Юля

«Мать — это самое трогательное из всего, что есть на земле.
Мать — это значит: прощать и приносить себя в жертву».
Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель.

Образ матери — ключевой в мировом искусстве, начиная от портретов Евы — прародительницы, Святой Праматери, канонических изображений Девы Марии и заканчивая собирательными образами женщин, даровавших новую жизнь, созданными живописцами, скульпторами, поэтами, писателями, музыкантами, кинематографистами.

Тема взаимоотношений матери и ребенка лейтмотивом проходит сквозь творчество величайших творцов планеты. Взаимоотношения эти, увы, не всегда просты: они содержат в себе и всеобъемлющую любовь, и всевозможные коллизии, например, вечный неразрешимый конфликт отцов и детей, и безоглядное самопожертвование, искренность и преданность. Быть матерью — значит быть Женщиной с большой буквы, быть чьим-то сыном или дочерью — значит иметь крепкую опору в жизни — пусть не всегда гладкой и простой, но всегда наполненной глубоким смыслом.

Материнство в живописи

Многие художники «рассуждали» на тему материнства.

Затрагивая тему живописи далекого прошлого, хочется упомянуть канонические изображения Богоматери кисти Микеланджело Буонарроти («Святое семейство» — единственная дошедшая до наших дней законченная станковая работа Мастера, олицетворение семейного счастья), Леонардо да Винчи («Мадонна Литта», полотно, на котором изображен тяжелый для матери момент отлучения ребенка от груди), Рафаэля Санти («Мадонна Конестабиле», искренняя и прекрасная, написанная совсем юным, еще не зрелым художником, утонченная «Мадонна Грандука», которую Вазари назвал сестрой художника, а также оригинальная «Мадонна в кресле» в праздничном наряде горожанки XVI столетия), Рубенса («Мадонна в венке из цветов» в окружении ангелов).

Прекрасны и образы Девы Марии, созданные мастерами более позднего времени. Например, «точеная» «Мадонна с лилиями» Уильяма-Адольфа Бугро — французского живописца XIX столетия, представителя салонного академизма, в чьем исполнении Богоматерь выглядит как прекрасная идеальная леди, скорее запечатленная фотографом, чем живописцем, икона «Богоматерь с младенцем» Кипренского (1806−1809), написанная в соответствии с традициями изображения католической Девы Марии, Богоматерь «Умиление злых сердец» авторства Петрова-Водкина (1914−1915), написанная с молитвенно воздетыми руками и имеющая сходство с древним образом Оранты — Богоматери молящейся.

Отойдя от образа Девы Марии, приведем в пример «мирские» изображения матерей.

В реалистичной манере представил нам графиню А.И. Безбородко с дочерьми русский художник Боровиковский: перед нами изображение любящей матери и детей, созданное классиком, мастером портретной живописи. Эта работа хранится в Русском музее в Петербурге.

«Мать» Петрова-Водкина — классическая сельская женщина: дородная, здоровая, с легкой полуулыбкой на устах. Ее художник изобразил в простой деревенской обстановке. Зритель, любующийся полотном, видит счастье материнства таким, какое оно есть — показанным «напрямую», без прикрас.

А вот картина В.И. Иванова «На Оке» написана в темных тонах и весьма в условной манере, отличающей почерк художника. Графически изображенная река, профиль кормящей грудью молодой матери и прильнувшего к ней крохи… Художник часто изображал юных крестьянок и даже создал цикл работ «Русские женщины». Несмотря на общий весьма мрачный тон этой картины, она излучает покой и тепло.

Материнство в скульптуре

Прекрасные статуи матерей с младенцами во все времена создавали скульпторы.

Великий Микеланджело подарил миру мраморную «Мадонну Брюгге», которая стала единственной скульптурой итальянского мастера, «покинувшей» страну при его жизни. Композиция представляет Деву Марию с уже повзрослевшим сыном, на лице которого читается счастье. Богоматерь не прижимает ребенка к себе, а держит его свободно, расслабленно, возможно, задумавшись о чем-то земном.

Мать и младенец соотечественника Микеланджело Филиппо Брунеллески (статуя «Мадонна и Дитя», напротив, любовно прильнули друг к другу, словно не желая расставаться ни на минуту.

«Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» работы Донателло — это великолепная композиция, олицетворяющая счастье материнства.

Весьма любопытен памятник Деве Марии, что в окрестностях города Трухильо в Венесуэле. Перед нами — гигантская бетонная статуя высотой 47 метров, установленная в 1983 году. Строгий и довольно неожиданный для зрителей образ Богоматери, созданный скульптором Мануэлем, смягчает голубка, которую Мария держит в правой руке. Это самый высокий памятник Богоматери в мире, а по совместительству — смотровая площадка.

Следует упомянуть и контрастную этому произведению белоснежную статую Марии в Чили, Сантьяго, что на горе Сан Кристобаль. Памятник высотой 14 метров, отлитый во Франции в 1908 году, излучает свет: руки Богоматери обращены к людям, кажется, она делится материнской любовью со всем человечеством.

К сожалению, любящим матерям знакомы не только радость материнства, но и глубокая скорбь. Она читается на лице Анастасии Акатьевны Ларионовой, простой женщины из Сибири, потерявшей на Великой Отечественной войне семерых сыновей. Статуя женщины в вечной печали находится в Омске, ее автор — скульптор С.А. Голованцев. Той же теме посвящена работа «Памятник матери» в Задонске авторства мастера из Липецка Игоря Мазурова.

Материнство в литературе

Не обошли стороной эту прекрасную вечную тему поэты и прозаики.

«Ты жива еще, моя старушка?/ Жив и я. Привет тебе, привет!» восклицал в «Письме матери» в 1924 году «последний поэт деревни» Сергей Есенин. Его стихотворение пропитано печалью и нежностью, пронзительной тоской по родному дому, в который, вероятно, вернуться стихотворцу уже не суждено.

Грустным получилось и стихотворение о маме Марины Цветаевой — «Как много забвением темным…». В нем есть следующие трогательные строки: «Замедленный вздох над тетрадкой / И в ярких рубинах кольцо, / Когда над уютной кроваткой /Твое улыбалось лицо». В этих строках великой поэтессе удалось не только буквально двумя-тремя штрихами написать портрет матери, но и передать, как сильно она скучает по ушедшему детству.

Однако в «арсенале» Цветаевой есть и другое стихотворение — «Баловство», в котором мама представлена в совсем ином, озорном ключе: «Мама-шалунья уснуть не дает! / Эта мама совсем баловница! /Сдернет, смеясь, одеяло с плеча / (Плакать смешно и стараться!)…»

А вот иной взгляд на тему материнства — стихи поэтессы, обращенные к сыну: «От неиспытанных утрат — /Иди — куда глаза глядят»… И далее: «Глаза, в которые гляжусь: / в глаза, глядящие на Русь». Всего несколько строк передают безмерную любовь матери к своему ребенку.

Наконец, до боли трогательно «поэт-громада» Владимир Маяковский взывал к матери в своей грандиозной поэме «Облако в штанах»: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца!..»

Перейдем к прозе. В трилогии «Детство. Отрочество. Юность», которую называют элегией в прозе, Лев Толстой посвятил матушке целую главу, назвав ее «Maman». Писатель с огромной любовью отзывается о матери, называя ее «любимым существом», и так же, как и многие поэты, пишет о ее глазах, выражающих «всегда одинаковую доброту и любовь». Толстой писал, что, пытаясь воскресить в памяти черты любимого человека, видишь их сквозь слезы — «слезы воображения».

В автобиографии «Другие берега» Владимир Набоков создал невероятно живописный образ матери. Он описал ее как создание «двадцатисемилетнее, в чем-то бело-розовом и мягком», «владеющее моей левой рукой». И отца, и мать писатель называл «нежными анонимами», передавая таким образом обрывочные воспоминания детства.

А вот экзистенциалист Альбер Камю в своем скандальном и даже противоречивом, но, безусловно, гениальном произведении «Посторонний» описал героя, который не притворяется. Повесть начинается со слов: «Сегодня умерла мама». Главный персонаж этого произведения по фамилии Мерсо не плачет на нее похоронах, а после них продолжает жить, как ни в чем не бывало, за что его осуждает общество. Впрочем, для него он и есть посторонний — «он бродит в стороне от других по окраинам жизни», пишет Камю. Относиться к герою и его (кажущейся?) холодности можно, конечно же, по-разному. Но стоит признать, что и он имеет право на существование…

Материнство в музыке и кинематографе

Затронем образы матерей, созданные музыкантами и кинематографистами.

Душа буквально содрогается при прослушивании шедевра Джона Леннона под названием «Mother». Это песня с первого сольного сборника бывшего «битла», который увидел свет в 1970 году.

Любопытна история создания этого произведения: Джон написал его под влиянием психотерапии, которую он проходил у врача Артура Янова. Песня Леннона — попытка выразить детские обиды, тоску по оставившим сына родителям. И попытка эта, надо сказать, удалась гениальному музыканту на славу.

Душераздирающе звучат и песни, посвященные солдатским матерям. Например, творение Михаила Ножкина «Последний бой», написанная во время съемок киноленты «Освобождение». «А я в Россию, домой хочу, / я так давно не видел маму!..» Родина и мать для поэта — одно целое.

Из фильмов, посвященных материнству, хочется назвать ленту «Однажды двадцать лет спустя», снятый Юрием Егоровым в 1980 году. В нем показана судьба Надежды Кругловой, многодетной матери, которую блестяще исполнила Наталья Гундарева. Несмотря на проблемы, свойственные всем семьям, в которых много детей, мать-героиня, для которой материнство стало профессией, остается истинной женщиной — прекрасной, желанной и любимой.

И завершает наш обзор тяжелая и прекрасная лента «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны, в котором выдающаяся американская актриса Фрэнсис Макдорманд исполнила роль матери-мстительницы за смерть своей дочери, желающей во что бы то ни стало восстановить справедливость. Режиссер создал эпохальное произведение, облагораживающее душу, и понятное всем женщинам, которым посчастливилось стать Матерью…


Источники:

  1. Картины Государственного Русского музея. Москва. Советский художник, 1979.
  2. В. Маяковский. Поэмы. Стихотворения. Москва. Издательство «Правда», 1989.
  3. Сергей Есенин. А в сердце светит Русь. ТОО Летопись, 1995.
  4. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. Москва. Художественная литература, 1990.
  5. Л. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Москва. Издательство «Правда», 1987.
  6. Владимир Набоков. Другие берега. Москва. Издательство «Книжная палата», 1989.
  7. Альбер Камю. Посторонний. Москва, издательство «АСТ», 2003.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы