Каждый из серии современных рельефов «После» решен как самостоятельное произведение, которое может рассматриваться как одиночное, так и составное, создавая то ощущение, которое закладывал автор.
Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.
Уильям Шекспир, английский драматург и поэт
В телесной красоте заключена великая сила. Благодаря ей мужчины совершают подвиги, а женщины достигают невероятных высот.
Но, как и все сущее, красота преходяща: вероятно, именно поэтому живописцы издавна стремились запечатлеть ее на своих полотнах, надеясь поймать мгновение, остановить время. И, сказать по правде, многим из них это действительно удалось…
Любимый живописец Людовика XV и маркизы де Помпадур, француз Франсуа Буше создал уникальное творческое пространство, безмятежный мир эпохи рококо, наполненный библейскими и мифологическими сюжетами. Художник трогательно изображал дородных обнаженных нимф и амуров, сибаритствующих на природе или в роскошно обставленных спальнях на перинах. А его моделями были высокопоставленные персоны, находившие особое удовольствие в позировании без одежды.
Особенно ярко стремление мастера отразить телесную чувственность и нежность выразилось в полотнах «Пан и Сиринга» и «Купание Венеры». Сочные, пышущие здоровьем женские тела, далекие от современных канонов красоты, откровенные смелые позы, яркие насыщенные краски: на своих полотнах Буше запечатлевал цветущую красоту женского тела с предельной откровенностью — он был предельно искренним мастером.
За пикантную работу «Леда и лебедь» 1740 года, балансирующую на грани эротики и порнографии, художник подвергся жесткой критике современников. Несмотря на это, его провокационная картина, опередившая время, прошла сквозь века и сегодня вызывает лишь восхищение.
Художник-экспрессионист Амедео Модильяни создал впечатляющую галерею женских портретов, среди которых выделяется работа «Лежащая обнаженная» 1917−1918 гг. В 2015 году это произведение купил на аукционе миллиардер из Китая Лю Ицянь более чем за $ 170 миллионов.
Увлечение африканским искусством отразилось в творчестве Модильяни: его дамы обладают утонченными изящными и пластичными телами. Амедео нравились плавные изгибы женских силуэтов, гиперболизированная вытянутость туловища, худосочность лиц.
Образы, созданные Модильяни, в частности, под влиянием ставшей для него роковой модели Жанны Эбютерн, отличаются возвышенностью и даже нереальностью. В этом и заключается их непреходящее обаяние.
Французская художница Сюзанна Валандон (1865−1938) признавалась, что пишет людей с целью их узнать. Строгий живописец, первая дама, которую приняли в союз художников Франции, не обещала приходящим к ней женщинам красивые портреты. «Я немедленно их разочарую», — отрезала она.
Создавая образы обнаженных леди, Валандон будто подсматривала в замочную скважину. Женщины на ее полотнах не позируют, а живут обычной жизнью — играют в карты, принимают ванну («Ванна», 1908), нежатся на природе («Обнаженные», 1919). Это придает творениям француженки естественность и искренность.
Валандон никогда не стремилась приукрасить реальность и показать ее с более привлекательной стороны: эта довольно жесткая по своему нраву дама не любила «красивость» и лесть. Наметанный глаз проницательной художницы подмечал все достоинства и недостатки женских фигур, благодаря чему ее работы воспринимаются особенно остро и живо.
Испанец Пабло Пикассо, основоположник кубизма, на протяжении всей жизни размышлял о смысле существования и сексе, внедряя в свои экстравагантные работы скрытые глубоко внутри его души болезненные желания и страхи.
Мощное половое вожделение стало двигателем, катализатором искусства великого испанца: странные контрастные женские образы появились на свет благодаря именно ему.
Рассмотрим броское полотно Пикассо «Большая обнаженная в красном кресле» (1929). На ней мастер изобразил свою супругу Ольгу Хохлову.
Во время создания картины семья Пабло переживала не лучший период: новой музой художника стала юная Мария-Тереза Вальтер, что отразилось на видении творцом собственной жены. Прежде идеализированные, отныне изображения Ольги стали сюрреалистичными, а фигура — неестественно деформированной.
Несмотря на очевидное уродство созданного Пикассо образа, картина гипнотизирует зрителя яркими контрастными цветами и плавными текущими линиями, создающими ощущение движения пространства. И сквозь сотворенный кистью мастера хаос проступает красота…
Австрийский живописец-экспрессионист Эгон Шиле (1890−1918) воспринимал мир крайне эмоционально, что читается в его работах, в том числе и эротического содержания.
Рожденные фантазией молодого художника образы буквально пропитаны страданием: они недвусмысленно намекают на беззащитность человека перед окружающей действительностью.
Обнаженные грации Шиле, написанные тонкими дрожащими линиями, рахитичные и истощенные, больше напоминают не одушевленных существ, а дикие растения.
Эгон открыто демонстрировал зрителю эстетику безобразного. То, что для большинства обывателей ненормально и болезненно, для Шиле по-своему красиво, а главное — наделено определенным настроением, глубоко психологично.
Полотна «Дружба» (1913), «Семья» (1918), «Сидящие женщины» (1918) — это произведения тонко чувствующего, темпераментного мастера, не приукрашивавшего действительность и бывшего абсолютно честным перед зрителем.
Художник из Великобритании Люсьен Фрейд не желал творить по созданным кем-то правилам и изображать женские прелести согласно академическим канонам. Его «авторская» красота выразительная, фактурная и — довольно спорная.
Фрейду нравилось изображать обнаженных дам во время сна, как, например, на картине «Социальный смотритель спит» (1995). Мы видим тучную и не слишком привлекательную даму, прикорнувшую на кушетке. Полотно выдержано в блеклых зеленоватых тонах и на первый взгляд даже вызывает инстинктивное отторжение. Несмотря на это, творение ушло «с молотка» по невероятной стоимости — за $ 33 600 000.
Люсьен был мастером психологического портрета. Состояние героинь своих полотен он называл состоянием животного в клетке. На первый план в творчестве британца вышел не эротизм, а подчеркнутая уязвимость тела человека, его беззащитность, которая становится еще более очевидной во время сна.
Наш современник, британец Гарри Холланд — один из самых популярных и всенародно любимых живописцев современности. Мастер разработал собственный уникальный стиль: изюминка его работ — в предельной реалистичности, сочетающейся с технической точностью и двусмысленностью поведения персонажей.
Тела изображенных Холландом девушек действительно прекрасны, они обладают естественной, правдивой, здоровой красотой. Художник не придает серьезного значения миру, окружающему его моделей: внимание зрителей концентрируется на интересных позах и таинственных взглядах красавиц, которые кажутся не написанными художником, а запечатленными фотографом.
Жизнеутверждающая, оптимистическая, полнокровная — такими эпитетами хочется охарактеризовать красоту прелестниц, которых писал русский художник Борис Кустодиев (1878−1927).
Его бытовые женские портреты влюбляют в себя с первого взгляда. Любуясь полотном «Русская Венера» (1921), так и хочется перешагнуть раму картины и оказаться в густо натопленной бане рядом с золотоволосой и румяной красавицей. Красота по-кустодиевски — это радость жизни, умение получать удовольствие от самых простых вещей, например, таких, как купание.
«Красавица» (1915) — еще одна работа мастера, на которой изображена обнаженная дама, на этот раз — только что проснувшаяся купчиха, восседающая на перинах в расслабленной позе и улыбающаяся собственным мыслям.
В этой картине сочетаются элементы лубка и неоклассицизма, ее насыщенные сочные тона поднимают настроение.
Прототипом «Красавицы» стала пышнотелая актриса Фаина Шевченко: худые женщины, признавался художник, на творчество не вдохновляют.
…Худосочные и полные, счастливые и растерянные, откровенные и скрытные: все женские образы, созданные художниками, по-своему интересны и прекрасны. Самое главное, чему должен научиться преданный созерцатель, — не относиться к творчеству любого мастера предвзято, даже если его представление о красоте не совпадает с точкой зрения зрителя, и восхищаться Искусством во всей его гармонии — и противоречивости.