Авторская скульптура, состоящая из серии рельефов «Состояние души», заставляет каждого зрителя заглянуть в себя, спросить «А как ты воспринимаешь то или иное чувство?» и дать себе ответ…
Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.
Ромен Роллан, французский писатель
Музыкальные выразительные средства — уникальный инструмент, умело пользуясь которым, можно передать тончайшие состояния души. Если в руках талантливого скульптора материал обретает ладную законченную форму, например, рельефа, созерцая который, мы сопереживаем творцу, чувствуем его настроение, то музыкант оказывает на нас мощное влияние с помощью гармоничных звуковых последовательностей.
Мы знаем: когда мы счастливы, нам хочется петь. Но как быть, когда, когда мир повернулся к тебе спиной, краски потускнели и в душе дождь? Ответ очевиден: слушать музыку, находя отражение своих чувств в великих музыкальных шедеврах, создавая которые, их авторы переживали схожие эмоции.
Одной из величайших опер эпохи барокко по праву признано произведение британского композитора Генри Перселла «Дидона и Эней». Его финал прекрасен и драматичен.
Главный герой оперы — троянец Эней, отважный странствующий воин, чье судно потерпело крушение у побережья Карфагена. Здесь он встречается с царицей Дидоной, оказавшей ему радостный прием, но вместо мажорных нот, повествующих о счастье влюбленных, мы слышим тяжеловесные арии в миноре, наполненные предчувствием надвигающейся беды. Ведьмы, фигурирующие в музыкальном произведении, разрушают хрупкое счастье двух сердец, выполняя функции карающего рока.
Кульминация трагической оперы — прощание покинутой Энеем Дидоны с жизнью, в котором слышится неиссякаемая горечь и обида, душевная боль некогда сильной духом женщины.
Органная токката и фуга (ре минор) Баха — наиболее амбициозное произведение великого немецкого композитора, особенно любимое органистами-виртуозами.
Музыкальный цикл создан в период между 1701—1740 годами — точная дата неизвестна, поскольку оригинал рукописи не сохранился.
Выбранная композитором тональность ре минор олицетворяет страдание и искупление одновременно. Уже с первых тактов слушателя ошеломляет эмоциональная насыщенность музыки, ее неисчерпаемая глубина. Напряжение не ослабевает до финальной ноты произведения.
Токката и фуга демонстрируют, насколько гениальным полифонистом был Бах. Ему удалось создать развивающуюся в течение десяти минут и не ослабевающую тематическую линию. За это время, кажется, можно прожить целую духовно насыщенную жизнь.
Вступительный монолог токкаты стремителен и драматичен, его страстная исполинская риторика восходит к тематике барокко. Пик напряжения музыкальной темы созвучен девятому валу.
Фуга развивает тему токкаты, выражая драматичность и трагедийность шедевра.
Токката в этом произведении — воплощение идеи страдания, а фуга, по замыслу Баха, олицетворяет искупление грехов. Монументальный тембр органа подчеркивает религиозный характер музыкального творения.
В 1936 году, когда американскому композитору Сэмюэлю Барберу было всего 26 лет, он задумал сочинить струнный квартет Adagio, который принес ему мировую славу… и глубочайшую депрессию.
Адажио Барбера — это икона всемирной скорби. Это произведение нередко использовалось как реквием по ушедшим из жизни монархам и звездам Голливуда. Так, в 1945 году его исполнили в день смерти Франклина Рузвельта.
Сам же композитор запретил исполнять мучавший его шедевр на своих похоронах. Музыканту казалось, что Adagio стало пиком его карьеры и всем прочим произведениям суждено навсегда остаться в тени мрачного шедевра.
Великолепную печальную музыку можно услышать в ленте Оливера Стоуна «Взвод».
Интересно, что Томас Ларсон, американский журналист, назвал это произведение самой грустной музыкой в мире.
В 1910 году австрийский композитор Густав Малер был уже неизлечимо болен. Предчувствуя свой скорый уход, он создал 10 симфонию, в которой с горечью прощался с жизнью.
О существовании этого гениального драматического произведения стало известно много лет спустя после ухода Малера. Изначально автор задумал симфонию с пятичастной структурой и собирался назвать ее среднюю часть «Чистилище». Однако ему удалось проработать лишь открывающее шедевр Adagio, впитавшее в себя всю боль, испытанную композитором.
Симфония № 6 в тональности си минор «Патетическая» стала последним творением великого русского композитора, созданным в 1893 году.
Произведение посвящается племяннику Петра Ильича, Владимиру Давыдову, в которого он был влюблен — и не скрывал этого. Название «Патетическая», подсказанное Чайковскому его братом Модестом, раскрывает глубинное содержание драматической музыкальной работы — противопоставление глубоких вечных тем жизни и смерти.
Премьера симфонии состоялась всего за 9 дней до смерти Петра Ильича.
Чайковский признавался, что, сочиняя Шестую симфонию, «очень плакал». Он отзывался о ней как о произведении, проникнутом субъективностью, и говорил, что гордится им больше, чем другими своими сочинениями.
Композитор сравнивал настроение симфонии с тональностью «Реквиема». А его брат Модест рассказывал, что первая часть симфонии — отражение душевных мук композитора и его томление по Возвышенному, борьба с неискоренимым страхом смерти и преклонение перед Истиной и Божественным. Вторая и третья части более оптимистичны, а вот финальная четвертая олицетворяет состояние души композитора на закате жизни, время, полное разочарований и страданий. Чайковский пришел к мысли, что его слава как творца не вечна, преходяща, а ужас перед Ничто и Вечностью побороть не удастся никогда.
Динамичную душераздирающую песню «Gimme Shelter» 1969 года критики называют лучшим творением Роллингов.
Запоминающийся рифф гитарист Кит Ричардс сочинил, по его собственному признанию, хмурым ненастным днем, когда за окном бушевала буря. Ричардс видел из окна, как ветер вырывает зонтики из рук людей, и вдруг подумал о бурях в их головах. Так начала рождаться великая и трагическая песня.
Лидер Stones Мик Джаггер рассказывал, что песня также посвящена жесткой эпохе Вьетнамской войны и говорил, что это произведение о конце света.
В тексте рок-шедевра слышится страстное желание музыкантов спрятаться от жестокого мира, от тяжелой давящей реальности. «Gimme shelter» («Укрой меня») — взывает Мик Джаггер и констатирует: «War, children, yeah, it’s just a shot away» («Дети, война — на расстоянии выстрела»). Но вместе с тем — «I tell love, sister, yeah, it’s just a kiss away» («Я говорю, сестра, любовь — на расстоянии поцелуя»). Неунывающие Роллинги попросту не могут позволить себе быть законченными пессимистами.
Одна из самых прекрасных и трогательных песен Джона Леннона «Mother» отражает трагедию жизни великого битла, мать которого практически отказалась от него еще в раннем детстве, да и отец-моряк не занимался его воспитанием. Музыканта растила респектабельная тетя Мими, сестра его матери, и лишь в подростковом возрасте Джон сблизился с мамой, бунтаркой Джулией, которая подарила сыну его первую в жизни гитару…
Жизнь матери Леннона оборвалась трагично: ее сбила машина. Джон признавался, что потерял Джулию дважды.
Открывает этот наполненный обидой, страданием и душевной болью трек звук похоронного колокола. Замедленная запись делает удары зловещими.
В этом хите Леннон буквально вывернулся наизнанку, вошел в особое, приближенное к трансу состояние. В этому ему помогло прослушивание безумных записей Джерри Ли Льюиса.
На протяжении всей жизни Джон безумно страдал из-за несложившихся отношений с родителями, считая, что именно они виноваты во многих его бедах. Поэтому, чтобы избавиться от этого разрушительного чувства, ему было необходимо мысленно отпустить их. Но сделать это оказалось очень трудно, и в конце, в хаотично распадающемся финале, Леннон умоляет маму не уходить, а отца — вернуться…
… Великие музыкальные произведения разных эпох, объединенные темой страдания и боли, духовно обогащают слушателей и развивают эмпатию, расширяя границы нашего сознания и внутреннего мира.