Отрочица


Скульптура Отрочица

  • Материал: гипс
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 60 см. ширина 32 см. глубина 28 см.

Краткие сведения о памятнике

Отрочица — отроковица, девочка в отроческом возрасте. На Руси детей до трех лет называли младенцами, с трех до семи — дитятей, от 7 до 15 — отроками и отрочицами или отроковицами.

Голова девочки выполнена в спокойной, классической манере. Недетская серьезность исключает всякую сентиментальную составляющую образа. Плотно моделированное лицо, выпуклый лоб, целеустремленный взгляд, глухой ворот одежды, сама посадка головы — прямая и строгая, способствуют сложению самодостаточного образа, внутренне сложного, эмоционально устойчивого. Единственно отклонение от симметрии — в прическе с заведенной за ухо прядью волос справа, лишь слегка смягчает облик. В этой нарочитой небрежности скорее читается рационализм натуры, умеющей ставить задачи и добиваться цели, нежели легкомыслие и детская непоседливость. Внимательная проработка, почти графичная в очертаниях деталей соединяется с чистотой поверхности форм лица, оставляющей впечатление легкого дыхания, света юности. Столь торжественно-представительный образ трудно определить поверхностным, нейтральным понятием «девочка». Тогда как «отроковица», или «отрочица» — слова, в которых слышны отголоски культурной истории, серьезной этической проблематики, действительно, вполне соответствуют персонажу, открывающему за своей несомненной портретностью свободные для осмысления горизонты собирательного типажа.


Отроковица

Я отроком покинул отчий дом
А.С.Пушкин

XX век принес с собой огромное количество иностранных заимствований в русский язык. Связано это, прежде всего, с развитием электронных технологий и всеобщей компьютеризацией. Как приятно в такое время слышать старинные славянские слова, почти ушедшие из нашего обихода, и отроковица — одно из них. До наших дней дошло слово «отрочество», а «отрок» и «отроковица» перешли в ранг редко употребляемых устаревших терминов.

Отроки и отроковицы — это, по сути, подростки Древней Руси. Примерно с 7−8-ми лет подросших малышей именовали именно так, считая их уже почти полноправными членами общины. «Ты отроком покинул отчий дом, теперь ты — юноша», — писал Александр Пушкин, а Николай Некрасов вспоминал: «Я отроком гулял по волжским берегам».

Существует и другое значение слова «отрок» в русском языке — так называли младших членов дружины, мальчиков-подростков, состоявших на службе. «Отборных гридней и отроков рой властителю служит уставно», — писал Алексей Толстой в «Песне о Гарольде и Ярославне». Николай Карамзин в «Марфе-Посаднице» описывает юных отроков, смело встававших на место убитых русских воинов (речь идет о борьбе Ивана Грозного против Новгорода).

Какой след оставили отроки и отроковицы в истории русского и мирового искусства? Попробуем разобраться, совершив виртуальное путешествие по историческим эпохам и музейным коллекциям.

Коры и куросы античности

Как известно, в Греции все есть, есть там и свои «отроки» и «отрочицы».

Коры и куросы — античные статуи, изображающие юных атлетов и молоденьких девушек, применяя славянские термины, можно сказать, отроков и отрочиц. Само греческое слово «койрос» и означает «юноша». Гомер в поэмах использует термин «койрос», обозначая молодых воинов, а позже в греческом языке этим словом стали называть безбородых подростков, не детей, но и не мужчин.

Куросы и коры ваялись древнегреческими скульпторами в период архаики, в VII — VI веках до новой эры. Первые куросы вырезались из дерева и до нас не дошли, но позже мастера стали работать с мрамором.

Скульптуры юных греков считались священными и устанавливались на гробницах и в святилищах. Ни коры, ни куросы никогда не были статуями богов или богинь, только простых смертных. Отличительной чертой этих изваяний была так называемая архаическая улыбка на гордо поднятой голове. Юноши обязательно изображались без одежд, редко с одним поясом, девушки — в традиционных хитонах или пеплосах.

Самые известные коры:

  • кора в пеплосе;
  • дама из Осара;
  • кора с гранатом;
  • кора с миндалевидными глазами.

Большинство кор найдено в афинском акрополе и в крупных городах-полисах, где они украшали храмы.

Самые известные куросы:

  • курос Священных ворот;
  • курос из храма Аполлона в Беотии;
  • курос из Фаросского Асклепиона;
  • киланский курос.

Позже, в эпоху греческой классики, скульптор Критий изваял «Юношу» уже с позиций реалистичного взгляда на искусство, хотя и с некоторым сохранением схематичности, присущей корам и куросам.

Отроки и античные статуи

Среди большого числа античных скульптурных шедевров насчитывается несколько статуй с изображением отроков, или мальчиков-юношей.

Юноша Крита в стиле ранней классики изваян из мрамора в середине V века до новой эры. К отрокам, несомненно, можно отнести и римскую статую III века до новой эры «Молящийся мальчик» неизвестного художника с острова Родос.

Через три столетия уже в Риме на свет появился бронзовый «Мальчик, вытаскивающий занозу» скульптора Спинарио. Еще один древнеримский мастер создал статую двух юношей-отроков на основе древнегреческих статуй. Долгое время велись споры, кто изображен в скульптурной композиции, сегодня статуя носит названия двух близнецов-Диоскуров «Кастор и Поллукс».

Еще один отлитый из бронзы прекрасный отрок датируется I веком до новой эры. Специалисты до сих пор гадают, кого изваял скульптор: раба-вольноотпущенника, факелоносца или античного бога.

Древняя Русь

Летописи сообщают, что отроки в дружине киевского князя исполняли обязанности помощников по хозяйству: они прислуживали за столом, содержали в чистоте одежду и оружие старших товарищей. Кем были эти мальчики? Сыновьями бояр и дружинников, феодальной знати, с детства приучаемых к сугубо мужским занятиям. Со временем, проявив свои таланты и способности, а также усердие, отроки могли перейти в ранг гриди и бояр — так именовались старшие члены дружины.

Отроки, в свою очередь, делились на пасынков и детских, именно из них и состояла младшая часть дружины, не участвовавшая в вече и других важных собраниях русичей. Слово «отрок» дословно и означает — «лишенный права решать судьбу». Пасынками могли быть даже холопы, детскими — исключительно свободные люди.

В одной из летописей X века рассказывается, что боярина Яна Вышатича в его походе на Белоозеро сопровождали двенадцать отроков. В следующем столетии, согласно летописям, отроки занимались еще и сбором дани для своих господ.

Возможно, одного из отроков изобразил на своей картине «Отдых великого князя Мономаха после охоты» Виктор Васнецов (середина XIX века). На переднем плане одетый в белую с вышивкой рубаху мальчик наливает вино в рог, который держит князь.

Отроковицы и отроки в произведениях русских писателей

Цитаты из произведений русских писателей XIX века позволяют лучше представить себе образ девушки-подростка, отроковицы, и юного мальчика, и понять место, какое они занимали в обществе.

Павел Мельников-Печерский в романе «На горах» писал: «Марко Данилыч надарил имениннице разных подарков, и, называя ее уже отроковицей, веселился, глядя на дочку и наблюдая за расцветанием ее красоты».

Александр Островский, перечисляя всех, кто явился к царю рассказать ему о Снегурочке, упомянул и отроков: «Бояре, боярыни, гусляры слепые, скоморохи, отроки, бирючи, берендеи всякого звания, обоего пола».

«А я видел, когда плыл, что надо мною Груша летела, и была она как отроковица

примерно в шестнадцать лет, и у нее крылья уже огромные, светлые", — такой увидел юную девушку герой «Очарованного странника» Николая Лескова. В «Запечатленном ангеле» Лесков описывает уже мальчика-отрока: «Левонтий годами был еще сущий отрок, не более семнадцати лет, но… добр сердцем, послушен и благонравен».

И совсем по-другому сообщает об отроковицах Набоков в «Лолите»: «Иногда я пользовался знакомствами в среде психиатров…, чтобы с ними посещать… сиротские приюты и школы для малолетних преступниц, где на бледных, со слипшимися ресницами отроковиц я мог взирать с той полной безнаказанностью, которая нам даруется в сновидениях».

Сергей Есенин в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» представляет желтый месяц в образе отрока.

И, конечно, нельзя обойтись без Александра Сергеевича Пушкина и его «Евгения Онегина»: «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы», — это о девушках, а о юношах так (из «Повести Белкина»): «Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами».

Отроки и отроковицы в христианстве

В православии есть святые, получившие свой статус в возрасте отроков и отроковиц. Например, дочери Софии Вера, Надежда и Любовь, семь Эфесских отроков, три отрока в печи огненной (Анания, Азария и Мисаил).

В древних библейских преданиях говорится о семи Эфесских отроках, принявших мучения за веру в юном возрасте: Антоний, Константин, Максимилиан, Иамвлих, Иоанн, Мартиниан, Дионисий. Произошло это на заре христианства, в III веке новой эры. Римский император Деций повелел всем жителям города принести языческие жертвы, но семь отроков, находясь на военной службе, отказались от выполнения приказа и были заживо замурованы в пещере.

29 мая православная церковь чтит память отроковицы Музы, увидевшей в юном возрасте образ Пресвятой Богородицы.

«Богоизбранная отроковица», или «богоотроковица» — так именуется в православии Пресвятая Богородица.

Отроки в иконописи

В русской иконографии есть иконы, посвященные семи Эфесским отрокам, чудесным образом пробудившимся после долгого заточения в пещере и знаменовавшим счастливое воцарение христианства на бывших языческих землях.

«Три отрока в пещи огненной» — двусторонняя икона-таблетка начала XVI века, написанная мастером новгородской школы. Окруженных пламенем трех отроков в ярких одеждах держит за руки архангел Михаил. Слева на троне восседает царь Навуходоносор.

Сама Богородица изображается в отроческом возрасте на иконах «Житие Богоматери». Одна из самых старинных икон «Житие Богоматери» находится в Новгороде, написанные сюжеты взяты из апокрифических сказаний.

На иконах «Введение во храм Пресвятой Богородицы» изображается трехлетняя Мария, которая в сопровождении своих родителей входит в Храм Господень. Встречают ее отроковицы с зажженными свечами.

Иконы с Христом-отроком в Иерусалимском храме, написанные представителями разных школ, носят общее название «Преполовение».

Отроки на полотнах известных мастеров

Говоря об образах отроков в художественных произведениях, следует начать с панно Николая Рериха «Отроки-Продолжатели». Работа, созданная в 1914 году, предназначалась для молитвенного дома русского эмигранта Льва Лившица, проживавшего в Ницце. На панно, выполненном в древнерусском стиле с элементами неоготики, трое отроков, возведенных в сан святых, держат стилизованный цветок. Рерих, по его собственным словам, наделял цветок способностью хранения духовных традиций.

«Видение отроку Варфоломею», — так называется картина художника Михаила Нестерова, выставленная в Третьяковской галерее. Полотно, входящее в целый цикл религиозных работ, посвящено преподобному Сергию Радонежскому. Сюжет картины — один из эпизодов из жизни Отца Сергия: отрок Варфоломей, отправленный в поле за конями, увидел Инока в старческом образе. В своих воспоминаниях Нестеров признается, что фигуру отрока писал с деревенской девочки-отрочицы.

Клавдий Лебедев посвятил библейским сюжетам несколько ярких работ, среди которых есть произведения с главными персонажами-отроками. Например, полотно «Первосвященник Илия и отрок Самуил», на котором Илия сообщает подростку, что он избран быть пророком Господним.

В единый цикл хочется объединить картины, посвященные юному отроку Иисусу. Наиболее ранняя работа принадлежит кисти испанского художника XVII века Франциско де Сурбарану. Мастер назвал свое полотно «Иисус, созерцающий терновый венок».

На картинах разных художников «Отрок Иисус в храме» зритель видит юного Иисуса в один из моментов его жизни. Полотна иллюстрируют известный сюжет — путешествие двенадцатилетнего Иисуса с родителями в храм Иерусалимский. Одна из самых известных картин на эту тему принадлежит кисти русского художника второй половины XIX века Николаю Кошелеву, другая — немецкому живописцу Генриху Гофману.

Картина «Среди учителей» Василия Поленова также посвящена новозаветному сюжету о посещении Иисусом-отроком храма. Художник поместил одетого в белые одежды Иисуса в центр картины и окружил его фигурами учителей-книжников. У входа в храм зритель может узнать мать Иисуса, рядом с ней — Иосифа.

К тому же времени относится полотно английского мастера Джона Роджерса Герберта «Наш Спаситель с родителями в Назарете». Иллюстрацией к жизни юного Христа-отрока является также произведение английского живописца Джона Эверета Милле «Христос в родительском доме». Перед мальчиком-Христом опустилась на колени Богородица, ребенок жалуется ей на рану, а Иоанн Креститель подает ребенку воду в чаше.

Отроки в искусстве XIX — XXI веков

В Гроте Петра в Летнем Саду в Санкт-Петербурге, согласно старинным документам и сохранившимся эскизам, находилась скульптура-фонтан, изображающая отроков, сидящих с позолоченными дельфинами. Рядом красовалось другое произведение искусств, посвященное отрокам, — фигурки отроков-тритонов. К сожалению, до наших дней Грот не сохранился, на его месте стоит Кофейный домик.

Скульптура отрока Михаила Романова — одна из ста двадцати восьми фигур, окружающих памятник «Тысячелетие России», поставленный в Великом Новгороде в 1862 году. Монумент разработали и создали скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман.

В Русском музее выставлена мраморная работа скульптора Антона Иванова «Отрок Ломоносов на берегу моря». Российский художник XIX века представил известного ученого в виде романтично настроенного юноши, мечтающего о будущем.

В середине прошлого столетия к 150-летию знаменитого русского поэта Ленинградский фарфоровый завод выпустил в свет небольшую статуэтку, сразу же ставшую популярной — «Юный Пушкин за столом». Скульптура изображает кудрявого отрока в лицейский период его жизни. Пушкину двенадцать лет, именно в этом возрасте он поступил в Царскосельский лицей. Приходит в голову аналогия с юным Христом, которого в двенадцать лет начали обучать мудрости фарисеи.

Современный скульптор Алексей Леонов, обратившись к полузабытым библейским сюжетам, предлагает вниманию зрителя выполненную из шамота скульптуру «Отрок Варфоломей с мишкой». Мастер обратился к детству Сергия Радонежского, когда тот разделил с хищным зверем свой хлеб и вел с ним нравоучительные беседы. Образ медведя — это символ Руси и всего народа.

«Отрочица» — так назвал свое произведение московский скульптор Иван Коржев. Выполненная из гипса голова девочки выглядит спокойной и умиротворенной. В серьезном взгляде подростка читается трогательная детская беззащитность и в то же время чувствуется юношеская зрелость. Именно слово «отрочица», а не «девочка» или девушка" подходит к скульптурному портрету более всего.

Юные девушки и молодые люди, уже не дети, но еще и не взрослые, во все времена привлекали внимание творческих личностей. Почувствовать тонкую грань перехода из одного возраста в другой, суметь отобразить это на полотне или воплотить в мраморе смогли самые талантливые скульпторы и художники. Образы отроков и отроковиц всех времен и народов входят в необъятный фонд мировых шедевров.


Использованная литература:

  1. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. М., Воениздат, 1992.
  2. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., Искусство. 1970.
  3. Терещенко А. Быт русского народа. М., Русская книга, 1999.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы