Джироламо Савонарола


Скульптура Джироламо Савонарола

  • Материал:
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота см. ширина см. глубина см.

Мятущаяся душа Савонаролы

Он встал не против мелких человеческих грешков,
а против безбожной, неблагодарной сытости,
против привычки к счастью, мистического греха,
погубившего некогда Адама.
Гилберт Честертон, английский писатель

«От любви до ненависти один шаг» — именно это выражение приходит в голову, когда изучаешь жизнь и деяния Джироламо Савонаролы. Кем был этот воинствующий средневековый монах яркой эпохи Ренессанса? Борцом против роскоши или гениальным предсказателем будущего? Новатором-создателем флорентийской Республики или представителем ранней Реформации? Республиканцем-христианином или человеком, ненавидящим достижения эпохи Возрождения?

Для ответа на эти вопросы отправимся в путешествие в прошлое — в средневековую Европу, Флоренцию второй половины XV века.

Флоренция

Флоренция была независимой республикой на севере Италии с начала XII века до 1532 года, с небольшим перерывом. Передовая система власти дала возможность Флоренции развиваться быстрыми темпами и достичь расцвета к XV веку, оставив позади другие области Италии и некоторые страны Европы.

Начиная с XIV века, Флоренция благодаря политической стабильности и экономическому процветанию превратилась в центр итальянского Возрождения, здесь творили Микеланджело и Донателло, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Боттичелли и Верроккьо, Венециано и Фра Анджелико. Правящая династия Медичей всячески поддерживала развитие искусства, была открыта Платоновская академия, быстро ставшая интеллектуальным центром Европы, несколько художественных школ, велось активное строительство дворцов, возводились памятники.

Украшением Флоренции служили ежегодные карнавалы и фестивали, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. В этом блестящем обществе во второй половине XV века появилась новая историческая фигура — Джироламо Савонарола, личность сложная и неоднозначная.

Детские и юношеские годы

Дата рождения Джироламо Савонаролы известна точно, как и его место рождения. Будущий мятежный монах родился 21 сентября 1452 года в городе Ферраро в дельте реки По, в семье потомственного падуанского врача Николы Савонаролы и его супруги Елены Бонакосси.

С юношеских лет Джироламо, которого дед Микеле воспитывал в любви к Священному Писанию, готовили к врачебной деятельности. Савонарола получил хорошее гуманистическое образование, изучал языки и произведения Аристотеля, начал заниматься медициной. Молодой человек был склонен к критицизму и философским размышлениям, отдавал предпочтение трудам Фомы Аквинского, резко осуждал роскошь католической церкви в своей первой книге «Презрение к свету».

Пережив в юности неудачный роман и увлекшись богословскими трактатами, Савонарола решил удалиться от мирской жизни в монастырь.

Доминиканский монах и проповедник

Савонарола пошел против воли родителей, хотевших сделать из него врача, и бежал из дома в монастырь. Убежищем юноши стала доминиканская обитель в Болонье, в которой он сразу стал вести аскетическую жизнь. Джироламо изучал церковные книги и понемногу стал писать сам, сначала стихи, а позже и прозу.

Первое стихотворение «О падении церкви» Савонарола посвятил осуждению разложения старых устоев, чрезмерной роскоши храмов, развратности римских пап. Удивительно, но настоятель монастыря не выгнал молодого человека, а поручил ему наставлять молодых послушников, возведя в чин проповедника.

В возрасте тридцати лет Савонарола отправился читать проповеди по городам Италии, более всего во Флоренции и ее окрестностях. Получив хороший опыт, научившись ораторскому искусству, монах прибыл в северный итальянский город Брешии и стал активно выступать с проповедями, обличающими людские грехи и призывающими к покаянию. Речи Савонаролы был вдохновенны и пламенны, а ораторский талант развивался стремительными темпами.

Савонаролу поддержал глава Флорентийской Республики Лоренцо Медичи, известный покровитель искусства и науки, и назначил его на преподавательскую должность в монастыре Сан-Марко.

Доминиканский монах много и горячо говорил о необходимости перестройки церкви, цитировал Священное Писание, обличал нравственный упадок нравов жителей Флоренции, призывал заменить знаменитые карнавалы чтением псалмов. Однажды Савонарола так темпераментно насылал проклятия на тех дам, кто тонет в роскоши, что почти все флорентийки стали ходить на церковные службы без украшений.

Флорентийские реформы

Джироламо Савонарола искренне верил, что лучшая на земле форма правления — это Республика. Кроме того, он считал, что возможно построить «царство божие» в одном отдельно взятом городе, почему бы и не во Флоренции. «Надо только, — размышлял Джироламо, — чтобы граждане стали скромнее, а католические священники и римский папа обратил свои взоры на благо народа, а не на свое собственное».

Конкретные дела Савонарола начал с коренной переделки родного монастыря Сан-Марко: отныне все послушники обязаны были трудиться и поститься, а предметов роскоши в стенах монастыря быть не должно.

Джироламо разработал целую программу изменений во Флоренции из нескольких пунктов, среди которых были такие:

— создание Великого Совета (в него вошли двадцать человек из разных социальных прослоек) и Совета восьмидесяти;

— замена поземельного налога подоходным, что облегчало положение бедняков;

— основание заёмного Банка и выселение из города ростовщиков-грабителей, дававших деньги под 30%;

— провозглашение королем Республики Иисуса Христа, а себя самого Савонарола именовал «народным избранником».

Вторая часть программы посвящалась нравственному возвышению Флоренции, чего Савонарола добивался путем страстных речей. Надо сказать, что уже через год все флорентинцы постились, перестали носить в обычные дни праздничную одежду, а монастырь Сан-Марко принял в свои стены новых монахов из числа флорентийской знати.

Для быстрого внедрения в жизнь своих идей Савонарола создал партию «белых», прозванную в народе «плаксами» из-за постоянного распевания псалмов и беспрерывных покаяний, полностью состоявшую из бедняков и занимавшуюся обычным шпионажем.

«Костер тщеславия»

7 февраля 1497 года во Флоренции произошло событие, ставшее серьезным основанием для последующих обвинений Савонаролы в неуважении к достижениям мировой культуры. Событие это вошло в историю как «Костер тщеславия».

Зимой 1497 года, перед началом Великого поста, должен был начаться ежегодный флорентийский карнавал, яркий и красочный, веселый и разнузданный. Савонарола назначил на день начала праздника сожжение «суетных вещей»:

— карт и игральных костей;

— музыкальных инструментов и украшений;

— зеркал и предметов женского туалета;

— роскошной утвари и одежды;

— пирожных и конфет.

Но самым страшным было сожжение книг и картин. В костер летели работы безнравственных, по мнению Савонаролы, авторов: Цицерона, Овидия, Вергилия, Петрарки, Боккаччо, Данте, известных флорентийских художников — Сандро Ботичелли, Лоренцо ди Креди.

Вокруг костра в экстазе танцевали юные девы с оливковыми венками на голове, призывая жителей Флоренции забыть о роскоши и «пожертвовать» священному пламени личные вещи и предметы искусства. Собравшаяся толпа распевала псалмы. Огромный костер, в который была брошены папская булла об отречении Джироламо от церкви, венчала символическая фигура, воплотившая в себе все, против чего боролся Джироламо — разврат и богатство, ложь и суету.

Савонарола и папы Римские

Начиная с 1480-х годов, Савонарола в проповедях активно нападал на папу Римского, конкретно на Александра IV Борджиа. В обращенных к народу речах говорилось о нравственном разложении католической церкви, о продажности священников, об отходе от основ христианского учения.

Разумеется, подобные проповеди породили множество врагов Савонаролы среди верхушки священников и окружения самого римского папы. Александр IV Борджиа решил переманить фанатичного проповедника на свою сторону и предложил ему кардинальский сан, но Савонарола отказался, продолжая борьбу против католической церкви. Не смог сделать Савонаролу «своим» и следующий папа Римский, Иннокентий VIII.

В 1492 году титул очередного папы Римского Александра VI занял Родриго Борджиа и через 5 лет отлучил Джироламо Савонаролу от церкви, но тот отказался приехать в Рим и продолжал проповедовать, требуя организации Вселенского собора. Савонарола надеялся на Соборе апеллировать к собравшимся и доказать им не только свою невиновность перед церковью, но и необходимость продолжения обличения для ее же блага.

18 марта 1498 года синьория (управляющий орган Флоренции) приказал Савонароле прекратить проповеди. Джироламо вышел на площадь для прощания с народом и зачитал только что написанное им «Письмо к государям» с требованием низложить главу католической церкви.

Следствие и казнь

Савонарола закрылся в родном монастыре, спасаясь от преследования папы и монахов-францисканцев, выступающих против Республики. 8 апреля 1498 года толпа народа во главе с главными недругами Савонаролы штурмом взяла монастырь Сан-Марко, и воинствующих монах был помещен в темницу вместе с близкими друзьями.

В полном соответствии с моральными «нормами» инквизиции Савонаролу пытали по несколько раз в день, заставили признаться, что его проповеди ложны, а папа Римский достоин исключительно высокой оценки. Пока шло так называемое следствие, Джироламо написал два стихотворения: «Я несчастный» и «Размышление о псалме». 23 мая, после открытого оглашения смертного приговора, Джироламо Савонарола сначала был повешен, а затем сожжен на костре. Бунтарю-проповеднику было 45 лет.

Папа Павел I оправдал Савонаролу и его учение, признав их передовыми для своего времени и истинными для христианства, уже в конце XVI века, а еще через полтора столетия в честь Савонаролы был учрежден один из обрядов католической службы. Один из учеников и последователей Джироламо Савонаролы хорошо известен знатокам русской истории — это церковный православный писатель Максим Грек.

Савонарола в живописи

Сюжеты на темы проповедей и казни Джироламо Савонаролы часто использовались в гравюрах, начиная с XVI века, есть и несколько картин, посвященных мятежному монаху.

В 1498 году флорентийский живописец Фра Бартоломео написал самый известный на сегодняшний день портрет Савонаролы. Монах изображен в черных одеждах доминиканца, его данное в профиль лицо наполнено энергией и внутренней силой.

На полотне Филиппо Дольчати, современника Савонаролы, запечатлен момент его казни на площади Синьории. Художник создал картину, которую можно считать историческим источником, непосредственно в год смерти Джироламо, изобразив толпу и прохождение Савонаролы по площади к месту казни. Картина хранится в монастыре Сан-Марко, где началась карьера проповедника.

В музее Вероны выставлен средневековый портрет Савонаролы работы венецианского живописца XVI века Моретто да Брешиа. Савонарола изображен в одежде монаха-доминиканца.

Гравюра с портретом Савонаролы находится в Лондонской библиотеке, а в Лондонской национальной галерее хранится портрет Джироламо работы неизвестного художника, также выполненный в профиль.

В середине 1850-х годов русский художник Николай Ломтев создал историческую картину «Проповедь Савонаролы во Флоренции». Живописец сумел донести до зрителя ораторский талант Джироламо, показав восторженные, обращенные к проповеднику лица его слушателей.

Сюжету казни флорентийского проповедника посвятил свою работу в стиле классицизма итальянский мастер XIX века Стефано Усси. На фоне каменных стен, окружающих площадь Синьории во Флоренции, художник изобразил помост с виселицей и толпу народа под ней.

Савонарола в скульптурном искусстве

В центре старинной Феррары, родном итальянском городе Савонаролы, в 1875 году была установлена статуя монаху-доминиканцу, изображающая его во время проповеди, с руками, простертыми к народу.

Возвышается каменная фигура Савонаролы и в центре города, в котором он так славно провел лучшие годы своей жизни, — во Флоренции. Проповедник изображен в момент гневного обличения людских пороков и призыва к покаянию.

В городе Вормс на юго-западе Германии поставлен величественный памятник Мартину Лютеру. Статуя Савонаролы дополняет памятник, входит в общую композицию, посвященную борцам за Реформацию католической церкви.

В брусчатку площади Синьории вмонтирована памятная круглая медаль, напоминающая прохожим, что на этот месте в 1492 году был казнен один из деятелей европейской предреформации.

В XVI веке, через сто лет после смерти Савонаролы, в Италии была отчеканена бронзовая медаль, на аверсе которой профильный портрет Савонаролы, а на реверсе — Меч Господний, карающий Флоренцию.

История человечества непроста и наполнена противоречиями. Джироламо Савонарола, ранее Мартина Лютера и Кальвина пришедший к идеям Реформации, оставил после себя след человека неравнодушного к окружающему миру, готового отдать жизнь за справедливость и создание Царства Божия. Савонарола, как и многие другие знаменитые люди, опередившие свое время, был осужден на смерть той самой толпой, которая за день до этого любила и боготворила его.


Источники:

  1. Алтаев А. Костры покаяния. М., 1993.
  2. Херман Х. «Савонарола: еретик из Сан-Марко». М., 1982.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы