Прокуратор и собака Банга — имеются в виду Понтий Пилат и его пес Банга; по сюжету из повести М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929−1940).
«Прокуратор сел в кресло, Банга, высунув язык и часто дыша, улегся у ног хозяина, причем радость в глазах пса означала, что кончилась гроза, единственное в мире, чего боялся бесстрашный пес, а также то, что он опять тут, рядом с тем человеком, которого любил, уважал и считал самым могучим в мире, повелителем всех людей, благодаря которому и самого себя пес считал существом привилегированным, высшим и особенным».
Скульптурная группа представляет Понтия Пилата и его пса Бангу в минуты созерцательного покоя. Высокая евангельская тема, с которой связано имя Понтия Пилата здесь уходит на второй план, открывая другую важную сюжетную линию, прочерченную в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одиночества и преданности, разочарований и надежд. Скульптурная форма позволяет добиться ощущения неразрывности существования человека и собаки, наделяя эту диалогичную проблематику значением внутреннего конфликта. Массивный квадратичный силуэт группы повторяется во внутренних линиях, деталях и фрагментах целого: мощной голове Пилата, рисунка его плеч, сгибах рук, утвердительно стоящих стопах ног, в позе собаки, форме ее морды. Та же лапидарная выразительность отличает и сам пластический язык скульптуры — обобщенный, лаконичный, соединяющий монументальную четкость сглаженной поверхности и резкие углубления, прорези, эффекты «нон финито». Образы имперсональны, убедительны в своем универсализме и даже вне определения связи с конкретным литературным источником способны открыть пространную цепь размышлений о вечных общечеловеческих ценностях.
Единственное место в мире, где можно встретить подлинного человека — это взгляд собаки.
Ромен Гари, французский писатель
В мире ценно лишь то, что истинно, что невозможно подделать, изобразить, что идет из самых глубин сердца, то, что делает нас Людьми с большой буквы, что дает право человеку считать себя таковым. Именно такой ценностью является искренность, а именно — искреннее отношение к нам животных, братьев наших меньших, чью преданность мы порой не ценим по достоинству, воспринимая как нечто само собой разумеющееся.
В этом заключается наша великая вина перед четвероногими, которые зачастую относятся к нам лучше, чем мы этого заслуживаем, лучше, чем сами люди относятся друг к другу. Нам предстоит многому научиться у животных, у собак, которые живут рядом с нами, хранят нам верность, помогают найти выход из трудных ситуаций и просто любят нас — чистой безусловной любовью, ничего не требуя взамен.
Взаимоотношения человека и собаки, как свидетельствует история, начались в незапамятные времена. А какова ее личная история — собаки?
По славянским преданиям, Бог сотворил Адама из глины, а собаку — из ее остатков. Из мифов следует, что изначально хвостатая была без шерсти и очень мерзла. Свернувшись калачиком от холода, собака заснула. Воспользовавшись этим, сатана подобрался к людям. Увидев это, Бог принялся укорять собаку в том, что она утратила бдительность. Но та ответила, что очень замерзла, и попросила у Создателя шерсть. Получив свою «шубку», собака стала верным сторожем для людей.
Любопытна и старинная традиция из Полесья. В тех краях по сей день принято, выпекая хлеб нового урожая, первым куском делиться с кошкой и собакой. В народе говорят: мы едим кошачью и собачью долю…
«Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»
Такими словами Антон Павлович Чехов описывает в своей знаменитой «Каштанке» чувства заблудившейся собаки.
Каштанка — помесь таксы с дворнягой — случайно отбивается от своего хозяина, столяра-выпивохи Луки Александровича. Сначала она испытывает естественные в этой ситуации ужас и одиночество. Но бедняге везет: ее подбирает дрессировщик цирка, который и кормит ее вкусно и обещает сделать из собаки актрису. Каштанке (по-новому — Тетке) нравятся тренировки, нравится новая сытая жизнь, новые коллеги по цирковой труппе — кот, гусь, свинья.
Но стоило старому хозяину случайно увидеть ее в цирке, собака не раздумывая бросилась к нему, оставив позади новую сытую жизнь, которая представлялась ей теперь, как «длинный, перепутанный, тяжелый сон».
Почему она так поступила? Что заставило Каштанку отказаться от тепла и сытости в пользу не слишком приветливого хозяина, который «величал» ее «недоумением», а то и вовсе «холерой»? Вероятно, та самая безусловная любовь, которая не оценивает и не осуждает. Ведь с милым, как известно, рай и в шалаше…
«Для привязанности нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо». Этой цитатой Н.М. Карамзина можно проиллюстрировать сюжет фильма «Хатико: самый верный друг» Лассе Халльстрёма.
Эта лента — вольная трактовка реальной истории, которая произошла в Японии в 1920-е годы. Как-то раз профессор Токийского университета Хидэсабуро Уэно получил в подарок щенка породы акита-ину. Он назвал его Хатико, что в переводе с японского означает «8» и «привязанность» (Хатико стал восьмой по счету собакой мужчины).
Хатико и профессор очень подружились: пес не отставал от хозяина ни на шаг. Каждый день он провожал его на работу до станции Сибуя, а затем встречал со службы.
Но однажды, 21 мая 1925 года, прямо в университете мужчину разбил инсульт. Домой он так и не вернулся. С тех пор Хатико, которому на тот момент было всего 18 месяцев, каждый день на протяжении девяти лет, до самого последнего дня своей жизни возвращался на станцию, терпеливо и тщетно ожидая своего друга…
Своей преданностью, бесконечной любовью и верой в чудо Хатико прославился на всю Японию, а затем и на весь мир. Памятник в Стране восходящего солнца ему поставили еще при жизни. Но память о нем заключена не только в творении скульптора, а во всех добрых сердцах.
«Дай, Джим, на счастье лапу мне…» Вряд ли сегодня найдется человек, которому не знакомы эти строки из стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова».
Поэт написал его в 1925 году, побывав в гостях у Василия Ивановича Качалова, актера Московского художественного театра. Есенин пришел в восторг от его любимца — добермана по имени Джим. Качалов вспоминал, как, войдя в комнату, он увидел Сергея и Джима. «Они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу».
По словам актера, поэт одной рукой обнимал собаку за шею, а во второй держал ее лапу, восклицая: «Что за лапа, я сроду не видал такой!» Джим же радостно взвизгивал. Вот это дружба, мужская дружба с первого взгляда!
Перед уходом Есенин долго жал лапу новому приятелю и пообещал в тот же вечер написать ему стихи. И слово свое сдержал. 7 апреля 1925 года в газете «Бакинский рабочий» появились следующие теплые, искренние и немного балагурные, в фирменном стиле поэта, строки:
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Из многих литературных произведений, посвященных взаимодействию собак и людей, выделяется повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце».
Здесь мы видим их взаимоотношения с иного ракурса и задаемся вопросом: а что, если? Что, если попробовать превратить собаку в человека? Сможет ли она выжить в социуме? Стоит ли вообще ставить эксперименты и идти против природы, вмешиваться в ее планы?
Шариков стал человеком только формально, скорее, он сделался двуногим существом. Но от людей он перенял только дурное, а вот хорошие собачьи качества, увы, растратил. Бывший пес сделался серой личностью, не способной мыслить самостоятельно, пешкой в чужих руках, готовой по команде вцепиться в горло врага.
Так Полиграф Полиграфович помог Булгакову гениально проиллюстрировать «собачье сердце революции», когда все старое было разрушено, но ничто стоящее так и не появилось взамен.
В пронзительной, берущей за душу повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» продемонстрирована вся возможная глубина и многогранность взаимоотношений человека и собаки.
Это и взаимная любовь, и преданность собаки хозяину, инвалиду Великой Отечественной войны, с которым приходится расстаться из-за его болезни, и одиночество, которое испытывает Бим в разлуке со своим двуногим другом, и, наконец, предательство, жертвой которого становится собака и в результате которого она гибнет.
Бима ловят около дома, запирают в железном фургоне собаколовов. Тщетно его ищет возвратившийся из города пенсионер, тщетно пытается вернуть. И собака, и человек испытывают невероятную боль от вынужденной разлуки, которую ничем не удается заглушить. И несмотря на появление нового щенка Бима, человеку «не забыть… охотничьих зорь, подаренных Бимом, не забыть его доброты и всепрощающей дружбы». Всепрощающей дружбы, дружбы навзрыд, на которую мы, люди, позволяющие себе вершить судьбы братьев наших меньших, способны далеко не всегда…
Быть другом собаки — это звучит гордо.