монастыря», носили одинаковую одежду и подчинялись контролировавшему их смотрителю.
Подобные «монастыри» возникали во многих местах и носили имя «борде», причем это мог быть как солидный дом, так и простая хижина. Эти убежища служили и ночными гостиницами, и небольшими борделями, где можно было снять на сутки или несколько часов даму легкого поведения.
В последнее десятилетие XIX века Анри де Тулуз-Лотрек написал полотно, посвященное женщинам легкого поведения — «Проститутки». На самом деле, у французского художника-постимпрессиониста было несколько картин на тему проституции, его моделями были танцовщицы и актрисы кабаре, в которых Тулуз-Лотрек проводил немало времени.
В известном своими вольными нравами старинном Амстердаме проститутке поставлена статуя наряду с такими известными деятелями мировой науки и культуры как Спиноза, Рембрандт, королева Вильгельмина. Бронзовая статуя «Красавица» работы скульптора Эльса Риерса была установлена в 2007 году в районе «Красных фонарей» и снабжена надписью: «Уважай секс-работников во всем мире». Считается, что скульптура стала символом поддержки проституток.
Александр Дюма прославил известную парижскую куртизанку Мари Дюплесси (ее настоящее имя Альфонсина Плесси), сделав ее прототипом главной героини «Дамы с камелиями». По роману была поставлена опера «Травиата» и снято несколько фильмов со звездными актерами в главных ролях. История Альфонсины очень трагична — в детстве ее насиловал отец, затем она работала прачкой, несколько лет была на содержании у богатых аристократов, а в 23 года умерла от тяжелой болезни в полной нищете.
Жизни проститутки посвятил свой фильм бельгийский кинорежиссер Шанталь Акерман. Кинокартина, получившая название «Жанна Дильман, Набережная Коммерции 23», рассказала зрителю о судьбе вдовы, вынужденной пойти на панель, чтобы не умереть с голода. Прототипом главной героини стала рано ушедшая из жизни мать режиссера.
Интерес к вопросам проституции, ее моральному и духовному положению в обществе не угасает и в XXI веке. В 2015 году во Франции в Музее Орсэ состоялась выставка «Блеск и нищета. Проституция во Франции на живописных полотнах (1850−1910)». Основная цель выставки — раскрытие темы проституции в развитии модерна в Европе.
Как бы ни относились к проституции в разные времена и в разных странах, ясно одно: это явление стало неотъемлемой частью жизни человечества, наложило отпечаток на все сферы общества.