Древние славяне веровали во множество богов и сооружали посвященные им религиозные капища, где устраивались жертвоприношения и куда приносились дары. По археологическим и летописным источникам можно утверждать, что рядом со святилищами ставились вырезанные из камня или дерева стилизованные статуи богов.
Летописцы сообщают: «И поставили князья на холму рядом с теремом Перуна деревянного с серебряной головой, и Даждьбога, и Хороса, и Стрибога, и Макошь». Обнаружены в русских землях и каменные столбы в форме гигантских женских фигур, по предположению, посвященные культу Рода и Рожаниц.
Известный летописец Нестор пишет, что славяне жили родами, каждый из которых состоял из нескольких семей. Все члены одного рода селились в нескольких избах и поддерживали один общий очаг, почитаемый как божество. Над каждым родом стоял вождь, он же — военачальник.
По древнейшим языческим верованиям славян бог Род считался прародителем всех остальных божеств, творцом мира — Родины. Считалось, что каждый новорожденный заносится в великую Книгу Рода, и что человеку предстоит в будущем, того в жизни не миновать. Из этих верований родилось выражение «На роду написано».
Славяне, почитая Отца-Небо, называли его по-разному — в одних мифах Родом, в других — Дивом. В любом случае Род-Див считался прародителем мира и других богов, покровителем кровных уз, таким же, как Осирис у египтян.
Род-Див интересен тем, что славяне представляли его не только в облике человека, как другие божества, но и в облике птицы, сидящей на верхушке священного в славянской мифологии дерева — дуба. Исследователи полагают, что красивая загадочная птица стала прообразом сказочной Жар-птицы. Согласно легенде, в клюве этой мифической птицы находится кусочек земли, из которой Род-Див сотворил Землю и всех ее обитателей.
В одном из старых мифов говорится, что после сотворения мира Род-Див сбросил на землю камни, и превратились они в великанов-богатырей, готовых защищать славян от врагов. В поздних мифах Див всегда принимает участие в сражениях богов против злых сил.
Сотворив мир — Родину, Род-Див разделил мир на три части: Явь, Навь и Правь. Явь населил людьми и малыми богами, отвечающими за стихию воды, земли, огня и воздуха. Навь — темными богами, а Правь — светлыми.
В славянских мифах большое внимание уделено дочерям Рода — Рожаницам. Люди верили, что в стародавние времена Рожаницы были Небесными Хозяйками Мира. Одна покровительствовала охоте и рыболовству, другая — скотоводству и земледелию.
Художники эпохи бронзового века вырезали лики Рожаниц на ритуальных глиняных сосудах, предназначенных для приношения даров божествам. Рожаниц всегда изображали парой, соединенной вместе, с огромными глазами, символизирующими солнце. В древнегреческой мифологии есть подобная пара Хозяек Мира — это Деметра и Кора, покровительницы плодородия земли.
Увидеть Рожаниц можно было, взглянув ночью на небо. Две дочери Рода — два созвездия: Большая Медведица (у древних славян — Лосиха) и Малая Медведица.
Славяне наделяли Рожаниц небывалой силой и считали, что они повелевают и подземным миром, и земным, и небесным. Благодаря хорошему отношению Рожаниц к окружающему миру, рождались младенцы, множился скот, появлялись на свет потомки диких животных.
В мифах восточных славян Рожаниц часто называют Ладой и Лелей и полагают, что они покровительствовали приходу весны, хорошему урожаю. Весной, в конце апреля, славяне устраивали обрядовые игры «похищение лосих». Девушки надевали кожаные маски с рогами и старались убежать от своих преследователей. После игр молодежь вместе с пожилыми людьми собиралась за одним столом, а праздник посвящали Рожаницам.
В то же время днем почитания Рода и Рожаниц считается 8 сентября, время завершения уборки урожая. В этот день славяне пекли овсяный хлеб, наливали в чаши свежий мед и угощали соседей. На лугах устраивали хороводы, играли на гуслях и свирелях, празднуя окончание земледельческого сезона. Считается, что именно после Праздника Рода и Рожаниц наступает бабье лето.
Греческие источники подробно описывают сильную веру славян в судьбу и приводят термины, распространенные в мифах: доля, удел, участь, счастье, удача, рок, жребий. Рожаницы же своим расположением предопределяли судьбы людей.
Подобно греческим Мойрам, Рожаницы у славян ассоциировались с божествами судьбы, тесно связанные с Долей и Недолей. У южных славян Рожаницы носили другое имя — Судженицы и считались феями, приносившими судьбоносный подарок новорожденному. Одна из Суджениц по имени Недоля привносила в судьбу человека неудачи, вторая, Доля — удачу и радостные события. Для того чтобы задобрить Суджениц-Рожаниц, родственники малыша помещали в колыбель свежий хлеб, пироги, зелень.
Опасаясь сурового нрава Суджениц, славяне сразу после рождения ребенка надевали на него или вешали на люльку оберег из сушеных трав или из священного камушка. Уже в позднее время, в XIX веке, в России был распространен обычай почитания повивальных бабок, считавшихся потомками мифологических Рожаниц.
Каждый год после Рождества Христова, т. е. 8 января, устраивались «Бабьи каши», или «рожаничная трапеза». Жительницы села пекли пироги и угощали им повитух и только что родивших женщин.
Во время трапезы, посвященной Роду и Рожаницам, следовало завязать один из углов скатерти, это символизировало единство семьи и всего рода. В каждый угол дома помещалось по одному куску блина, разрезанного на четыре части — также символ общего родного крова и очага.
От имен бога Рода и дочерей его Рожаниц появились в русском языке такие слова как «род», «народ», «Родина», «родник», «роды», «роженица», «плодородие», «природа». А предсказания звезд, астрология, называлась у славян «родословией».
Символ бога Рода — мировое древо-дуб с сидящей на нем чудесной птицей.