Sale

Памятник проституткам, вид сбокуПамятник проституткам, вид сбоку 2Памятник проституткам, вид сбоку 3Памятник проституткам, вид спередиПамятник проституткам, вид спереди 2Памятник проституткам, вид спереди 3Памятник проституткам, вид сзадиПамятник проституткам, вид сзади 2Памятник проституткам, вид сзади 3

Характеристики памятника Sale:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 120 см. ширина 24 см. глубина 24 см.

Краткие сведения об изображенном

Эта композиция И. Коржева из трёх бронзовых скульптур называется «Sale» (что можно перевести как «Распродажа» или «Всё на продажу» — так называются распродажи товаров по сниженным ценам) и изображает представительниц первой древнейшей профессии или, если говорить без иносказаний, — проституток. Мы помним, что тема проституции затрагивалась такими классиками русской литературы, как Толстой, Достоевский, Куприн, призывавшими «милость к павшим». Но Коржев трактует её по-своему. Его персонажи одеты довольно откровенно, но в рамках современной моды, их лица похожи и носят черты типизации… Если бы не характерные позы, героинь этого произведения известного скульптора было бы не отличить в толпе от их добропорядочных современниц. Эта современная скульптура И. Коржева символизирует нравственное состояние нашего общества, в котором продажность всего и вся стала обыденностью, а для некоторых — и нормой. «Sale» — дорогая скульптура. Но девальвация ценностей, о которой она говорит, обходится нам дороже.


Проституция сквозь призму искусства

«Что по сути есть искусство? Это настоящая проституция», — именно так писал знаменитый французский поэт Шарль Бодлер, который много размышлял о роли женщины в обществе и посвящал ее утонченной красоте множество своих произведений.

Продажная женщина. Падшее существо. Шлюха. Современный мир, который достаточно жесток и в то же время расплывчат в определениях морали, успел наградить представительниц «древнейшей профессии» самыми различными клише. Однако такое отношение существовало в обществе не всегда. Эволюцию образа торгующей своим телом женщины можно проследить сквозь призму визуального искусства, которое откровенно готово поведать нам все самые «интимные» тайны общества.

В настоящей статье мы не преследуем цель осудить или оправдать проституцию как общественное, социальное или нравственное явление. Образ торгующей собой женщины интересен для нас с точки зрения представлений различных культур и художников, которые помогают увидеть этот образ через призму времен и человеческого сознания.

Проституция только в последнее время стала спутницей человеческих пороков, то есть раньше она не касалась алкоголизма, наркотиков и бедности, с которыми принято проводить ассоциации. Как известно, в древних цивилизациях относились к явлению, которое сегодня принято называть проституцией, на уровне чего-то высокоморального и ценностного.

Древнейшая профессия

Логично начать с того, что проституция известна с очень древних времен. Даже при египетских фараонах существовали так называемые жрицы храмов, которые были способны удержать «при себе» мужчину не только благодаря своей яркой внешности, но особым талантам. Жрицы искусно владели своим телом, умели танцевать и играть на музыкальных инструментах. По свидетельствам Геродота, известны шикарные празднества в древнем мире, которые посвящались богине Исиде и были связаны с масштабными оргиями. Зачинщицами этих «мероприятий» были жрицы, а количество участников в них могло доходить до полумиллиона. Таким образом, мир буквально утопал во «всеобщей» любви.

Образ проститутки в мифологии впервые появляется у шумеров. По легенде, некогда существовал правитель, которому прислуживала мудрая красавица Шахмат. Она помогла ему справиться с одним из сильнейших и непредсказуемых врагов — диким богатырем, который не признавал цивилизованный людской образ жизни. После семи ночей с Шахмат он согласился носить одежду, есть хлеб и предстал перед правителем обычным человеком.

В Античной Греции существовали разные виды проституции и даже определенная иерархия среди представительниц этой профессии, которая здесь никогда не являлась табу. Разнообразные бордели можно было найти в центре городов. «Низшими» среди проституток были порнаи (до наших дней дошел термин «порно»). По своей классовой принадлежности порнаи были рабынями, а заняться с ними плотскими утехами можно было за недорогую плату. Следующий класс в иерархии греческих проституток — это свободные проститутки, воля которых находилась в их собственном распоряжении. Считается, что они были очень изобретательными и своенравными. «Высшими» проститутками в Древней Греции выступали гетеры, и отношение к ним было уважительным. Гетеры были очень образованными, а их услуги — редко одноразовыми, они могли привлечь не только плотскими утехами, но и умными разговорами. Большинство из гетер были финансово независимыми и могли позволить себе вести политическую деятельность. До наших времен дошли свидетельства об Апасии, которая была любовницей Перикла и на равных вела беседы с самыми умными мужами своего времени.

Известна и другая гетера античности — это Фрина, которая позировала для скульптуры Афродиты, однако чуть позже была обвинена в безбожии и вынуждена предстать перед судом. Когда адвокат не смог ее защитить, она сбросила с себя одежды и ослепила своей красотой судей. После своего смелого поступка Фрина была оправдана, так как, по тогдашним представлениям, столь совершенная физическая красота предполагала отсутствие умственных и духовных пороков.

Проституция и христианство

Появление христианства в Европе и его быстрое распространение способствовало изменению видения женщины, торгующей своим телом. Это привело к новым трактовкам и представлениям «жрицы любви» в искусстве. Видение проституции как благородной и свободной профессии переместилось в восточные страны, а на Западе стала «главенствовать» бордельная культура, а чуть позже появились содержанки и куртизанки как слой привилегированных представительниц своего дела. Сам образ проститутки стал в основном сводится к изображению Марии Магдалины, которая, как известно, ранее вела грешный образ жизни, а позже раскаивалась в нем. Отсюда и пошла тенденция порицания проституции, отношение к ней как к греху, которая надолго заняла место в европейской культуре.

Несмотря на то, что церковь официально боролась с проституцией, по свидетельствам архивов, в Дижоне около 30% процентов клиентов в борделях были именно священнослужителями. На уровне общества проституция обладала налетом некоторой спасительной миссии, цель которой состояла в том, чтобы спасти брак от измены. По словам Фомы Аквинского, запретить проституцию в то время было невозможно, иначе «города наполнятся грязью»: философ сравнивал проституцию с канализацией, которая должна была фильтровать всё дурно пахнущее. Кроме того, существование борделей было выгодно чиновникам и сановникам, которые получали от них денежную прибыль и были даже их владельцами. Стоимость за услуги проституток в то время была довольно низкой.

В обществе относились к падшим женщинам с презрением, однако, на картинах их изображали в образе розовощеких женщин, которые легко предавались веселью, плотским утехам и любили алкоголь. Например, картина Вермеера «Сводница» (1656 год).

Шестнадцатый век в истории Европы известен таким неприятным явлением, как распространение сифилиса. Заражение, как правило, влекло смертельный исход. Именно поэтому проституток стали открыто осуждать, остерегаться и ассоциировать со смертью. Известно, например, полотно Себальда Бехама «Куртизанка и смерть», на котором образ падшей женщины соседствует с человеческим скелетом.

Скандальной с это точки зрения в те времена считалась работа художника Ганса Гольбейна — «Лаис Коринфская» (1526 год), на которой перед зрителем предстает умиротворенный образ представительницы древнейшей профессии в лице современной женщины. На столе перед ней рассыпаны монеты, которые говорят о том, чем зарабатывает женщина на жизнь. Но в целом ее портрет нежный и вдохновенный. Видно, что художник любуется своей героиней, которая служит для него воплощением женственности. Картина полностью противостоит религиозному мировоззрению, которое существовало в те времена. Произведение словно намекает на то, что в противоположность той форме, которая связана с грязью, пьянством и аморальностью, существует и так называемый эстетический ее вариант — за закрытыми дверьми поместий представителей высокого сословия. Речь идет о «честных куртизанках», которые жили за счет своих состоятельных спонсоров, пользовались всеми общественными правами и свободами, как когда-то античные гетеры.

Такой вид сексуальной раскрепощенности и торговли собственным телом, как известно, достиг своего расцвета в эпоху Возрождения. Веком позже, с появлением и распространением презервативов, проститутки снова почувствовали себя немного раскованнее и даже обзавелись некоторыми правами: например, они могли устраивать себе отдых — по женским причинам или просто по настроению. В работах художников снова появился образ розовощекой проститутки-веселушки. Вспомним картину Джона Рафаэля Смита, повествующую о том, как две румяные проститутки зовут мужчину с лорнетом в дом веселья (1773 год).

Буржуа и вестники новой эпохи

В XIX веке с распространением явления буржуазии и соответствующей морали проституции пришлось немного отойти в тень. Так как буржуа предпочитали пользоваться связями на стороне и иметь внебрачные отношения на постоянной основе, нежели прибегать в этом вопросе к помощи представительниц древнейшей профессии. Таким образом, изменилось отношение к проституции и в искусстве.

В связи с тем, что художники были вынуждены искать поддержки у проституток в качестве натурщиц, их образы приобрели некоторое возвышенное и поэтическое звучание. Отметим, что обыкновенные женщины не могли себе позволить быть натурщицами ввиду морали. В связи с этим стало известно несколько скандалов с художниками. Например, картина «Олимпия» Эдуарда Мане 1863 года, прообразам которой стало античное полотно Тициана, посвященное богине любви. Но Мане позировала обычная проститутка. Художник не пытался скрыть этого факта, что вызвало невероятное публичное возмущение — падшая женщина была поднята до уровня божества.

«Праздник в честь хозяйки борделя» Эдгара Дега (1876−1885гг.) демонстрирует страсть художника к проституткам, которых он изображал в подробных деталях, черпая вдохновение, по всей видимости, в борделях.

Пабло Пикассо также не остался в стороне от темы проституции. Свое знаменитое полотно «Авиньенские девушки» (1907г.) художник создал после посещения публичных домов в Барселоне. Согласно первоначальному замыслу Пикассо, за изображенными им на центральном плане обнаженными девушками должны были виднеться фигуры медиков, которые осматривали женщин в борделях. Лица самих проституток искажены страхом. Это ужас смерти, их обреченность и приговор.


Тема проституции в картинах импрессионистов — распространенная тенденция. Именно данное поколение художников раскрывает истинное лицо этого общественного явления, которое связано с венерическими болезнями, социальным неравенством, унижением, пьянством и насилием. Таким образом, в искусстве был переосмыслен образ «счастливой шлюшки» — румяной и радующейся жизни.

Однако, образ прекрасной формами, свободной и раскованной куртизанки долгое время будет существовать и до сих пор существует в искусстве — особенно в современных фотографиях и скульптурах. Именно поэтому женщина легкого поведения, проститутка, куртизанка, жрица любви — это образ многогранный и противоречивый. Дать однозначную оценку такому древнему явлению невозможно, оно не измеряется простыми критериями роли жертвы или игривой куртизанки. А повседневный мир служит вдохновением искусству.


Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора