Серия современных рельефов, созданная скульптором Иваном Коржевым, по интуитивному и сиюминутному ощущению человека, живущего в этом мире. Эти рельефы можно рассматривать как создание современной скульптуры, идущей из подсознания автора.
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Лев Толстой, русский писатель
Серия рельефов скульптора Ивана Коржева «Состояние души» предлагает зрителю задуматься над собственной трактовкой авторских образов. Сделать это проще, сопоставив скульптуру и поэзию: видение, выраженное словесно, зачастую доступнее для понимания. Эту задумку мы и попытаемся воплотить в реальность в этой статье.
Русская поэзия многолика и многогранна: наши стихотворцы никогда не ограничивались одной темой, отражая в творчестве жизнь во всем ее многообразии.
Одной из ключевых тем, конечно же, помимо темы любви, всегда была тема счастья — блаженного состояния, которому пока никому не удалось дать точное определение, но о котором хочется кричать на весь мир, которым хочется делиться с другими людьми. Счастье как абсолютная гармония с окружающим, умение пребывать в настоящем моменте «здесь и сейчас», абсолютная наполненность любовью и добротой… Посмотрим, как о нем писали лучшие русские поэты.
В светлой, озаренной солнечными лучами поэзии Александра Сергеевича лейтмотивом проходит тема счастья. И даже когда поэт грустит, печаль его светла.
Радость восприимчивому стихотворцу дарит буквально все, что встречается на его пути: и веселые друзья, и прекрасные женщины, и «дубравы, где в тиши свободы/ встречал я счастьем каждый день…» И здесь для поэта снова «воскресла радость, и душу взволновали вновь моя потерянная младость, тоски мучительная сладость и сердца первая любовь».
Для влюбленного в жизнь Пушкина даже тоска — сладостна.
Валерий Брюсов, один из ярчайших русских поэтов и основоположников русского символизма, создал яркие запоминающиеся поэтические образы, источающие радость и свет.
Например, в стихотворении 1895 года «Тени» он восторгается «перламутрово-чистым утром любви», его радует все: «воздух, и солнце, и чайки», — а себя поэт называет «озаренным, смущенным, ребенком влюбленным».
Также по-детски Брюсов радуется первому снегу, словно видит его впервые:
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Восторг, по Брюсову, порой может дойти до крайней точки, до экстаза, как в стихотворении 1896 года:
О плачьте, о, плачьте
До радостных слез!
-Высоко на мачте
Мелькает матрос.
Валерий Яковлевич уверен, что «за гранью страданий есть новые дни» и восторженно провожает в путь пароходы, которые плывут «в таинственный мрак».
Бьющая ключом поэтическая энергия Брюсова и его желание обнять весь мир не могут не передаваться читателю.
Иван Бунин — великий русский прозаик, тонкий лирик, мастер словесных описаний. Однако писал он не только прозу, но и стихи.
В 1909 году Иван Алексеевич создал красивое стихотворение, в котором в свойственной ему спокойной рассудительной манере рассуждал о том, что же такое счастье.
Бунин уверен: счастье повсюду. Развивая свою мысль, поэт задает читателю риторические вопросы: быть может, оно — и есть «этот сад осенний за сараем и чистый воздух, льющийся в окно»? Поэт утверждает, что «счастье только знающим дано» и завершает стихотворение емким: «все во мне».
У поэта-«словотворца» Велимира Хлебникова были особенные отношения с окружающим миром. Его образы и метафоры понятны не всем, однако сквозь них нередко яркими солнечными лучами пробивается истинное счастье.
Великолепно стихотворение-откровение, в котором поэт восклицает:
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака.
И действительно, счастье — это умение довольствоваться малым.
Интересно видение счастья большой русской поэтессы Анны Ахматовой. Ее счастье — это не восторги и бесчисленные восклицательные знаки, ее счастье — в спокойствии.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу…
Это стихи зрелого человека, который близок к пониманию смысла жизни.
Поэт Николай Гумилев был вечным странником, человеком редчайшей индивидуальности, жадным до впечатлений. Счастье ему дарили многочисленные путешествия, в которых довелось побывать. «Сады моей души всегда узорны,/ В них ветры так свежи и тиховейны», — писал о себе стихотворец.
Несмотря на недолгую жизнь и ранний и трагический конец (Гумилева расстреляли как контрреволюционера), в жизни поэт успел вкусить настоящую радость и наслаждение.
Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам…
Импульсивная Марина Цветаева, кажется, никогда не испытывала одно определенное чувство. Ее поэзия — это ураган ощущений вихрь эмоций. И некоторые из них были счастливыми…
Посмотрите, сколько динамики в ее стихотворении «Встреча с Пушкиным»:
И — потому, что от худшей печали
Шаг — и не больше! — к игре,
Мы рассмеялись бы и побежали
За руку вниз по горе…
Радуется Цветаева и окружающему миру:
Сини подмосковные холмы,
В воздухе чуть теплом — пыль и деготь.
Сплю весь день, весь день смеюсь, — должно быть,
Выздоравливаю от зимы.
Сколько простоты, искренности и радости в этих строках!
Ранние юношеские стихотворения Сергея Александровича полны счастьем, наполнены жизнью. Весь мир вокруг поэта — образный, живой: у него половодье «зализало ил», восход поливает красной водой капустные грядки, а клененочек сосет вымя зеленое матке.
Есенин творит свою собственную прекрасную реальность и признается: «Я одурманен весной», «Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, / Сутемень колдовная счастье мне пророчит». Он влюблен в Россию, в свою родину: вспомним эпохальное — «Я скажу: Не надо рая, дайте родину мою»…
Однако все чаще и чаще в поэзии Сергея Александровича мажорные аккорды соседствуют с минорными нотками:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Видимо, гениальный поэт предчувствовал свой ранний уход…
Надрывны строки поэта-гиганта Владимира Маяковского, и счастье его такое же огромное и необъятное, как и он сам.
Например, в стихотворении «Лиличка!» он умоляет:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Гремучая смесь любви и нежности, счастья и боли — вот что слышится в строках великого поэта.
Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот…
Советский поэт-песенник Лев Ошанин писал простые и трогательные стихи, над которыми не нужно «ломать голову». Его счастье лежит на поверхности — достаточно просто протянуть руку и взять его…
Стихи родятся по утрам,
Но в них огонь моих бессонниц…
Чтоб рассказать прекрасный мир
Друзей, дорог, просторов дальних…
А также:
…Но бросаем мы так наши зерна,
Так мы ставим свои города,
Чтоб дышалось легко и просторно,
Чтоб гляделось далеко всегда.
И под занавес:
Есть много в жизни разных видов счастья,
Есть счастье мягко спать и вкусно есть…
Но, по собственному признанию, Ошанин будет счастлив «только трудным счастьем, в котором дни летят, а не ползут».
Каким бы ни было счастье, оно дарит нам лучшие мгновения, возносит над обыденностью и бытом и позволяет во всей полноте ощутить себя живыми.