У божества индоиранского происхождения по имени Митра издавна было множество ипостасей и функций: он почитался как охранник порядка, защитник истины, следящий за действующими в мире законами, и вместе с тем как олицетворение Солнца. Он имел как женскую, так впоследствии и мужскую сущность, являлся ведическим божеством, почитался зороастрийцами, а в эллинистический период был ключевой фигурой митраизма.
Перевести имя «Митра» можно как «клятва», «верность». От санскритского варианта этого слова происходит имя великого буддийского бодхисаттвы Майтрейи.
В согдийском языке восточноиранской группы, на котором говорили на территории современных Таджикистана и Узбекистана, имя божества трансформировалось в Миши. Среднеперсидский вариант звучит как Михр, а бактрийский — Миуро.
В восточных странах Митру считали сыном Адити — космического пространства. Характеристики божества совпадают с чертами Скорпиона. Вероятно, Митра олицетворял Марс, а также Антарес — главную звезду этого знака, которая имеет красноватый оттенок. Есть и другая версия, согласно которой Митра появился на свет от камня.
Епифаний Кипрский считает, что Митру произвела на свет богиня Кора.
Так же, как и Варуна — древний бог арьев, верховный хранитель справедливости, — Митра обладал возрождающейся и всегда молодой силой, был способен к волшебным преображениям. О силе и величии этого бога рассказывают веды и «Авеста» — собрание священных для зороастрийцев текстов.
Митру величают Всевидящим и Всеслышащим. Он внимательно следит за человеческими поступками, а после смерти людей берет на себя функции их прокурора. Божество не выносит ложь и каждому выдает заслуженный жребий.
Оно отвечает за равновесие в трех мирах — везде должна царить справедливость. Митра издавна известен, как победитель тьмы и хаоса.
Митра почитался и как божество плодородия — в его ведении был урожай. Когда это было необходимо, он вызывал дождь и помогал росту растений.
Митру считали и богом Солнца, яркого света. Именно поэтому день его рождения отмечался 25 декабря, когда Солнце поворачивало на лето. В ином контексте можно понимать Митру как Свет Души.
Древние верили, что путь божества начинается на мифической горе Харе.
Митра покровительствовал не только мирным договорам, согласию, но и честным войнам. При необходимости он мог даже разжечь битву — конечно же, во имя справедливости. Митра мог безжалостно сносить человеческие головы — головы тех, кто солгал.
Иногда божество воспринималось как совесть — внутренний самоконтроль человека, его ответственность за собственные поступки, верность данным обещаниям, клятвам, сила, отвечающая за чистые помыслы и верность долгу. Эти качества считались особенно необходимыми для властителей, ведь они в ответе за судьбы других.
Наиболее распространенное изображение Митры, встречающееся в мифологии персов и индийцев, представляет его мчащимся в поднебесье в сияющей золотой колеснице, запряженной белоснежными лошадьми. Вообще, конь — священное животное этого божества, обладавшего 1 000 ушей и таким же количеством глаз.
Не реже Митра представлялся как человек с львиной головой.
Мастера более поздних лет изображали божество в облике юноши, который убивал быка. Как можно догадаться, бык в данном случае символизировал несправедливость, а убийство носило ритуальный характер, олицетворяя торжество добра.
В I веке в зороастризме — древней религии Ирана — со временем выделился культ Митры, воспринимавшийся в данном аспекте как соратник отвечающего за все добро мира Ахура Мазды. Так появился митраизм, распространившийся по большой территории от Северной Индии, Средней Азии до самого Атлантического океана.
Особенно ярко культ Митры процветал на окраинах Римской империи: митраизм был популярен среди военных, веривших, что божество содействует им в сражениях. Вплоть до сегодняшнего дня около стоянок древних римлян можно обнаружить святилища — митреумы, напоминающие об этом боге. В них всегда размещались изображения знаков Зодиака, планетарные символы, что свидетельствует о знании астрологии жрецами этого божества.
Приверженцы митраизма верили, что основная цель жизни каждого человека — помогать Митре бороться со злом, сознательно делая выбор в пользу добра. Этика праведника включает в себя добро — как в мыслях, так и в словах, и в делах.
В митраизме были распространены жертвоприношения: богу преподносили рис, мясо на пару, кипяченое молоко. Особое значение придавалось приготовлению важнейшего ритуального напитка из растения хаомы, гарантировавшего приверженцам культа бессмертие.
Культовые действия в честь Митры осуществлялись преимущественно в подземельях: в ходе археологических раскопок там находят древние алтари. В древнеримскую эпоху в честь божества проводились мистерии, участникам которых предстояло выдержать непростые испытания: они причиняли себе боль, морили себя холодом, голодом и жаждой.
Апостол Павел был посвящен в мистерии древних римлян, связанные с культом Митры. Некоторые историки полагают, что именно благодаря ему принципы митраизма были заимствованы христианством. Авторитет апостола утвердился в Антиохии — городе, в котором процветал митраистский культ.
Приверженцем мистерий Митры был и император Византии Юлиан, которого христиане называли отступником. Свидетельство тому содержится в «Гимне царю Гелиосу», написанном императором. Здесь прослеживается связь между Гелиосом, Солнцем и богом Митрой.
Во II-IV веках н.э. культ Митры был сильным соперником христианства. Достоверно утверждать, когда культу божества пришел конец, довольно трудно — здесь точки зрения ученых разнятся. Вероятнее всего, что уже на заре IV столетия культ прекратил свое существование: позиции христианства становились все прочнее, и постепенно все религии, соперничавшие с ним, сошли на нет. Полностью о боге Солнца и справедливости забыли во времена поздней античности.