В праздничную ночь

img_0055img_0076img_0085

Характеристики памятника В праздничную ночь:

  • Материал: керамика
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 18 см. ширина 12 см. глубина 9 см.

Краткие сведения об изображенном

Праздничная ночь — сюжет из повести М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (см. предыдущее прим.): «улегшись у ног и даже не глядя на своего хозяина, а глядя в вечереющий сад, пес сразу понял, что хозяина его постигла беда. Поэтому он переменил позу, поднялся, зашел сбоку и передние лапы и голову положил на колени прокуратору, вымазав полы плаща мокрым песком. Вероятно, действия Банги должны были означать, что он утешает своего хозяина и несчастье готов встретить вместе с ним. Это он пытался выразить и в глазах, скашиваемых к хозяину, и в насторожившихся навостренных ушах. Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе».

Группа из подцвеченной терракоты представляет тот момент из произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Понтий Пилат переживает личную драму накануне исхода, разделить которую с ним способен только преданный любящий пес. Скульптурная группа не является прямой иллюстрацией к известной повести, но отзывается на один из ее лейтмотивов — самоискупления и приятия. «Жестокий пятый прокуратор Иудеи» с поднятым вверх лицом представлен глубоко страдающим. Кровавый цвет подбоя его плаща словно рефлексирует на его руках, лице. Контраст черной собаки драматизирует образ. При этом ее вытянутая пластика составляет дугу, подбирающуюся к сидящему прокуратору, словно неся угрозу, но раскрываясь в последний момент доверчивым жестом подлинной преданности и любви. Мягкая фактура керамической массы добавляет образу просветленно-лирический оттенок. Соединяя драматизм и лирику, страдательность и надежду, отверженность и любовь, скульптура говорит вполне «булгаковским» языком, с его игрой парадоксов, метафоричностью и возвышенным драматизмом.


В праздничную ночь

…И во единаго Господа Иисуса Христа, <…>

Распятого же за ны при Понтийстем Пилате,

страдавшего и погребенного.

Из христианской молитвы «Символ веры»

Праздничная ночь без сна как вечное самонаказание, как кара за безмерные страдания Иисуса Христа, распятого за идею…

Имя Иисуса неразрывно связано с именем правителя иудеи Понтия Пилата, который «прославился» в веках тем, что отправил Христа на мученическую смерть. Между тем две ипостаси Понтия — реальное лицо, префект, и литературный персонаж, прокуратор, — сильно различаются в своем отношении к событию, известному по евангельским сюжетам.

Понтий Пилат — реальный человек

Доказательства того, что Понтий Пилат — лицо историческое, были обнаружены на раскопках в Израиле во второй половине прошлого века.

В 1961 году итальянские археологи нашли небольшую мраморную плиту с надписью на латыни. Случилось это на территории Кесарии Палестинской, древнего города, основанного царем Иродом I. Кесария была резиденцией римских наместников во времена, когда Царство иудеев входило в Римскую империю. Расшифровка текста на плитке позволила узнать, что на ней указаны имя Понтия Пилата и его должность — префект Иудеи.

Позднее в 100 км от Кесарии, в окрестностях города Бейт-Шемеш, при раскопках вымощенной камнями древнеримской дороги обнаружили кольцо и монеты. На внешней стороне кольца из медного сплава, датируемого I в. до н. э. — сер. I в. н. э., сохранилась гравировка. Через полвека, в 2018 г., израильские учёные расшифровали ее и выяснили, что на кольце значилось имя Понтия Пилата. Принадлежало ли кольцо самому префекту или было пожаловано им одному из своих чиновников — не столь важно. Значимо, что оно могло использоваться как печать. Особенности чеканки найденных монет позволили точно установить время их изготовления.

На монетах, отчеканенных до его правления, нет изображений римских императоров, нанесены рисунки с растительным орнаментом. Это свидетельствует о том, что при их чеканке придерживались иудейских традиций: религия иудеев запрещала на чем бы то ни было изображать человека.

Оформление монет, чеканенных при префекте Иудеи Понтии Пилате, имеет существенные особенности. Надписи сделаны на греческом языке. На ее сторонах — силуэты императора Тиберия Кесаря с указанием царствования (16 — 29/30 г. н. э.) и его матери — Юлии (Ливии) Августы. Это говорит о двух фактах. Во-первых, о статусе Иудеи — она была эллинизированной провинцией Римской империи. Во-вторых, о неуважительном отношении Понтия Пилата к евреям: даже оформлением денег префект подчеркивал, что иудеи покорены римлянами, являются подданными Римской империи.

После правления Понтия Пилата на монеты вернулся традиционный для Иудеи рисунок пальмовой ветви.

Понтий Пилат — древнеримский государственный деятель

Понтий Пилат был префектом завоеванной римлянами Иудеи с 26 г. по 36 (37) гг. I в. н. э. - во времена царствования императора Тиберия. Происходил из древнего знатного рода Понтиев, корни которого уходят в город Самниты (Средняя Италия). Род относился к всадническому сословию, связанному с военной и государственной службой.

Еще в 321 г. до н. э. его предок Гай Понтий возглавлял самнитскую армию, воевавшую тогда против римлян. Прозвище «Пилат» произошло от названия дротика (pilum), означало «метатель копья» и говорило о том, что один из предков Пилата отличался меткими бросками копья, и его прозвище стало третьим именем всего рода.

Всадническим сословием, по-другому — эквитами, назывались военные конники, кавалеристы — привилегированное сословие в Древнем Риме. В VI веке до н. э. это была сражавшаяся на конях знать из правящих классов. К концу II века до н. э. эквиты стали финансовой аристократией, сосредоточили в своих руках огромные капиталы. В их ведении были торговля и сбор налогов из провинций.

Почему Понтий Пилат префект, а не прокуратор

Найденная в Кесарии доска исправила неточно указанную в древних текстах должность Понтия Пилата. Древнеримский историк Тацит называл его прокуратором, в Евангелиях он значится как правитель или наместник. Эти разночтения объясняются тем, что слова «префект» и «прокуратор», называющие государственные должности Древнего Рима, имеют общий смысл.

Префектом называли тех древних римлян, которые возглавляли любое управление — от руководства гребцами на галере до флотоводца, от руководства городом до наместника провинции. Чем выше статус префекта — тем больше у него полномочий, включая контроль управления казной или сбором налогов. Прокураторами называли высокопоставленных чиновников, в должностные обязанности которых входил сбор фискальных налогов, управление императорским имуществом, имениями в провинциях.

Понтий Пилат, говоря современным языком, был губернатором Иудеи — римской провинции, которой по статусу запрещалось иметь самоуправление. Во времена его пребывания на должности римский наместник именовался префектом, несколько десятилетий спустя — прокуратором.

Каким вошёл в историю префект Иудеи, казнивший Иисуса Христа

Понтий Пилат правил Иудеей, руководствуясь интересами Рима. Главная цель его правления — не допустить отделения евреев от Римской Империи. Иудейские историки описывают его как алчного, холодного и расчетливого человека, жестокого и несправедливого наместника, правление которого отличалось налоговым и политическим гнётом, массовым насилием и казнями, попранием религиозных традиций.

Это объясняет неприязнь евреев к Понтию Пилату и их враждебное отношение к римской власти, из-за которой Иудея утратила государственную самостоятельность. Но с позиции интересов Рима жёсткая политика Понтия Пилата по отношению к иудеям как непокорным подданным была оправдана.

Понтий пробыл префектом 10 лет. Причиной его отстранения от должности могла стать жалоба иудейского царя Агриппа I римскому императору Тиберию о многочисленных преступлениях наместника, после чего тот был отозван в Рим. Маловероятно, что император отправил бы в отставку своего ставленника из-за недовольства иудеев. Но раньше прибытия Понтия Пилата в Вечный город Тиберий умер, а вступивший на императорский трон Калигула сместил иудейского префекта. С Калигулой связывают и самоубийство Понтия в 39 г., хотя исторически достоверных сведений об этом нет.

Не исключено, что информация о самоубийстве носит в христианских источниках нравоучительный характер — из-за того, что Понтий Пилат был человеком, отправившим Христа на распятие. Обвинительный приговор Иисусу остался самым ярким эпизодом правления Понтия Иудеей, его суд над Иисусом Христом описан во всех четырех Евангелиях.

Когда судили Иисуса?

Суд совпал с кануном священного для древних евреев праздника — Пéсаха. Его установили в память об исходе иудеев из Египта и о том, что Бог не заходил в еврейские дома, уничтожая первенцев Египта. В этот день в храмах приносили жертву в виде заклания ягненка и было принято освобождать одного узника.

Исходом стало освобождение евреев от рабства у египтян, в котором, согласно предсказанию Авраама, они должны были находиться 400 лет. Бог сократил срок рабства до 156 лет. Чтобы заставить фараона освободить иудейский народ, он насылал на египтян десять казней. Только десятая, самая жестокая — убиение первенцев — заставила фараона отпустить иудеев, и они ушли из Египта.

Чтобы не пострадали семьи богоизбранного народа, Всевышний велел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, пометить кровью двери. В 14-ю ночь библейского года Он не зашел в эти жилища, «прошёл мимо» (песах), в остальных же домах первенцы были погублены.

Вот почему Песах у евреев и Пасха у православных христиан различаются. Еврейский Песах — день жертвоприношения — отмечают после дня распятия Иисуса Христа, и жертвенный ягнёнок является символом самопожертвования Иисуса ради искупления мирских грехов. Христианскую православную Пасху празднуют в день Его воскресения, и пасхальное яйцо, мертвое снаружи, но содержащее новую жизнь внутри, символизирует освобождение жизни.

За что судили?

За то, что, назвавшись Царем Иудейским, Христос представлял опасную угрозу императору Рима — притязание на власть признавалось римскими законами серьезным преступлением.

За его утверждение, что истина на земле живет среди тех, кто, владея властью, совершает праведный суд.

Смерть была нужна и Синедриону, верховному органу власти в Иудее во времена римского господства, и Риму.

Почему и как судил Понтий?

Первосвященники Иудеи, осудив Иисуса на казнь, не имели права исполнить приговор без его утверждения императорским наместником. Однако Понтий Пилат при всей его нелюбви к иудеям не хотел брать на себя смерть Иисуса.

Узнав, что Тот родом из Галилеи, где правили Ироды, Пилат отправил Его на суд к царю Ироду Антипе, который как раз находился в Иерусалиме. Ирод, по одной версии, не нашел в деяниях и словах Иисуса ничего, за что его можно отправить на казнь, по другой — отказался миловать. Антипа, одев Его в светлые одежды, в которые римляне облекались при избрании на высокую должность, отправил назад к Пилату.

Понтий заявлял народу, что не нашел вины Христа, и трижды отказался предать Его смерти; однако поступил с Ним жестоко, и всё, что по указаниям Понтия делали с Христом, послужило внесению суда в список Страстей Христовых.

По распоряжению Пилата Иисуса на суде подвергли поруганию. Сначала Его бичевали — уверяют, что Понтий повелел воинам бичевать Христа, чтобы вызвать у толпы сострадание. После бичевания вывели к народу — с терновым венцом на голове и в багряном плаще. Толпа не проявила жалости к Иисусу, дважды потребовала Его распятия — до и после поругания.

И тогда — по случаю кануна Песаха — префект предложил народу на выбор помиловать одного из двух: Иисуса из Назарета или ожидавшего исполнения смертного приговора бандита Варавву.

Помиловать Иисуса или Варавву? Дальновидное лукавство Понтия Пилата

Префект действовал мудро: он следовал уголовным законом и праву народа на выражение решения. И Иисус, и Варавва были опасны для власти. Иисус своими проповедями, взрывоопасными в неспокойной атмосфере страны, — для иудейского Синедриона, который по этой причине был заинтересован в его смерти. Варавва — для римской власти, потому что он был не уголовником, а мятежником, боролся за освобождение Древней Иудеи от римских завоевателей. За это позднее официальная церковь признала его святым.

Понтий не мог не понимать, что бунтовавший против Римского правления Варавва для плебса был борцом за свободу. Выбор народа, потребовавшего сохранить жизнь Варавве и отправить на смерть Иисуса, означал, что иудеи хорошо знали, кто такой Варавва. Пилат принял решение собравшихся, вынес смертный приговор, а сам омыл руки — исполнил принятый у иудеев обряд клятвенного заверения в непричастности к планируемому убийству (отсюда идиома «умыть руки»).

Действия Пилата свидетельствуют о том, что он был хорошим аналитиком. Варавва был опасен для римской власти в Иудее. Но Иисус с его проповедями об истине и справедливости оказался римлянам более страшен, чем мятежник Варавва. Освобождение Вараввы, открыто восстававшего против римлян, было для Рима менее тяжким проступком, чем помилование проповедника «Царя Иудейского».

Таким образом, наместник Иудеи руками народа устранил опасного для Рима галилеянина.

Иисус и Понтий Пилат на иконах

В иконографии активно используют сцены суда над Иисусом. На иконах Христос перед распятием предстает в разных одеждах. Увенчанным терновым венцом и в багрянице, то есть в плаще царственного цвета, его изображают перед толпой после поругания. В светлом одеянии — на суде Ирода Антипы.

Понтий Пилат на иконах чаще изображается восседающим на троне с символом царской власти на голове — короной, или диадемой, или лавровым венком, хотя как наместник римского императора иметь это символ не должен. Есть иконы, на которых Иисус стоит со связанными руками перед Понтием, есть и со сценами бичевания.

Можно увидеть и сцену омовения рук префектом. Около Понтия, сидящего в кресле судьи, стоит собака, один слуга передает ему свиток с просьбой жены префекта о помиловании Иисуса, второй — льет воду из кувшина на руки.

Понтий Пилат в произведении М.А. Булгакова

Библейский прокуратор в «Мастере и Маргарите» очень далек от исторического, реального префекта Иудеи. Булгаковский Понтий — персонаж романа, написанного Мастером. Являясь героем библейской части произведения, он изображён М.А. Булгаковым как персонаж противоречивый и трагичный, мудрый и одинокий. У него нет близкого друга, рядом только пёс Банга, единственное преданное существо.

Мастер рассказал историю о прокураторе, пославшем на смертную казнь философа-странника Иешуа Га-Ноцри, приговорённого Синедрионом к смерти за разрушенный Ершалаимский храм, за неуважительное отношение к власти кесаря. Понтий-персонаж не желал этой казни и пытался ее предотвратить, спасти Иешуа, прототипом которого послужил Иисус.

Не триумф силы, а её немощь, роковая неизбежность всех поступков — таким показал Понтия Пилата М.А. Булгаков, а история взаимоотношений Иешуа и Пилата стала смысловым и философским ядром его произведения.

Иешуа и Понтий Пилат

Во время беседы с Иешуа прокуратор постепенно увидел в Нём философа и проповедника, призывавшего к нравственному совершенству, убеждённого в том, что злых людей нет. Однако несостоятельность убеждения Иешуа в доброте всех людей доказана поступком Иуды из Кириафа, донесшего на Него.

Мысли философа-странника о том, что любая власть есть насилие над людьми, и его взгляды на истину стали интересны Пилату. Глубокий смысл слов Иешуа об истине, которые он произнес страдавшему приступом мигрени прокуратору, тот понял не сразу: истина — то, что человек ощущает в данный момент и что заставляет его совершать какие-то поступки. И это понимание стало решающим в восприятии Понтием философа.

Почему Понтий Пилат не помиловал Иешуа?

В романе Мастера Пилат приговорил Иешуа к смерти на основании доноса Иуды из Кириафа. Он мог сохранить жизнь персонажу Иешуа, и тем не менее не помиловал его. Это случилось потому, что первосвященники, не сумев убедить прокуратора в том, что Иешуа виновен, прибегли к шантажу. Они пригрозили в случае освобождения Того, кто объявил себя царем и этим стал врагом кесарю, сообщить императору о решении Понтия. Аргумент оказал действие.

Зная о невиновности бродяги и не желая ему гибели, Понтий Пилат не захотел лишиться должности, потерять власть и авторитет. Его остановил страх. И только когда первосвященник Каифа оправдал Варавву и послал на казнь невиновного Иешуа, он осознал всю трагедию следствия своего чудовищного малодушия, но ничего изменить уже не мог.

Так сделка с совестью перечеркнула попытку Пилата поступить справедливо.

Муки совести у булгаковского Понтия Пилата

Описание Булгаковым Понтия передает нравственное состояние человека, несправедливо отправившего другого на мученическую казнь. Терзания прокуратора усилились, когда он узнал, что Иуда совершил донос на Иешуа ради денег. Чтобы загладить вину и успокоить совесть, Пилат повелевает начальнику тайной службы убить доносчика, но это не приносит ему избавления от нравственных страданий.

Мучимый совестью, Понтий захотел узнать, какие слова Га-Ноцри были последними, и услышал, что перед распятием Иешуа назвал трусость одним из основных пороков человечества. Высшей ступенью нравственных страданий булгаковского Пилата стало понимание того, что он не спас человека из-за трусости. Жгучее чувство вины истязало его долгие годы.

Осознав содеянное, прокуратор раскаялся. Совесть лишила его сна, сделала своим узником, и искуплением совершенного малодушия стало для Понтия Пилата наказание памятью вкупе с бессмертием. Воспоминания не давали покоя, терзали его, две тысячи лет он видел в лунном свете рядом с собой Иешуа. Муки памяти, ставшие для прокуратора пожизненной карой, сопоставимы с вечной расплатой грешников в аду.

Понтия спас Мастер

М.А. Булгаков высказывает идею о том, что в мире всё сбалансировано: добро существует рядом со злом, наказание — с состраданием. Он утверждает свое понимание проблемы «нравственного оправдания миропорядка» устами Воланда, произнесшего фразу: «Всё будет правильно, на этом построен мир».

Писатель объединил в финале «Мастера и Маргариты» две истории единой развязкой. Его Мастер, автор вставного романа о Понтии, спас Иешуа и исполнил желание Пилата быть рядом с Мессией. Понтий Пилат отсылает к Воланду Левия Матвея с прошением дать Мастеру покой, и четверо главных героев — Мастер со своей возлюбленной, Понтий с Философом обрели вечный приют.

Воланд показал Мастеру героя его романа и позволил ему избавить Понтия Пилата от многовековых мук совести перед тем, кого он полюбил всей душой, закончив произведение восклицанием: «Свободен! Он ждёт тебя!».

Понтий Пилат в искусстве

Образ Пилата присутствует во множестве библейских сюжетов произведений культуры и искусства о последних днях жизни Христа.

В живописи — на полотнах «Христос перед Пилатом» Х. Рембрандта, «Что есть истина?» Н. Ге (1890); сюжет «Се человек» в работах М. Караваджо, Тинторетто, И. Босха, М. Мункачии, Корреджо.

В музыке — рок-оперы Э.-Л. Уэббера «Jesus Christ Superstar» и «Мастер и Маргарита» А. Градского, «Кровь за кровь» — песня рок-группы «Ария».

Понтию Пилату посвятили произведения литературы или фрагменты в них Ч. Айтматов, К. Чапек, А. Франс, А. Берне, Э.-Э. Шмитт, Д. Лондон.

В кинематографе образ Пилата представлен десятками экранизаций романа М.А. Булгакова. Первым к этому произведению обратился польский режиссер А. Вайда, сняв в 1971 г. фильм «Пилат и другие». Последующие экранизации носили название романа: итало-югославский фильм 1972 года режиссёра А. Пéтровича, польский телефильм М. Войтышко (1990), российский фильм Ю. Кары (1994).

Лучшим экранным воплощением произведения Булгакова стал телесериал В. Бортко 2005 года, в котором наиболее полно и адекватно передано содержание «Мастера и Маргариты». Режиссёр создал трагический образ Понтия Пилата, чьи душевные страдания от терзаний совести, растянулись на всю жизнь, начавшись в бессонную ночь перед священным праздником.


Источники:

  1. Ельницкий Л. А. Кесарийская надпись Понтия Пилата // Вестник древней истории. — 1966. — № 3.
  2. Вулис А.З. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М.: Художественная литература, 1991.
  3. Неизвестный Булгаков / Государственная библиотека СССР имени Ленина / Сост. и коммент. В. И. Лосева. — М.: Книжная палата, 1992.
  4. Иудейское царство// Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004−2017.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора