Скульптура бездомного пса


Скульптура Бездомного пса

  • Материал:
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота см. ширина см. глубина см.

Образ собаки в скульптуре разных эпох, «Муха» Ивана Коржева

Связь между человеком и собакой может исчезнуть только с жизнью.
Э. Сетон-Томпсон, канадский писатель

Иногда кажется, что собаки — создания родом с другой планеты, оттуда, где не знают, что такое предательство, измена, подлость. Эти бескорыстные существа любят навсегда и всей душой, совершают свои маленькие собачьи подвиги ради людей, зачастую вовсе этого не заслуживающих. Именно они достойны того, чтобы их образы были запечатлены в искусстве скульптуры, именно им нужно ставить памятники — братьям нашим меньшим, для которых понятия достоинства, чести, преданности — не пустой звук…

Собаки далекого прошлого: охотники и божества

Еще в глубокой древности мастера начали создавать примитивные фигурки из керамики, изображавшие собак — четвероногих охранников и верных товарищей по охоте. Правда, статуэтки доисторического периода не слишком достоверны и примитивны: они изображают животных с чересчур короткими лапами и раздутыми животами.

Не стремились к натуралистичности и скульпторы Древней Греции: они не возводили собак в ранг божества и изображали четвероногих друзей человека максимально просто в традиционном для греческих мастеров геометрическом стиле. Строгие линии, четко выверенные формы, отсутствие детальной проработки — вот что свойственно геометрике древних эллинов.

Однако представители многих народов, например, индейцы, воспринимали собаку не только как друга и помощника человека, но и как существо, воплощающее в себе духовный, «высокий» мир, наделенное божественными качествами. Египтяне верили, что эти животные — земной аватар Тота, бога мудрости и луны, и Анубиса, «стража весов», покровителя мертвых.

Если коренные жители Америки изображали собак на примитивном уровне, то египетские скульпторы пытались придать статуям естественность и сохранить верные пропорции. Изящные борзые стали прототипом для многих статуэток североафриканских авторов. Одной из них, фигуркой простой пастушьей собачонки, можно полюбоваться в Лувре.

Собаки как воплощение Анубиса нередко встречаются на древнеегипетских саркофагах: они «охраняют» некрополи и могильники. А при входе в древние храмы в Египте было принято размещать парные скульптурные изображения животных.

Восточные противоречия

Отношение азиатов к собакам издавна было не столь восторженным, как у индейцев и египтян. Жители загадочного Востока так и не могут определиться, почитать ли четвероногих или… просто воспринимать их, как деликатес для украшения стола.

Азиатские мастера предпочитали создавать диковинные образы собак-львов, статуи которых оберегают парадный вход во дворцы, например, в Китае. Устрашающего вида животные напоминают молоссов — представителей группы собак с мощными челюстями и великолепной мышечной массой, вызывающих смешанные чувства восхищения и ужаса.

Средневековый символизм и «собачья жизнь» друзей человека

В Средние века на передний план в искусстве вышел символизм. В своих работах мастера, и скульпторы в том числе, стремились раскрыть вечные темы — например, такие, как вечная борьба добра со злом.

В этих сюжетах собакам место, увы, практически не нашлось: если изображения этих животных и появлялись в темные времена, то они играли лишь второстепенную роль, выступали как декоративный элемент композиции. Средние века стали временем триумфа лошадей.

Однако были и исключения — достаточно вспомнить собак Страсбургского собора, которые сегодня «живут» в Музее сокровищ собора Нотр-Дам. Это на удивление реалистичные статуи из известняка, выполненные в XIII веке, олицетворяющие главные добродетели — верность, повиновение, бдительность. Пес в то время также воплощал собой Доброго Пастыря, священнослужителя, ведущего человека по пути веры. Уникальные статуи сочетают в себе натуралистичность и пластическую обобщенность и выглядят на удивление современно.

Триумфальное возвращение

Наконец, в XIX столетии состоялось действительно триумфальное возвращение собак в ряды излюбленных моделей скульпторов.

Так, французский мастер Антуан-Луи Бари создавал реалистичные, детально проработанные произведения из бронзы, в точности изображая каждую мышцу на теле животного. Взгляните на скульптурную композицию анималиста «Собаки, рвущие медведя»: чтобы создать такую правдоподобную красоту, ваятелю пришлось посещать анатомический театр!..

По всему миру разбросано немало памятников собакам, собакам с непростой, зачастую очень печальной судьбой. Как, например, у скайтерьера Бобби, чья статуя располагается у входа на кладбище Грейфрайерз, что в Эдинбурге.

