Рельефы, выполненные в разных цветовых вариантах, изображают аллегорический сюжет выбора античным героем Гераклом одной из двух судеб: либо Добродетели, либо Порока. Такой выбор — между правильным, но трудным, и неправильным, но соблазнительным — стоит перед нами каждый день как в мелочах, так и в принятии важных решений.
«Средь мира дольного Для сердца вольного Есть два пути.
Взвесь силу гордую, Взвесь волю твёрдую, — Каким идти?
Одна просторная Дорога — торная, Страстей раба».
Николай Некрасов
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и просторен путь, ведущие к смерти, и многие выбирают их;
потому что тесны врата и узок путь, ведущие к жизни, и немногие находят их».
Евангелие от Матфея 7:13−14
Геракл — популярный античный герой, о нем сложено огромное количество мифов, сюжеты которых позднее использовались в музыке, литературе и художественном искусстве. Всем известны двенадцать подвигов Геракла, но мало кто знает о его жизни до и после них.
О моральных исканиях Геракла нам рассказали в своих трагедиях Софокл и Еврипид, а также римский автор Павсаний в сказаниях, вошедших в «Описание Эллады». Конкретно о стоящем перед Гераклом нравственном выборе: Порок или Добродетель мы знаем из сочинения Ксенофонта, пересказывающего беседу Сократа с одним из учеников.
На первый взгляд образ Геракла довольно прост, но, если глубже всмотреться в его жизнь и деяния, пред нами предстает один из наиболее сложных и загадочных образов греческой мифологии. Чего стоит один только моральный выбор героя!
«Геракл на распутье» — так говорят и в наши дни о человеке, затрудняющемся сделать выбор между двумя нравственными категориями.
Под руководством своего отчима Амфитриона Геракл получил хорошее образование: он научился читать и писать, играть на кифаре и петь, прекрасно стрелять из лука и владеть любым оружием того времени. Как истинный сын Зевса, Геракл с детства отличался смелостью и отвагой, ловкостью и стремлением совершать подвиги.
Возмужавший Геракл счастливо жил в Фивах, когда ненавидящая его богиня Гера заставила героя отправиться к Эврисфею и служить этому трусливому и коварному царю двенадцать лет. По дороге в Тиринф, где правил Эврисфей, расстроенный Геракл повстречал двух женщин. Первая, облаченная в светлые одежды, спокойно смотрела на подошедшего к ней героя, а вторая, яркая и красиво одетая женщина, поразила путника смелым танцем.
Геракл засмотрелся на танцовщицу, которая протянула к нему руки и позвала за собой: «Не хмурься и не думай о плохом, живи для себя и люби себя, и тогда жизнь превратится в сплошное удовольствие! Ступай за мной, я научу тебя радостям жизни!». Геракл уже сделал первые шаги, как услышал голос первой женщины: «Герой, остановись! Боги создали тебя могучим и смелым для заботы о людях, а ты хочешь провести жизнь в праздности. Пойми — чем сильнее человек, тем больше появится сложностей на его пути. Люди ждут от тебя подвигов».
Так впервые Геракл оказался перед моральным выбором точно так же, как это бывает со всеми людьми в один из моментов их жизни. Порок или добродетель? Легкая жизнь в удовольствие или наполненный событиями и подвигами тяжелый жизненный путь? Геракл выбрал Добродетель, и в ту же минуту остался стоять на пустынной дороге один. Один, но принявший важное решение: служить не слабому и жалкому Эврисфею, а людям, которые нуждаются в его защите и помощи. И с тех пор Геракл ни разу не сошел со своего пути, совершив немало подвигов и возглавив освободительные походы против врагов.
О сложном моральном выборе Геракла рассказал софист Продик Кеосский, современник Сократа. Философ и учитель, Продик создал целый цикл речей «Геракл на распутье», в котором раскрывал перед слушателями сложности нравственных поступков. В одном фрагменте его речи, сохраненной и записанной Ксенофонтом, говорится: «Из того, что есть на свете славного и полезного, боги ничего не дарят людям без забот и стараний».
Что особенно важно, Продик, живший в V веке до нашей эры, впервые заговорил о свободе выбора для каждого человека. В мифах же утверждается, что судьба людей зависит исключительно от воли богов.
Ксенофонт, ученик Сократа, пересказывает речь Продика о Геракле в одном из своих произведений. Обращаясь к молодому собеседнику, афинскому юноше Аристиппу, Сократ, подводя итог речи Продика о великой роли Добродетели, говорит: «Прими во внимание поступки Геракла, Аристипп, это тебе пригодится в жизни!».
Гораздо сложнее трактует выбор Геракла Цицерон в I веке до новой эры. В сочинении «Об обязанностях» великий оратор выводит на первый план не Порок и Добродетель, а гражданские обязанности и отказ от исполнения гражданского долга.
Античные авторы показывают Геракла как отважного героя и в то же время самоотверженного труженика. Философ-стоик Дион Хрисост, живший в I веке новой эры, говорит о Геракле как о высоконравственном человеке, помогающем людям.
Римский философ Луций Сенека посвящает Гераклу поэму, в которой представляет греческого героя как реальную историческую личность, взявшую на себя обязанности по спасению рода человеческого. Так постепенно к характеру античного героя добавляются черты Иисуса Христа. Геракл послушен воли своего отца, могущественного Зевса, Христос действует под влиянием божественного Отца.
Геракл, в отличие от других античных языческих персонажей, почитался ранними христианами, о чем говорят фрески с его изображениями в раннехристианских катакомбах.
Немецкий сатирик XV века Себастьян Брандт переносит сюжет о выборе Геракла в свое время и называет произведение «Корабль дураков». В отличие от греческого героя, сделавшего правильный выбор, главный герой Брандта никак не может стать на стезю добродетели. В поэме ставится важный для всех времен вопрос: как относиться к глупости, считать ли ее грехом?
В XVI веке Франческо Петрарка придал античному образу Геракла черты раннего христианина. В эпоху Ренессанса выбор между Пороком и Добродетелью меняется на выбор между активной и созерцательной жизнью.
Древнегреческий текст Ксенофонта вошел в учебники нового времени как яркий образец античного стиля. Молодые люди, получавшие образование, должны были переводить фрагмент о выборе Геракла на английский язык, и многие из них создавали на тему морального выбора произведения разного стиля.
Сюжет о выборе Геракла был не очень популярен в античное и позднеримское время, но привлек к себе внимание в эпоху Возрождения. Произведения на тему выбора между Добродетелью и Пороком создавались в стиле Ренессанса, барокко и классицизма. Традиционно путь, который предлагает добродетель, — это узкая каменистая тропинка, ведущая к олицетворению славы — крылатому коню Пегасу. Порок же приглашает пройти по широкой дороге к окруженному зеленью водоему с купающимися красавицами.
Порок часто изображается с музыкальными инструментами и игральными картами, Добродетель же принимает у художников образ воительницы или находится рядом с поэтом, держащим в руках книгу. Геракл предстает между двух дам молодым человеком, еще не имеющим бороды. Античный герой юн, но уже много испытал в жизни и непременно сделает правильный выбор — в этом уверены все авторы.
Самая ранняя картина по интересующему нас сюжету была написана немецким живописцем Альбрехтом Дюрером в конце XV века. Гравюра по дереву передает не только суть известного сюжета, но и раскрывает силу напряжения героя, стоящего перед непростым выбором.
Начало XVI века: Рафаэль — «Сон рыцаря» и неизвестный художник из Умбрии «Геркулес на распутье между Грехом и Добродетелью». Юный Рафаэль создал романтичный образ спящего молодого человека, грезящего о своем будущем. Слева от главного героя, в котором Рафаэль видел римского полководца Сципиона, стоит богиня-воительница Афина, справа — прекрасная Афродита. Одна богиня зовет Геркулеса в мир подвигов и сражений, другая — в мир любви и покоя. Какой сделать выбор?
Умбрийский мастер несколько по-другому увидел известный сюжет о выборе. Его главный герой также спит, но соблазняют его уже вполне христианские, а не мифологические образы — Грех и Добродетель.
Еще один художник эпохи Возрождения Паоло Веронезе создал образ героя, пытающегося спрятаться в объятиях Добродетели от нападений Порока. На полотне Аннибале Карраччи изображен могучий красавец Геракл рядом с богинями Афиной и Афродитой, этот шедевр писался по заказу кардинала Фарнезе, возможно, часто стоящего перед непростым выбором и потому заинтересовавшегося данным сюжетом.
В XVIII веке, в Новое время, художники снова возвращаются к античному герою. На выставленном в Эрмитаже полотне Помпео Батони Геркулес делает сложный выбор между легкими радостями жизни, предложенными Афродитой, и долгом, о котором напоминает Афина. Параллельно Батони английский живописец Джошуа Рейнольдс написал картину с ироничным сюжетом под названием «Гаррик делает выбор между Трагедией и Комедией». Под Гарриком подразумевается известный актер XVIII века Дэвид Гаррик, директор театра Друри-Лейн.
Есть и русские работы на тему выбора Геркулеса: в 1801 году античный сюжет был взят русским живописцем Иваном Акимовым. А вот знаменитый художник-передвижник Иван Крамской на полотне «Христос в пустыне» изобразил Христа, раздумывающего над дальнейшей своей жизнью. Как описал своего героя сам автор, «есть всегда момент в жизни человека, когда решает он — пойти ли налево и предать Господа или не уступить ни шага злу». И снова мы возвращаемся и к проблеме нравственного выбора и некоторой аналогии между языческим героем и Иисусом Христом.
Сюжет о моральном выборе использовался и в древнеегипетских Арканах. На одной из карт Таро изображен египетский жрец, стоящий на распутье дорог между двух женщин, одна из которых приглашает его на путь духовного совершенства, а другая — в материальный мир.
В XVIII веке античные герои снова входят в моду и становятся главными персонажами музыкальных произведений.
Великий Иоганн Себастьян Бах не смог пройти мимо яркого античного сюжета и создал на тему нравственного выбора кантату «Геркулес на распутье». Произведение, написанное в 1733 году и посвященное дню рождения наследного принца Саксонии Фридриха Кристиана, провозглашает торжество Добродетели, победившей Сладострастие. Слова к кантате написал поэт из Лейпцига Пикандер, автор многочисленных текстов к произведениям Баха.
Живший в том же столетии, что и Бах, немецкий, а затем английский композитор Георг Фридрих Гендель написал две оратории: «Геракл» и «Выбор Геракла». Главный герой у Генделя полон драматизма, он стоит перед классическим выбором между Пороком и Добродетелью. Музыка наполнена страстью и нежностью одновременно; это одно из самых трогательных произведений Генделя.
Сюжет «Выбор Геракла» вдохновил на написание оперы русского композитора и дирижера Дмитрия Бортнянского, творившего во второй половине XVIII века. Либретто к опере в форме философской аллегории создал итальянский драматург Пьетро Метастазио, а заказчиком оперы стал венецианский театр Сан Самуэль. Пьетро Метастазио несколько видоизменил облики двух явившихся Гераклу дам: Порок и Добродетель получают близкие по смыслу греческие имена Эдонида и Аретея и олицетворяют Добродетель и Богиню Радости. Главная нравственная проблема теперь состоит не в процессе выбора, а в гармонии между разумом и чувствами.
Нравственные проблемы всегда будут стоять перед человечеством, как когда-то две прекрасные дамы — Порок и Добродетель — возникли перед героем античности Гераклом.