Протопоп Аввакум (1620−1682) — русский священник, духовный писатель, в старообрядчестве почитаемый как священномученик. Будучи противником церковной реформы патриарха Никона, был сослан в Сибирь, где разделил тяжести ссылки с женой Анастасией. Именно она поддержала Аввакума в его борьбе за веру отцов, благословив проповедовать и придерживаться своей веры. Они оба понимали и предвидели, что этот путь приведет к смертельным опасностям и трудностям, но осознанно приняли общее решение следовать вере до конца.
"…если Бог изволит, живем вместе, а когда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай!
Силен Христос и нас не покинет!".
Аввакум. Житие (слова Анастасии).
Аввакум вошел в мировую историю как глава раскола русской православной церкви и основатель движения старообрядцев, но известен также как плодотворный духовный писатель. В главном труде «Житие» содержится богатая информация о его жизни, книга во многом автобиографическая.
Супруга Аввакума Анастасия всю его нелегкую жизнь по мере сил поддерживала мужа и воспитывала детей в истинной вере в ее старых, привычных верующим русским людям, традициях. С образами жен декабристов сравнивают Анастасию историки, и приходят к печальному выводу: на ее долю выпало гораздо больше лишений и мучений.
Аввакум и Анастасия — пример доброй православной семьи, в которой супруга всегда следует за своим мужем и остается ему верной и душой, и телом. Аввакум признавался, что всю жизнь Анастасия была ему надежной опорой, ни одного важного решения священник не принял без ее одобрения.
Аввакум родился в 1620 году в волжском селе Григорове под Нижним Новгородом в семье священника Петра Кондратьевича, имевшего приход в местной Борисоглебской церкви. Мать Аввакума, Мария, строго соблюдала церковные правила и учила тому же своих четверых сыновей.
После ранней смерти отца Аввакум был рукоположен в диаконы, затем, в 1644 году, стал, как его отец и дед, приходским священником в селе Лопатицы. Аввакуму было семнадцать лет, когда его женили на бедной девушке-сироте односельчанке Анастасии Марковне. Пара прожила бок о бок долгие годы, деля и радости, и печали, причем последних, надо отметить, было гораздо больше.
В благочестивой религиозной семье родилось 8 детей, пять сыновей (один умер в младенчестве) и три дочери.
Общаясь с прихожанами церкви села Лопатицы, Аввакум часто безжалостно критиковал их за любые отступления от строгих церковных правил. Доставалось от Аввакума и другим священникам: он неистово ругал их за отход от религиозных догм и нравственных устоев. Ревностное отношение к православию пришлось по душе известной своей жестокостью боярыне Морозовой, но большинство русской знати Аввакума не любило.
На строгого священника жаловались, и в село неоднократно приезжал воевода Шереметев со своей свитой, чтобы урезонить непокорного церковника. Так началась бунтарская жизнь потомственного нижегородского священника, позже продолжившаяся в городке Юрьев-Повольский к северу от Москвы.
После переезда в Москву в 1652 году с женой и маленьким сыном Иваном Аввакум был лично представлен ко двору и в первое время за свою ученость пользовался уважением царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого.
В это же время в Москве начинает свою реформаторскую деятельность патриарх Никон, желая привести русские православные рукописи в соответствие с греческими книгами. Аввакум яро восстал против этого, считая, что греческие манускрипты давно имеют искаженный вид из-за многочисленных переписок.
И снова Аввакум проявил свой тяжелый характер, отправив Алексею Михайловичу гневное письмо с критикой реформ Никона. В результате недолгих разбирательств Аввакум угодил в ссылку в Тобольск (Никон предлагал лишить его сана, но царь, известный своей демократичностью, смягчил приговор).
Всего несколько месяцев провел Аввакум вместе с семьей в Тобольске: скоро пришел царский указ, согласно которому священник должен отправляться в дальний путь вместе с воеводой Афанасием Пашковым. Целью похода было объявлено освоение новых для России земель на территории Забайкальского края под общим названием Даурия.
Во время сложнейшего путешествия Аввакум регулярно спорил с Пашковым, иногда справедливо, а часто делая ему совершенно неуместные замечания с критикой организации экспедиции. Однажды разгневанный воевода велел утопить Аввакума, но пожалел его из-за жены и детей.
Трудности сибирской экспедиции с Аввакумом разделила его любимая супруга Анастасия. Стойко перенося все лишения, женщина похоронила двух сыновей, умерших от голода и холода, и едва сумела спасти еще одного. В «Житие» Аввакум подробно описал, как на маленькой повозке едва помещались дети, а он сам и Анастасия шли пешком по льду, скользя и падая.
Когда Аввакум обратился к Анастасии с просьбой оставить его и вернуться к спокойной жизни в Москве, супруга страстно воспротивилась, заявив, что место жены — рядом с главой семьи.
В 1663 году Аввакум вместе с семьей обосновался в Москве, где царь Алексей Михайлович устроил протопопа при дворе духовным наставником.
Приглядевшись к происходящим в столице религиозным событиям, Аввакум понял, что реформы Никона уже действуют и признаны лично царем и его окружением. Протопоп позволил себе резко критиковать новые церковные догмы и призвал всех вернуться к дореформенным правилам. В «Житие» приведен диалог Аввакума с Анастасией, когда на вопрос протопопа, как ему правильно поступать в «еретический век», супруга ответила: «Проповедай слово по-прежнему, а о нас не тужи! Ступай в церковь, Петрович, борись с ересью!».
Алексей Михайлович приказал сослать Аввакума в Мезень, городок на Русском Севере, но мятежный священник не успокоился, а продолжил поддерживать старообрядцев, став их идейным вождем. В 1666 году на Церковном Соборе Аввакума лишили сана и на год заточили в Пафнутьевском монастыре.
Семья священника осталась в Мезени, впервые в жизни Аввакум был разлучен со своей верной спутницей Анастасией. В 1667 году Аввакум и его ближайшие последователи-староверы были высланы в поселок Пустозерск за Полярным кругом.
Живя в ужасных условиях в глубокой, перекрытой бревнами землянке на берегу Печоры, Аввакум продолжал отправлять гневные послания о необходимости возврата старой веры. Одновременно он создавал посвященные старой вере труды и в том числе книгу «Житие протопопа Аввакума». Так продолжалось долгие пятнадцать лет.
14 апреля 1682 года по указу нового русского царя Федора Михайловича Аввакум был сожжен вместе со своими товарищами по ссылке: священником Лазарем, диаконом Федором и иноком Епифанием. Охваченный пламенем, Аввакум, по описанию очевидцев, поднял высоко руку и осенил себя крестом двумя перстами, а не тремя, как предписывали реформы Никона.
В годы ссылки в Пустозерске Аввакум написал духовное сочинение «Житие», на страницах которого осветил острые моменты своей жизни, много внимания уделяя вопросам старой и новой веры. Лучшие слова его обращены к своей возлюбленной супруге, которую он описывает скромной и терпеливой в обычной жизни и сильной и мужественной в самые трудные ее моменты.
«Житие» Аввакума быстро распространялось по городам и селам России и стало настольной книгой всех старообрядцев. В 1917 году на основе изложенных в «Житии» событий Освященный собор принял решение о канонизации святого великомученика Аввакума.
Сюжеты из жизни Аввакума стали частью старообрядческой иконописи в его память. Протопоп традиционно изображался в момент сожжения или в момент благословения русского народа двумя перстами.
Тяжелые скитания Аввакума с семьей легли в основу сюжета картины русского художника Сергея Милорадовича «Путешествие Аввакума по Сибири», написанной в 1898 году, еще до канонизации протопопа.
В 1939 году русский эмигрант Андрей Несмелов на основе «Жития» создал посвященную Анастасии поэму «Протопопица». В произведении особо подчеркнут стойкий и мужественный характер верной спутницы Аввакума.
В 1991 году на средства староверов на родине Аввакума был открыт памятник. Протопоп изображен в полный рост, с поднятыми двумя перстами и со старой русской церковной рукописью в руке. На месте сожжения Аввакума поморскими старообрядцами поставлена часовня в память пустозерских мучеников.