Юдифь


Скульптура Юдифь

  • Материал: бронза
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 95 см. ширина 25 см. глубина 30 см.

Краткие сведения о памятнике

Юдифь

Образ бесстрашной иудейской вдовы не остался без внимания в живописи, музыке, литературе и кинематографе. Одних людей восхищает преданность девы своему народу, других — смесь преступления и эротики. Во всяком случае, нет однозначного ответа на правильность или недопустимость этого поступка.

Датой подвига считают примерно 589 г. до н.э., когда родной город Юдифи был осажден ассирийцами. Будучи притягательной внешне, эта смелая женщина проникла в стан врагов, опоила их предводителя — полководца Олоферна — и отрубила ему голову. Справедливость восторжествовала с Божьей помощью, жители города были спасены.

Как правило, на холстах великих живописцев Юдифь изображена с головой поверженного врага и мечом. Иногда ее образу сопутствует собака как символ верности и преданности. Также рядом с Девой пишут служанку для того, чтобы отличить этот образ от небезызвестной Саломеи, которую изображают с головой Иоанна Крестителя, и чей образ абсолютно порочен.

Подвиг молодой женщины Юдифи почитается как ветхозаветными иудеями, так и православными, и католиками по всему миру.

История Юдифи

Согласно общепринятой версии, Юдифь жила в городе Ветилуя в VI веке до н.э. Рано овдовев (ее муж погиб от солнечного удара), она построила шатер на крыше дома, где 3,5 года молилась и соблюдала пост.

Когда царь Навухудоносор направил свои войска на Израиль, ее родной город оказался как раз на пути к Иерусалиму. Он был осажден, и отчаявшиеся горожане готовы были сдаться врагу, оставшись без пищи и воды.

Тогда бесстрашная иудейка спустилась с крыши, вымылась и умастила тело разными благовониями, надела чистые одежды и отправилась со своей служанкой в стан врагов. Она сказала жителям, что город будет спасен, и в этом ей поможет Бог. Вера ее была поразительна!

В лагере она представилась прорицательницей и потребовала пропустить ее к предводителю, который принял ее с почестями, потому что она обещала показать ему путь в осажденный город. Юдифь испросила у военачальника разрешение покидать лагерь каждую ночь для молитвы. Итак, три дня продолжалось веселье, а на четвертый — Олоферн, сраженный ее красотой и возжелавший ее, пригласил Юдифь в шатер, чтобы вместе выпить вина и поговорить. Напоив полководца допьяна и убедившись, что он уснул, Юдифь отсекла ему голову, воспользовавшись его же собственным мечом. Завернув голову Олоферна в покрывало, Юдифь вместе со своей служанкой беспрепятственно покинула стан врагов.

Наутро армия нашла своего предводителя мертвым и отступила, а жители города встретили Юдифь с великими почестями. Но она вернулась в свой шатер и прожила там до 105 лет в молитве и посте, сохраняя верность своему мужу, и была похоронена рядом с ним.

«Орудие» Бога в борьбе со злом

Юдифь почитается церковью в числе ветхозаветных жен как Праматерь. Поступок этой юной и отчаянной женщины трактуется как торжество Девы над дьяволом. А образ самой Юдифи символизирует победу чистоты и великодушия над гордыней и развратом.

Дева (юная или молодая женщина) часто является «орудием» Бога в борьбе со злом, через нее Бог помогает Израилю. Таковы сюжеты о Юдифи, Иаиль и Томирис. Юдифь по праву является предшественницей Девы Марии, матери Иисуса Христа, принявшего на себя все грехи человеческие (то есть искупившего ценой своей жизни все зло на земле).

Юдифь входит в некий пантеон святых жен, олицетворяющих собой Церковь и такие добродетели как Мужество, Справедливость, Смирение и Целомудрие. Она является подлинным воплощением высказывания «Сила женщины в ее слабости».

Книга Юдифи

Юдифь — персонаж «Книги Юдифи», относящейся к второканоническим книгам Ветхого Завета. Автор ее неизвестен, но есть предположения, что она является творением самой главной героини. Оригинал книги на иврите бесследно утрачен, до наших дней сохранился перевод на греческом, с которого в средние века был сделан обратный перевод на еврейский.

Богословы принимают «Книгу Юдифи» за историческую, изобилующую упоминаниями общеизвестных личностей и происшествий. Но современные историки склоняются к мнению, что это скорее притча или первый исторический роман. Несмотря на упоминание известных исторических деятелей, в книге содержится много анахронизмов, которые не позволяют считать ее достоверной.

Так, царь Навухудоносор являлся вавилонским правителем, а не ассирийским. Армия ассирийцев не подчинялась ему. Сам полководец Олоферн был персом и не мог возглавлять ассирийскую армию. Упоминание города Ветилуя в исторических хрониках не найдено, также ни к чему не привели и археологические раскопки. Потому ученые пришли к выводу, что за давностью лет, имевший место в действительности подвиг оброс легендами и событиями, которые происходили в реальности, но в другое время или с другими персонажами.

Образ Девы у художников, поэтов и музыкантов

Сюжет «Юдифь и Олоферн» неоднократно использовался художниками от Средневековья до наших дней. Великий Микеланджело изобразил его в углу Сикстинской капеллы. Образ Юдифи встречается в работах Тициана, Боттичелли (диптих хранится в галерее Уфицци), Караваджо, Рембрандта, Рубенса, Джорджоне, Веронезе, Климта (в стиле модерн, картина выставлена в Мюнхене) и других художников. На одних полотнах это милая и очень юная девушка, а на других она совершает свое деяние, не стыдясь, так, как того требует военное время и справедливость.

Интересна история картины Джорджоне «Юдифь», хранящаяся в Эрмитаже. В результате многочисленных реставраций, подлинная прелесть картины была скрыта от глаз зрителей. В результате долгой и кропотливой работы специалистов лишь в 1971 году истинные ценители смогли увидеть оригинал картины. Юдифь здесь изображена в умиротворенном состоянии с уже поверженным врагом. Это, пожалуй, лучший образ из всех! Кроткая и смиренная, но обретшая силу и бесстрашие по воле Бога.

Образ Юдифи был излюбленным в европейской литературе. Около 1000 года была написана проповедь аббатом Эльфриком, а затем и поэма на старо-английском языке на этот сюжет.

С начала XVI века, образ бесстрашной «амазонки» приобрел большую популярность в протестантских кругах. Позже, в эпоху Ренессанса он имел особое значение как символ мужества перед угрозой в лице иностранных интервентов, использовался для сочинения пьес и драм. У ортодоксальных католиков образ постоянно привлекал внимание авторов в XVII — XIX веках.

Многие русские поэты обращались к образу Юдифи. Это и Александр Пушкин, и Николай Гумилев, и Анна Ахматова, и Константин Бальмонт, и Марина Цветаева.

В музыкальном творчестве образ часто использовался композиторами для написания ораторий, кантат, опер и других музыкальных произведений. Так, наиболее известна опера А. Серова «Юдифь», где одну из главных ролей — военачальника Олоферна — на премьере исполнил великий Федор Шаляпин.

В честь Юдифи назван астероид номер 664, открытый в 1908 году.


Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы