Дионисийские праздники — мистические празднества в честь бога Диониса (Вакха), младшего из олимпийцев, бога вина, производительных сил природы, вдохновения и экстаза. Первоначально в них участвовали только женщины, потом были допущены и мужчины. Обильные возлияния, экстатичные танцы, музыка что доводили участников до состояния эйфории. Позднее, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов. В античной мифологии спутницей Вакха считалась Вакахнка.
Скульптурная серия из двух Вакхов и вакханки проникнута гедонизмом, присущим известным мифологическим персонажам древнегреческого пантеона. Кроме того, в трансформированных авторской фантазией образах ощутим лиризм и даже — мягкий юмор. Оба Вакха, стоящий и сидящий настолько исполнены преизобильных природных сил, что буквально физически излучают полное благополучие — тучной плотью своих обнаженных тел, свидетельствующих тягу к возлияниям и обжорству, томными ленивыми позами, улыбчивыми благостными лицами. Непременные атрибуты Вакха — виноградная лоза, сосуд вина есть у каждого из них. Стоящая фигура дополнена гирляндами, венками, изображением круторогого барашка, другими аллегориями. Вакханка решена более традиционно, в ее образе нет того привкуса иронического гротеска, что отличает Вакхов. Однако и в ее пышных формах живет не исступленное опьянение, оргистическое безумие и эйфория, а умиротворяющая нега, спокойствие природной силы, способной к вечному обновлению и плодоношению. Такой жизнеутверждающий подход сближает скульптуру «Дионисийских праздников» с барочной концепцией сюжетов вакханалий, столь любимых эпохой.
Пред Вакхом буйствуют менады,
Прославляя танцами вино.
Смуглый чашник льет волну отравы,
Всем, в чьем кубке сухо дно.
Ф.Шиллер
Трудно в это поверить, но были времена, когда греки еще не познали вкус винограда и чудесного напитка, приготовленного из него. Виноград «завоевал» Грецию после Финикии и Египта. Греки, с восторгом принявшие виноградарство, отдали его под покровительство бога Диониса.
Прекрасный, обнаженный, всегда веселый, Дионис особенно почитался римлянами под именем Вакха. Юный бог традиционно украшался виноградными лозами и был окружен козлоногими сатирами и страстными вакханками. На праздничных процессиях во главе с Дионисом воспевались молоко и мед, виноград и сама плодоносная матушка-Земля.
В демократических Афинах, где виноградарство стало основным сельскохозяйственным занятием, культ Диониса буквально превратился в государственную религию. Произошло это во времена правления Писистрата (VI в. до н.э.). В Риме, куда культ Диониса проник в первых веках до нашей эры, Дионис-Вакх слился с местным божеством Либером («Освободителем»).
О мифах, связанных с именем Диониса, нам известно из гимнов Гомера, драмы Софокла «Младенец Дионис» и трагедии Еврипида «Вакханки». Изображения самого Диониса, вакханок и сатиров встречаются на античных вазах, чернолаковых амфорах, в которых перевозилось греческое вино. В Помпеях на так называемой Загородной вилле нашли фрески со сценами вакханалий.
Праздники Диониса почитались в Греции наравне с Олимпийскими, Дельфийскими и Пифийскими играми, но проводились чаще — 4 раза в год.
Миф, связанный с рождением Диониса, рассказывает о любви Зевса к земной женщине Семеле, дочери правящего Фивами царя Кадма. Гера из ревности погубила Семелу, и новорожденный Дионис по велению Зевса был воспитан нимфами Нисейских лугов.
Женское воспитание наложило отпечаток на юного Диониса, не проявлявшего интереса к спортивным упражнениям и участию в военных сражениях. От матери Семелы, которая во фригийских мифах зовется богиней земли, Дионис перенял любовь к растениям и животным.
Однажды, гуляя по зеленым лугам, Дионис попробовал на вкус ягоды дикорастущего винограда, пришел от них в восторг и выжал сок из спелых гроздей. Так появилось на свет греческое вино, производить которое Дионис научил и людей, угостив царя Икария новым напитком.
Первыми вино попробовали пастухи: разлив предложенный им царем Икарием напиток по глиняным кружкам, молодые парни по достоинству оценили его вкус. Куда только исчезла усталость! Как заблестели их глаза! Возбужденные непривычным напитком, пастухи устроили драку и убили Икария. Так впервые греки познакомились с виноградным вином.
Впоследствии, помня о трагических событиях, эллины непременно разбавляли вино водой, превращая его из возбуждающего в тонизирующий приятный напиток, полезный для здоровья и обладающий нежным легким вкусом.
Мстительная Гера не могла простить Зевсу его связи с Семелой и сделала Диониса безумным. К счастью, сестра Семелы, владычица гор и лесов Кибела, вернула юноше разум и укрепила его любовь к земным плодам.
Дионис отправился скитаться по разным землям. Во Фракии Дионис научил местных жителей основам виноградарства, за что удостоился божественных почестей. В сопровождении сатиров и диких прирученных им зверей, Дионис посетил Индию, о которой греки узнали после походов Александра Македонского.
Около острова Наксос на Диониса напали разбойники, но внезапно цепкие лозы обвили паруса, и пираты от страха бросились в море, превратившись по воле божьей в дельфинов. Продолживший путь Дионис женился на Ариадне и вернулся в Элладу. Повсюду юный бог учил виноградарству местное население и совершал чудеса, принимая образы козла или быка.
Вернувшись после долгих путешествий, Дионис занял свое почетное место среди богов Олимпа; его мать Семела также утвердилась на Олимпе под именем Фиона.
Прекрасный бог назывался в мифах разными именами:
— в Афинах его прозвали Лиэй (Освободитель);
— во Фракии — Дендрей (Древесный);
— в Лидии — Бассарей (по названию его одежды из шкур — бассара);
— в Северной Греции — Эвий (Плющ);
— повсюду звали Сикитом (Фиговым) — по названию плодоносящей смоковницы;
— Дифирамбом (Двувратным);
— с Сикионе — Хиропсалом («Поглаживающим женские прелести»);
— по аналогии с отправляемыми культами — Бромием (Шумным) и Никтилом (Ночным).
Откуда же появилось известное всем любителям вина имя Вакх? Празднества Дионисия в Греции сопровождались выкриками: «Иакх! Эвоэ!». Римляне, слегка переделав греческую речь, назвали почитаемого бога Вакхом или Бахусом.
Празднества Диониса воспеваются в древнегреческих гимнах, ярких, темпераментных и гармонирующих с буйной природой. Сюжеты праздников изображены на каменных плитах — это отрывки из театрализованных маскарадных шествий, получивших позднее название «карнавал».
Четыре раза в год в Греции отмечались праздники Диониса:
— в декабре (посидеоне) после окончания сбора винограда к алтарям Диониса несли жертвенных козлов;
— в январе (гамелионе) в древних святилищах Диониса устраивались торжественные шествия;
— в конце февраля — начале марта (греческом месяце антестерионе) в городах устраивались ритуальные винопития, посвященные пробе нового вина;
— в марте — апреле (элафебоне) отмечались Великие, или городские, Дионисии, с пышными театральными представлениями.
Празднества сопровождались традиционными возлияниями: несколько капель любимых напитков Диониса, вина и меда, выплескивались на землю с магическими целями. Шумные ритуальные представления шли в разрез с классической греческой культурой, со строгими античными статуями и храмами, сдержанными изображениями человеческого тела.
Менады (вакханки, бессариды), сопровождавшие Диониса, изображались в шкурах лесного оленя с поясами из змей, с жезлами (тирсами) в руках, пьющими кровь диких зверей. Сатиры — античные демоны плодородия, ставшие верной свитой Диониса, были похотливы и влюбчивы, нахальны и задиристы, и, конечно, больше всего на свете любили вино.
Празднества Диониса — это иной мир, мир вошедших в греческую культуру варварских элементов, мир неразбавленного вина и свободного веселья. Вокруг Диониса — «безумствующие» менады, амазонки, скифы, с которыми сражались прославленные греческие герои. Такая трактовка мифов говорит о небывалом расцвете греческой культуры, о расширении ее границ, о появлении новых форм.
Одной из таких форм стал рожденный в дни Дионисийских празднеств греческий театр. Слово «трагедия» имеет «говорящий» перевод: «песнь козлов», изначально так назывались песнопения, сопровождающие праздники Дионисия. Сатиры натягивали на себя козлиные шкуры, крепили на голове рога, на ногах копыта — и веселье начиналось!
Статую Диониса в лодке на колесах привозили в город, и совершался ритуальный брак бога с женой архонта. В последний день великих празднеств закрывались храмы олимпийских богов, все жители жевали листья терновника для защиты от врагов.
Веселые хороводы менад и сатиров, сопровождавших празднества, воспевали почитаемое божество — винодела Диониса, рассказывали о его насыщенной событиями судьбе. Во время вакханалий участники карнавала переодевались, надевали маски, что легло в основу новой формы искусства — театра.
Шествия дополнялись особыми песнями, восхваляющими Диониса, — дифирамбами; позднее они вошли в театральные постановки, в них воспевались греческие боги и герои. Театр придал греческим мифам новую жизнь, он соединил древние предания эллинов с богами Олимпа, с реальной жизнью Эллады.
Миф о Дионисе, мало популярный у аристократов, нашел широкое распространение у простого народа и стал со временем одним из самых почитаемых мифов об олимпийских богах. Праздники Дионисия воплощали единение с природой, соединение с силами земли, добром и злом, красотой и обыденностью.
В IV в. до н.э. знаменитый греческий скульптор Пракситель создал статую Вакха, известную сегодня во всем мире. В другой работе скульптор изобразил Гермеса, играющего с маленьким Дионисом. Еще один великий скульптор Эллады, Скопас, создал пляшущую вакханку, исполненную восторгом от участия в оргиях. Такое внимание к образу бога виноделия и его свите говорит о почитании Диониса в Греции.
Мастера живописи не могли пройти мимо таких ярких персонажей греческих мифов как Дионис, сатиры и вакханки.
Микеланджело Караваджо создал картину «Вакх» в конце XVI века, изобразив Диониса (Вакха) несколько женоподобным, в венке из виноградных лоз с бокалом в руках.
Джон Кольер на полотне «Жрица Бахуса» (начало XX века) показал молодую вакханку в шкуре леопарда, с традиционным жезлом в руках.
Сидящим на бочке, тучным и расплывшимся увидел Вакха Рубенс, написавший одноименную картину в 1638 году.
Примерно в это же время довольного жизнью Диониса-Вакха изобразил голландский живописец Иоахим Юттеваль.
Дионис в искусстве эпохи Возрождения и Нового времени — всегда выпивающий добродушный бог в венке и с полной чашей в руке. Таким любимый во все времена бог виноделия представляется и сегодня, спустя две с половиной тысячи лет после появления мифов о его празднествах.