Рельефы Состояние Души 3

untitled-4untitled-5untitled-6untitled-7untitled-8untitled-9untitled-10untitled-11untitled-12untitled-13untitled-14untitled-15untitled-16untitled-17untitled-18untitled-19untitled-20untitled-21untitled-22untitled-23

Характеристики рельефов Состояние души:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 70 см. ширина 70 см.

Современная серия рельефов дает зрителю шанс задуматься и ощутить вместе с автором те переживания, через которые проходит каждый человек на разных этапах своей жизни.


Влюбленность в лирической поэзии

В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого.

Н.Г. Чернышевский, русский философ

Серия рельефов Ивана Коржева «Состояние души» — это зрительное выражение чувств, которые каждый из нас трактует по-своему. Если провести параллель между скульптурой и поэзией, можно отметить, что словесная форма выражения, безусловно, проще для понимания. Однако у каждого в глубине души есть свой собственный скрытый рельеф, созвучный с поэтическими строками. И многие из этих строк — о любви.

Ощущение порхающих бабочек в животе, желание обнять весь мир, чувство, что за спиной вырастают крылья… Влюбившись, все мы испытываем примерно одно и то же: невероятный прилив сил, желание постоянно быть рядом с объектом обожания, отдаться ему полностью, без остатка, раствориться в нем…

К сожалению, жизнь устроена так, что не всякая влюбленность переходит в любовь: некоторые чувства гаснут так же быстро, как бенгальские огни. И тем не менее, когда сердце наполняется этим волшебным ощущением, мы испытываем истинное счастье — пусть даже сознавая, что оно будет недолгим.

Разумеется, ключевой темой творчества поэтов-лириков всегда была тема влюбленности и любви. Посмотрим, какие слова находили гении для того, чтобы описать это возносящее к небесам чувство.

Николай Некрасов: беспокойная лирика

Начнем с произведения знаменитого поэта XIX века Николая Некрасова «Три элегии». Во второй части этого произведения, в целом окрашенного в пессимистичные тона, мы находим замечательные строки, описывающие внезапно нахлынувшую на поэта влюбленность — или воспоминание о ней?

Бьется сердце беспокойное,

Отуманились глаза.

Дуновенье страсти знойное

Налетело, как гроза.

Влюбленность поэта — это буря, вихрь эмоций, некий дурман, туманящий сознание.

В другом стихотворении «Тройка» описано внезапно вспыхнувшее чувство молодой девушки к проезжающему мимо на тройке красавцу-корнету.

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу —

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Здесь к ощущению томления, вызванного желанием поскорее увидеть возлюбленного, примешивается тревога. А слово «вспыхнуло» вновь указывает нам на внезапность, непредсказуемость, с которыми влюбленность охватывает все наше существо.

Михаил Лермонтов: влюбленность как яд

Великий русский поэт-лирик Михаил Лермонтов был по натуре человеком страстным, увлекающимся, пылким, склонным к преувеличениям. Так же «звучит» его влюбленность в стихотворении, написанном в 1832 году.

Я был готов упасть к ногам ее,
Отдать ей волю, жизнь, и рай, и всё,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых всё блаженство — яд!

Ощущение влюбленности одновременно и вдохновляет, и отравляет душу поэта. Быть может, это мучение желанно для стихотворца?..

Александр Пушкин: восторг и радость

Уже в ранних стихотворениях лицейского периода «солнца русской поэзии» Александра Пушкина чувствуется его восторженная увлекающаяся натура. Рассмотрим, например, строки из произведения «К Наталье» 1913 года:

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон;

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь — и я влюблен!

Ритм произведения, обилие восклицательных знаков указывают на окрыленное состояние поэта, даже несмотря на то, что он оговаривается: «Пролетело счастья время…»

В другом стихотворении более позднего периода, вероятно, уже опытный в любовных делах Александр Сергеевич восклицает:

Как сладостно!.. но, боги, как опасно

Тебе внимать, твой видеть милый взор!..

Стихотворец остерегается влюбленности, осознавая: это чувство может как окрылять, так и жестоко ранить.

Марина Цветаева: состоящая из восклицаний

Резкая, порывистая, стремительная — такой поэтесса была в реальной жизни, таковы ее лирика, ощущения, чувства: сплошные тире, вопросительные и восклицательные знаки, экспрессия, желание взять от жизни все — без малейшего остатка.

В 1916 г. Марина Ивановна восклицала:

Никто ничего не отнял —

Мне сладостно, что мы врозь!

Целую Вас через сотни

Разъединяющих верст.

И снова перед нами влюбленность-мука, доставляющая изысканное поэтическое наслаждение.

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел Вам вслед…

Целую Вас — через сотни

Разъединяющих лет.

И в том же 1916 году мы видим совершенно другое по настроению стихотворение. В строках автора чувствуется удивление вновь пришедшей влюбленности, которая на этот раз выражается во всеобъемлющей нежности.

Откуда такая нежность?

Не первые — эти кудри

Разглаживаю, и губы

Знавала — темней твоих.

И далее:

Откуда такая нежность?

И что с нею делать, отрок…

Приятная растерянность, робкое предчувствие нового чувства — это доставляет невероятное наслаждение.

Прекрасно описана влюбленность и в «Стихах к Блоку». Поэтесса ни словом не обмолвилась о своем чувстве, но любая строчка стихотворения буквально пропитана любовью:

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту…

Анна Ахматова: умеренная страстность

Гордая величественная и обычно сдержанная Анна в состоянии влюбленности в своей поэзии способна на отчаянные поступки и яркие эмоции:

…Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

И еще одно раннее произведение Анны Андреевны, описывающее влюбленность. Лирическая героиня предстает перед читателем растерянной, беспомощной перед мощью столь сильного чувства, эмоционального потрясения:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…

И все же — «шаги легки»: чувство влюбленности приподнимает нас над землей.

Николай Гумилев: мастер образов

Хотелось бы привести в пример одно замечательное стихотворение Николая Гумилева, супруга Ахматовой — «Слоненок». Правда, здесь говорится скорее о любви, чем о влюбленности, но кто может точно сказать, где именно находится грань между этими прекрасными состояниями?

Полюбуйтесь.

Моя любовь к тебе сейчас — слоненок,

Родившийся в Берлине иль Париже

И топающий ватными ступнями

По комнатам хозяина зверинца.

Не предлагай ему французских булок,

Не предлагай ему кочней капустных,

Он может съесть лишь дольку мандарина,

Кусочек сахара или конфету…

Почти живописная образность в поэзии, где каждое слово излучает любовь.

Сергей Есенин: душа нараспашку

Вот уж кто из русских поэтов знал толк во влюбленности, так это Сергей Есенин — пожалуй, самый страстный, огненный, легко увлекающийся представитель Серебряного века.

Есенин влюблялся не только в женщин — он был влюблен в весь мир, в свою родину, в природу, да просто в жизнь. Да, эта страстность порой оборачивалась против него, эмоции били через край, но именно благодаря такому складу характера Сергея мы можем наслаждаться его великими звенящими строками, застрагивающими глубины души:

О лесная, дремучая муть!

О веселье оснеженных нив!

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

Счастье влюбленности в «нежную девушку в белом» у поэта — глупое, милое.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

Есенин с любовью говорит и о времени суток:

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

И щемящий финальный аккорд:

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость —

Все любя, ничего не желать?..

Владимир Маяковский: трогательная громада

У Владимира Маяковского, «певца революции», есть удивительно трогательные стихи о любви, в которой раскрывается его душа — на самом деле ранимая, и в какой-то степени — детская. Читая некоторые строки Маяковского, порой трудно вообразить, что их мог написать этот «поэт-громада».

…Ночью хочется звон свой

Спрятать в мягкое,

В женское.

И вот,

Громадный,

Горблюсь в окне,

Плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая —

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любёночек…

Вот так очаровательно трогательно предчувствовал любовь возлюбленный Лили Брик.

Арсений Тарковский: красота в простоте

Поэт-лирик Арсений Тарковский говорил о влюбленности прямо и просто: читателю не приходится ничего додумывать за поэта, все образы кристально чисты.

Мерцая желтым язычком,

Свеча все больше оплывает.

Вот так и мы с тобой живем —

Душа горит и тело тает.

У влюбленных, любящих людей душа живая, теплая, даже горящая.

В другом стихотворении влюбленность показана как волшебство, которое даже не осознается разумом:

— Здравствуй! — сказал я, а сердце упало, —

Верно, и впрямь совершается чудо!..

Тонко чувствующий поэт понимает, что происходит нечто невероятное, но не говорит об этом напрямую.

Иосиф Бродский: песнь опыта

Закончить наш поэтический обзор хочется строками бесподобного самобытного поэта Иосифа Бродского, мастера эпитетов и аллегорий, печального лирика с надломленной и вместе с тем невероятно живой, трепещущей душой.

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,

Дорогой уважаемый милая, но не важно…

И далее — любовная мука, ощущаемая читателем буквально на физическом уровне:

…Извиваясь ночью на простыне —

Как не сказано ниже по крайней мере —

Я взбиваю подушку мычащим «ты»

За морями, которым конца и края,

В темноте всем телом твои черты,

Как безумное зеркало повторяя.

Влюбленность: мука, которая окрыляет, недолговечное счастье, приносящее страдание, даруемое свыше чувство, зажигающее наши души и рождающее великие строки, и так часто перерастающее в крепкую настоящую любовь, лежащую в основе жизни.


Источники:

  1. Н.А. Некрасов. Лирика. Москва, «Детская литература», 1987
  2. А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том первый. Москва, «Художественная литература», 1985
  3. Марина Цветаева. Мне имя — Марина. АСТ, Москва, 2005
  4. Анна Ахматова. Избранное. Москва, «Просвещение», 1993
  5. Н.С. Гумилев. Избранное. Москва, «Советская Россия», 1989
  6. Сергей Есенин. А в сердце светит Русь. Москва, «Летопись», 1995
  7. В. Маяковский. Поэмы. Стихотворения. Москва, «Правда», 1989
  8. Арсений Тарковский. Всемирная библиотека поэзии. «Феникс», 1998
  9. Иосиф Бродский. Часть речи. Санкт-Петербург, «Азбука-классика», 2005

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора