Дионисийские Праздники

img_0009_2img_0033img_0036img_0054img_0166_2

Скульптура Дионисийские Праздники

Характеристики:

  • Материал: гипс
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 50 см. ширина 20 см. глубина 20 см.

Статус: На заказ

от 160 000 ₽


Историческая справка

Пред Вакхом буйствуют менады,

Прославляя танцами вино.

Смуглый чашник льет волну отравы,

Всем, в чьем кубке сухо дно.

Ф.Шиллер

Трудно в это поверить, но были времена, когда греки еще не познали вкус винограда и чудесного напитка, приготовленного из него. Виноград «завоевал» Грецию после Финикии и Египта. Греки, с восторгом принявшие виноградарство, отдали его под покровительство бога Диониса.

Прекрасный, обнаженный, всегда веселый, Дионис особенно почитался римлянами под именем Вакха. Юный бог традиционно украшался виноградными лозами и был окружен козлоногими сатирами и страстными вакханками. На праздничных процессиях во главе с Дионисом воспевались молоко и мед, виноград и сама плодоносная матушка-Земля.

В демократических Афинах, где виноградарство стало основным сельскохозяйственным занятием, культ Диониса буквально превратился в государственную религию. Произошло это во времена правления Писистрата (VI в. до н.э.). В Риме, куда культ Диониса проник в первых веках до нашей эры, Дионис-Вакх слился с местным божеством Либером («Освободителем»).

О мифах, связанных с именем Диониса, нам известно из гимнов Гомера, драмы Софокла «Младенец Дионис» и трагедии Еврипида «Вакханки». Изображения самого Диониса, вакханок и сатиров встречаются на античных вазах, чернолаковых амфорах, в которых перевозилось греческое вино. В Помпеях на так называемой Загородной вилле нашли фрески со сценами вакханалий.

Праздники Диониса почитались в Греции наравне с Олимпийскими, Дельфийскими и Пифийскими играми, но проводились чаще — 4 раза в год.

Миф о Дионисе

Миф, связанный с рождением Диониса, рассказывает о любви Зевса к земной женщине Семеле, дочери правящего Фивами царя Кадма. Гера из ревности погубила Семелу, и новорожденный Дионис по велению Зевса был воспитан нимфами Нисейских лугов.

Женское воспитание наложило отпечаток на юного Диониса, не проявлявшего интереса к спортивным упражнениям и участию в военных сражениях. От матери Семелы, которая во фригийских мифах зовется богиней земли, Дионис перенял любовь к растениям и животным.

Однажды, гуляя по зеленым лугам, Дионис попробовал на вкус ягоды дикорастущего винограда, пришел от них в восторг и выжал сок из спелых гроздей. Так появилось на свет греческое вино, производить которое Дионис научил и людей, угостив царя Икария новым напитком.

Первыми вино попробовали пастухи: разлив предложенный им царем Икарием напиток по глиняным кружкам, молодые парни по достоинству оценили его вкус. Куда только исчезла усталость! Как заблестели их глаза! Возбужденные непривычным напитком, пастухи устроили драку и убили Икария. Так впервые греки познакомились с виноградным вином.

Впоследствии, помня о трагических событиях, эллины непременно разбавляли вино водой, превращая его из возбуждающего в тонизирующий приятный напиток, полезный для здоровья и обладающий нежным легким вкусом.

Путешествия Диониса

Мстительная Гера не могла простить Зевсу его связи с Семелой и сделала Диониса безумным. К счастью, сестра Семелы, владычица гор и лесов Кибела, вернула юноше разум и укрепила его любовь к земным плодам.

Дионис отправился скитаться по разным землям. Во Фракии Дионис научил местных жителей основам виноградарства, за что удостоился божественных почестей. В сопровождении сатиров и диких прирученных им зверей, Дионис посетил Индию, о которой греки узнали после походов Александра Македонского.

Около острова Наксос на Диониса напали разбойники, но внезапно цепкие лозы обвили паруса, и пираты от страха бросились в море, превратившись по воле божьей в дельфинов. Продолживший путь Дионис женился на Ариадне и вернулся в Элладу. Повсюду юный бог учил виноградарству местное население и совершал чудеса, принимая образы козла или быка.

Вернувшись после долгих путешествий, Дионис занял свое почетное место среди богов Олимпа; его мать Семела также утвердилась на Олимпе под именем Фиона.

Имена Диониса

Прекрасный бог назывался в мифах разными именами:

— в Афинах его прозвали Лиэй (Освободитель);

— во Фракии — Дендрей (Древесный);

— в Лидии — Бассарей (по названию его одежды из шкур — бассара);

— в Северной Греции — Эвий (Плющ);

— повсюду звали Сикитом (Фиговым) — по названию плодоносящей смоковницы;

— Дифирамбом (Двувратным);

— с Сикионе — Хиропсалом («Поглаживающим женские прелести»);

— по аналогии с отправляемыми культами — Бромием (Шумным) и Никтилом (Ночным).

Откуда же появилось известное всем любителям вина имя Вакх? Празднества Дионисия в Греции сопровождались выкриками: «Иакх! Эвоэ!». Римляне, слегка переделав греческую речь, назвали почитаемого бога Вакхом или Бахусом.

Празднества Диониса

Празднества Диониса воспеваются в древнегреческих гимнах, ярких, темпераментных и гармонирующих с буйной природой. Сюжеты праздников изображены на каменных плитах — это отрывки из театрализованных маскарадных шествий, получивших позднее название «карнавал».

Четыре раза в год в Греции отмечались праздники Диониса:

— в декабре (посидеоне) после окончания сбора винограда к алтарям Диониса несли жертвенных козлов;

— в январе (гамелионе) в древних святилищах Диониса устраивались торжественные шествия;

— в конце февраля — начале марта (греческом месяце антестерионе) в городах устраивались ритуальные винопития, посвященные пробе нового вина;

— в марте — апреле (элафебоне) отмечались Великие, или городские, Дионисии, с пышными театральными представлениями.

Празднества сопровождались традиционными возлияниями: несколько капель любимых напитков Диониса, вина и меда, выплескивались на землю с магическими целями. Шумные ритуальные представления шли в разрез с классической греческой культурой, со строгими античными статуями и храмами, сдержанными изображениями человеческого тела.

Менады (вакханки, бессариды), сопровождавшие Диониса, изображались в шкурах лесного оленя с поясами из змей, с жезлами (тирсами) в руках, пьющими кровь диких зверей. Сатиры — античные демоны плодородия, ставшие верной свитой Диониса, были похотливы и влюбчивы, нахальны и задиристы, и, конечно, больше всего на свете любили вино.

Празднества Диониса — это иной мир, мир вошедших в греческую культуру варварских элементов, мир неразбавленного вина и свободного веселья. Вокруг Диониса — «безумствующие» менады, амазонки, скифы, с которыми сражались прославленные греческие герои. Такая трактовка мифов говорит о небывалом расцвете греческой культуры, о расширении ее границ, о появлении новых форм.

Рождение греческого театра

Одной из таких форм стал рожденный в дни Дионисийских празднеств греческий театр. Слово «трагедия» имеет «говорящий» перевод: «песнь козлов», изначально так назывались песнопения, сопровождающие праздники Дионисия. Сатиры натягивали на себя козлиные шкуры, крепили на голове рога, на ногах копыта — и веселье начиналось!

Статую Диониса в лодке на колесах привозили в город, и совершался ритуальный брак бога с женой архонта. В последний день великих празднеств закрывались храмы олимпийских богов, все жители жевали листья терновника для защиты от врагов.

Веселые хороводы менад и сатиров, сопровождавших празднества, воспевали почитаемое божество — винодела Диониса, рассказывали о его насыщенной событиями судьбе. Во время вакханалий участники карнавала переодевались, надевали маски, что легло в основу новой формы искусства — театра.

Шествия дополнялись особыми песнями, восхваляющими Диониса, — дифирамбами; позднее они вошли в театральные постановки, в них воспевались греческие боги и герои. Театр придал греческим мифам новую жизнь, он соединил древние предания эллинов с богами Олимпа, с реальной жизнью Эллады.

Миф о Дионисе, мало популярный у аристократов, нашел широкое распространение у простого народа и стал со временем одним из самых почитаемых мифов об олимпийских богах. Праздники Дионисия воплощали единение с природой, соединение с силами земли, добром и злом, красотой и обыденностью.

Дионис в искусстве

В IV в. до н.э. знаменитый греческий скульптор Пракситель создал статую Вакха, известную сегодня во всем мире. В другой работе скульптор изобразил Гермеса, играющего с маленьким Дионисом. Еще один великий скульптор Эллады, Скопас, создал пляшущую вакханку, исполненную восторгом от участия в оргиях. Такое внимание к образу бога виноделия и его свите говорит о почитании Диониса в Греции.

Мастера живописи не могли пройти мимо таких ярких персонажей греческих мифов как Дионис, сатиры и вакханки.

Микеланджело Караваджо создал картину «Вакх» в конце XVI века, изобразив Диониса (Вакха) несколько женоподобным, в венке из виноградных лоз с бокалом в руках.

Джон Кольер на полотне «Жрица Бахуса» (начало XX века) показал молодую вакханку в шкуре леопарда, с традиционным жезлом в руках.

Сидящим на бочке, тучным и расплывшимся увидел Вакха Рубенс, написавший одноименную картину в 1638 году.

Примерно в это же время довольного жизнью Диониса-Вакха изобразил голландский живописец Иоахим Юттеваль.

Дионис в искусстве эпохи Возрождения и Нового времени — всегда выпивающий добродушный бог в венке и с полной чашей в руке. Таким любимый во все времена бог виноделия представляется и сегодня, спустя две с половиной тысячи лет после появления мифов о его празднествах.


От автора

Скульптурная серия из двух Вакхов и вакханки проникнута гедонизмом, присущим известным мифологическим персонажам древнегреческого пантеона. Кроме того, в трансформированных авторской фантазией образах ощутим лиризм и даже — мягкий юмор. Оба Вакха, стоящий и сидящий настолько исполнены преизобильных природных сил, что буквально физически излучают полное благополучие — тучной плотью своих обнаженных тел, свидетельствующих тягу к возлияниям и обжорству, томными ленивыми позами, улыбчивыми благостными лицами. Непременные атрибуты Вакха — виноградная лоза, сосуд вина есть у каждого из них. Стоящая фигура дополнена гирляндами, венками, изображением круторогого барашка, другими аллегориями. Вакханка решена более традиционно, в ее образе нет того привкуса иронического гротеска, что отличает Вакхов. Однако и в ее пышных формах живет не исступленное опьянение, оргистическое безумие и эйфория, а умиротворяющая нега, спокойствие природной силы, способной к вечному обновлению и плодоношению. Такой жизнеутверждающий подход сближает скульптуру «Дионисийских праздников» с барочной концепцией сюжетов вакханалий, столь любимых эпохой.

Краткие сведения об изображенном

ДИОНИСИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ — мистические празднества в честь бога Диониса (Вакха), младшего из олимпийцев, бога вина, производительных сил природы, вдохновения и экстаза. Первоначально в них участвовали только женщины, потом были допущены и мужчины. Обильные возлияния, экстатичные танцы, музыка что доводили участников до состояния эйфории. Позднее, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов. В античной мифологии спутницей Вакха считалась Вакахнка.


Источники:

  1. Беккер К. Мифы Древнего мира. Саратов, «Надежда», 1995.
  2. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  3. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М. Просвещение, 1955.
  4. Мифология. Ч.1. Саратов, СГУ, 1995.
  5. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., Просвещение, 1992.
  6. Словарь всемирной мифологии. Н. Новгород, 1997.
Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора