Женщина становится богиней,
когда принимает свою женственность.
Ошо, индийский философ
Как мы понимаем женское начало? Это материнство и жертвенность, сексуальность и чувственность, мягкость и покорность. Классическое понимание женского начала, характерное для первобытных обществ, государств античности и раннего Средневековья, к сожалению, претерпело серьезную трансформацию в Новое и Новейшее Время. С каждым столетием представительницы слабого пола становились все сильнее и увереннее в себе и в то же время теряли свою женственность.
Обратимся к истории и посмотрим, каким женское начало представлялось древним племенам и народам, какие богини считались выражением женственности и любви, и как все это отразилось в искусстве.
Женское начало, называемое в буддизме «инь», традиционно являлось в древней философии Японии и Китая отрицательной, темной стороной бытия. Зато в Индии женская первопричина Вселенной Пракрити считалась действенной и разумной.
Женское начало изображается следующими символами:
— темной «рыбкой» инь из китайского знакового круга, символизирующего вечное противоборство добра и зла, света и тьмы;
— кружком со стрелочкой, направленной вниз, как на знаке планеты Венера, его еще называют «зеркалом Венеры»;
— кругом или овалом;
— красным цветом.
Пятиконечная звезда, все диагонали которой равны, тоже символизирует гармонию, красоту, пропорциональность и женское начало. Написанная без отрыва от бумаги, звезда с пятью концами называется пентаклем и наделяется сильнейшим мистическим значением.
В древности женское начало могли изображать в форме поставленного вертикально миндаля, по-латыни «мандорлы». В эпоху христианства символ превратился в ореол вокруг фигуры Христа.
У славян женское начало, тесно связанное с богиней Макошью, изображалось в форме ромба с вписанным в него косым крестом и точками по углам. Считается, что этот символ изображает засеянное поле и посвящается плодородию земли. Знак Макоши известен из старинных вышивок на одежде девочек и девушек. Священный ромб должен был защитить их от несчастий и одиночества.
Еще один славянский символ женственности — ладинец, амулет богини красоты и весны Лады в форме восьмилучевой звезды с загнутыми концами. Ладинец носили те женщины, которые опасались безбрачия и бесплодия. Кроме того, славяне вышивали женскую одежду и декорировали амулеты и ритуальную посуду орнаментами «дельта Венеры» — треугольником, обращенным вершиной вниз.
Владычица женского начала у большинства древних народов — загадочная ночная жительница Луна — символ изменчивости и бесконечности, цикличности жизни.
Женственность изначально связана с податливостью, эмоциями, интуицией, переменчивостью, а еще женское начало — это левая сторона и нечетные числа, лунный свет, стихии воды и воздуха.
В мифах разных народов рассказывается о богах-творцах, прародителях. В одних регионах и странах это бог-мужчина, в других — женщина, Великая мать. Богиня-мать часто является главным божеством языческой религии, она выполняет четыре функции:
— произведение на свет как богов, так и смертных существ;
— покровительство урожаям и плодородию;
— причастность к тайным знаниям и ритуалам;
— связь с первозданными силами природы, а также — с войнами.
Испанцы зовут Мать-прародительнцу «Великой Матерью» или «Светом из пропасти», жители Центральной Америки — «женщиной-волчицей», мадьяры произносят: «та, что спрятана в лесах».
В сказаниях аккадцев, живших в Междуречье, говорится о женском начале всей жизни, богине Тиамат, олицетворяющей море.
Египтяне, поклоняющиеся множеству богов, называли прародительницей Солнца, а, значит, и жизни, Хатор — богиню танцев и любви. Женское начало в египетских мифах олицетворяет богиня влаги Тефнут.
Древние греки признавали началом всего сущего мать-землю Гею, супругу могущественного Урана, а римляне считали, что олимпийские боги произошли от бога земледелия Сатурна и матери-природы Кибелы.
Древнеиндийские тантры наделяют женщину олицетворением божественной энергии, Шахти. Женскому началу, Йони (слово переводится с санскрита как «лоно», «чрево»), посвящали красивые ритуалы.
Матерью Будды является богиня Махамайя, выбранная высшими силами за свои высокие моральные качества.
У кельтов матерью-прародительницей считалась богиня Дану, которой активно помогал избавиться от свирепых демонов фроморов бог света Луг. В магической и таинственной кельтской мифологии есть женское начало — это Дева озера, называемая еще богиней Эпоной, а также целительница и колдунья фея Моргана.
Воинственные викинги, ставящие храбрость во главу всех качеств человека, считали, что мир зародился в ледяном царстве, а женским началом жизни, как ни странно, была корова Аудумла, вскормившая своим молоком великана Имира.
Женским началом в японской мифологии выступает богиня Идзанами, сошедшая с небес и вместе со своим супругом Идзанаки образовавшая острова, на которых позже расположилась Япония. Главой пантеона синтоистских богов являлась богиня солнца Аматэрасу. Интересно отметить, что в большинстве мировых сказаний солнечной энергией были наделены мужчины-боги, тогда как у японцев — это женщина.
Ведийская религия наделяет мощным женским началом Адити, жену мудреца Кашьяпы и мать двенадцати детей. Адити — символ Мировой Матери и света Вселенной.
У ацтеков и майя мир создал бог Ометеотль, соединивший в себе мужское и женское начала и только позже мир захватили четыре божества, разделивший между собой земные стихии, — три суровых бога-мужчины и богиня рек и болот Чальчиутликуэ.
По верованиям африканских племен, живущих на территории современного Бенина, мир был создан двуликим и двуполым богом Маву-Лиза с помощью змеи Айдо-Хаедо, воплощающей женское начало.
В легенде о священной чаше Грааля легко можно увидеть поклонение женскому началу. Рыцари, готовые на подвиги и жертвы, стремились добыть Чашу Грааля, под которой подразумевались утерянные в эпоху развала Римской империи женственность и гармония. Походы рыцарей подробно описаны в эпосе о короле Артуре и в других более поздних произведениях, посвященных известным средневековым героям: Валерину и Ланселоту, Мелеганту и Мордреду.
Первобытное искусство индивидуально, самобытно и уникально. Одним из его направлений являются женские статуэтки, обнаруженные на территории Европы и названные «палеолитическими Венерами». Женское начало превалирует в этих произведениях древнего искусства, выполненных из кости и бивня, рога или известняка. Во Франции в департаменте Дордоль в одной из пещер был обнаружен барельеф с изображением палеолитической Венеры с рогом изобилия в руке.
Художник, не обращая внимания на прорисовку черт лица, подчеркивал женские достоинства, необходимые для продолжения рода: большую грудь и широкие бедра, объемный живот, округлые ягодицы. Первобытные Венеры, выражающие культ женского начала в обществе, по всей видимости, сопровождали посвященные урожаю и плодородию ритуалы и обряды.
На стоянке Хотылево-2 под Брянском в начале XXI века была найдена очередная палеолитическая Венера — вырезанная из бивня мамонта статуэтка женщины. На Шишкинских скалах в верховьях реки Лены археологи обнаружили интересный рисунок, символизирующий женское начало — миндалевидную фигуру острием вниз.
В отличие от мегалитов, символизирующих мужское начало, дольмены, также расположенные близ морских побережий, являются представлением древних племен о женском начале. Дольмены старше пирамид Египта, они были возведены более десяти тысяч лет назад в местах, где проходили посвященные плодородию ритуалы.
В Японии при планировке знаменитых садов вплоть до Средневековья учитывалась символика мужского и женского начала, выраженная в правильной установке камней.
Талантливые живописцы во все времена обращались к женской красоте и нежности, к женскому обаянию и привлекательности, черпая в них вдохновение.
Археологи обнаружили на месте древнеславянских поселений костяные и бронзовые фигурки женщин в расписанных орнаментом платьях и с поднятыми вверх руками. Считается, что это Верховная Праматерь всех богов, вырезанная мастером.
Египтяне ассоциировали женское начало с профилем прекрасной Клеопатры, стройной девушки с узкими бедрами и плоской грудью. На фресках подчеркивалась миндалевидность глаз, пышность прически, светло-желтый оттенок кожи.
Греческое искусство связывало женский идеал с пропорциями тела: 93 (бедра) — 69 (талия) — 86 (грудь) при росте 164 см. Лица женских статуй наделялись большими глазами при небольшом пухлом ротике и прямом греческом носе.
Перенявшие от греков каноны красоты римляне несколько изменили манеру изготовления статуй, наделяя их индивидуальными чертами. Женское начало у римлян (о чем свидетельствуют дошедшие до нас предметы искусства) ассоциировалось со стройной сильной девушкой с осветленными волосами.
На другом конце света, в Юго-Восточной Азии, женскому началу и красоте придавался оттенок искусственности, создаваемый при помощи косметики. Японцы большое внимание уделяли красоте традиционной женской одежды кимоно.
Уникальная бронзовая фигурка VIII века «Мадонна с младенцем» была найдена археологами в одном из погребений на Северном Кавказе. Исследователи проводят аналогии с другими раннехристианскими предметами искусства, распространенными на огромной территории Европы. С одной стороны, на Лаодикийском Вселенском Соборе в IV веке было запрещено носить амулеты, с другой стороны христианское изображение как бы примиряет язычество с новой религией, признающей единого бога.
Образцом женственности по праву считается героиня картины Боттичелли «Рождение Венеры» — от прекрасной богини так и веет мягким светом и нежными чувствами.
«Вечной женственностью» называют прекрасную Беатриче на картине французского художника XIX века Ари Шеффера. Его полотно посвящено героине «Божественной комедии» Данте.
Сильное и божественное женское начало выразил в середине XVI века Эль Греко на картине «Мария Магдалина». Искусствоведы описывали Марию как носительницу будущих потомков Иисуса Христа и Магдалины.
Говоря о женском начале в искусстве, невозможно обойти великолепную, загадочную «Джоконду» кисти Леонардо да Винчи. «Портрет является событием необычайным, как и сама жизнь», — так писал о Мона Лизе-Джоконде Джорджо Вазари, историк живописи XVI века.
Женское начало разительно меняет свой статус с развитием образованности среди представительниц прекрасного пола. На портрете маркизы Дю Шатле, музы и любовницы Вольтера, изображена очаровательная дама, сидящая за учеными трудами. Маркиза действительно была хорошим математиком и физиком, что не мешало ей оставаться женственной и нежной.
Прекрасная дама, держащая в руках чашу Грааля — символ женственности, изображена на акварели Данте Россетти «Святой Грааль». Картина, написанная в XIX веке, возвращает зрителя к временам утраты женственности, когда античные богини ушли в прошлое, а новый женский идеал еще только зарождался.
Двадцатое столетие принесло огромные преобразования в политику, экономику, моду. Также в это время существенно изменилась роль женщины. Появившийся в XIX веке феминизм нашел свое второе рождение в 1970-х годах, когда социальные перемены привели к пересмотру места женщины в обществе, к повышению ее деловой активности. По всему миру стали устраиваться выставки под лозунгом «Место феминистскому авангарду» и по принципу «изменим традиционную женщину». Женственность уступила место деловой хватке и упорству в достижении цели.
Именно во второй половине прошлого века появляется такое понятие как «унисекс». Под влиянием новых реалий, женщины стали не редким явлением на руководящих постах, заметно «сместив» мужчин. Изменилось и отношение к женщине в семье. Теперь это не только мать, воспитывающая детей и поддерживающая порядок в доме, но и добытчица средства к существованию
Супруга известного психолога Юнга, Эмма Юнг, утверждала, что женское начало присутствует в первую очередь в легендах о Граале, где чаша символизирует женское лоно, фертильность и изобилие. Сам же великий философ и психолог Юнг считал, что женская суть Анима может иметь четыре ярких проявления, каждую в своей стихии:
— женщина-девочка, близкая стихии воды, стремительная и изменчивая, кокетливая и чувствительная. В литературе и искусстве это Ева и богиня Персефона;
— женщина-любовница, выражающая стихию огня, страстная и горячая как пламя, эротичная и романтичная, жертвенная и красивая. Легко представить себе в этой роли прекрасных богинь Венеру и Афродиту, роковую Елену из Трои, а также греческих гетер;
— женщина-мать, стихия земли, в древних религиях и культурах символ плодородия, позже нашла свое воплощение в образе римских матрон и Девы Марии. Характерные качества женщины-матери — хозяйственность, заботливость, духовность, доброта;
— женщина-богиня, стихия воздуха, мудрая и владеющая тайными знаниями. Известна нам по образам богини Афины, а также Софии, матери Надежды, Любови и Веры.
Женское начало первично, именно по этой причине на земле так почитается женщина-мать. Мужское же начало будет тем сильнее, чем ярче проявляется женственность, ее основные качества: нежность и обаятельность, мягкость и уступчивость, умение заботиться об окружающих и сопереживать. Летят столетия и эпохи, одно поколение сменяет другое, но есть в нашей жизни нечто непреходящее, вечное, невероятно глубокое — великая сила женского начала, основа мироздания.