Этот пес продемонстрировал искреннюю любовь к своему почившему хозяину: в течение 14 лет, то есть с 1858 по 1872 годы, Бобби не покидал могилу Джона Грея, старого пастуха.

Сначала пса пытались прогнать с кладбища, но дело не увенчалось успехом: каждую ночь собака возвращалась обратно и занимала свой «пост». К счастью, пса взял под опеку лорд-провост, знакомый с его печальной историей. Бобби снабдили ошейником, который гарантировал ему неприкосновенность, ведь на нем значилось, что собака имеет разрешение проживать на кладбище от самого лорда! Памятник скайтерьеру установили в 1872 году на средства, собранные по инициативе жителей Эдинбурга.

Статуя Хатико в Японии считается национальным достоянием страны. Она олицетворяет безграничную любовь и верность, которыми отличился пес по кличке Хатико.

Каждый день собака провождала своего хозяина-профессора Уэно на работу: животное доходило с ним до электрички в пригороде Токио, а вечером встречало мужчину на вокзале. Когда же человека сразил сердечный приступ, а случилось это в университете, верный пес еще 10 лет наведывался на перрон и ждал друга, а затем и вовсе переселился на вокзал.

Хатико быстро сделался местной достопримечательностью. Дошло до того, что с разных концов страны на станцию поступали денежные переводы от неравнодушных людей, посочувствовавших псу. Памятник установили на станции Сибуя в 1934 году, когда собака еще была жива. Через год Хатико скончался в возрасте 11 лет.

Бесконечную преданность человеку выразил и пес по кличке Фидо, который жил в семье рабочего Карло Сириане.

Он попал в дом крошечным щенком, и рос в любви и заботе, каждый день провожая и встречая хозяина на автобусной остановке. Однако эту идиллию нарушила беспощадная война. В 1943 году после бомбежки заветный автобус с любимым хозяином так и не пришел на остановку…

Долгие 14 лет верный пес тщетно ждал своего хозяина. О нем писали все итальянские газеты, для него собирались пожертвования. А в 1957 году в городке Борго-Сан-Лоренцо открыли памятник Фидо, причем верная собака присутствовала на торжестве: его привезла вдова погибшего рабочего. В 1959 пес скончался, но его памятник по-прежнему украшает город.

Кстати, собаки — не только верные друзья, но и помощники человека. Например, поводыри — псы крупных пород, чья помощь существенно облегчает жизнь незрячих.

Скульптура, представляющая собирательный образ собаки-помощницы, была установлена на территории зоопарка в Берлине в 1980-е годы. Как это ни печально, хвостатые поводыри живут меньше, чем другие служебные псы. Причина тому — высокое нервно-психическое напряжение, сопровождающее их на протяжении всей жизни.

А вот собака по кличке Дружок из Благовещенска — образец не только верности, но и храбрости.

Когда в городе в 2013 году случилось сильное наводнение, местным жителям пришлось оставить свои дома. Стихия разыгралась ночью, эвакуация проходила экстренно, и все, что люди успели унести, — это документы… Каково же было удивление хозяев брошенного на произвол судьбы Дружка, когда, вернувшись домой, они обнаружили питомца дома. Пес сидел по шею в воде и охранял имущество семьи.

Фотографии самоотверженной собаки быстро разлетелись по сети. Они настолько впечатлили пользователей, что лохматому охраннику установили памятник на городской набережной. Средства на статую выделил крупный телеканал.

Менее серьезный, но не менее примечательный памятник украшает город Краснодар с 2007 года. Скульптурную композицию, изображающую прильнувших друг к другу влюбленных четвероногих, создал скульптор Валерий Пчелин. Полюбоваться им можно на перекрестке улиц Мира и Красной.

Как отметил автор забавного памятника, эта скульптурная группа появилась в городе на радость прохожим. Увидишь симпатяг, наряженных в человеческие костюмы, и на душе становится светлее. А еще, уверяет главный архитектор Краснодара Александр Кузнецов, эти статуи уникальные для южного города: если потереть собачьи лапки, самые заветные желания исполнятся.

… Как было бы замечательно, если бы мы, люди, стали добрыми волшебниками для братьев наших меньших, и исполняли их простые мечты — мечты об уютном доме, человеческом тепле и настоящей чистосердечной дружбе, которая не кончается никогда.


Список литературы:

  1. Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. РООССА, 2018.
  2. Петр Гнедич. Всеобщая история искусств. Эксмо, 2019.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы