Адам и Ева

Адам и Ева 1Адам и Ева 2Адам и Ева 3Адам и Ева 4

Характеристики рельефов Адам и Ева:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 85 см. ширина 85 см.

Авторская серия рельефов «Адам и Ева», созданная скульптором Иваном Коржевым, открывает зрителю те нюансы отношений между мужчиной и женщиной, которые ощущает автор. Динамика тел, лишенных голов и выражений лиц, дает восприятие разных точек взаимоотношений между полами. Данные рельефы можно смело назвать современной скульптурой, но нельзя назвать скульптурой на заказ, так как в рельефах видна душа автора, его сопереживание непростым и нелинейным отношениям между мужчиной и женщиной.


Адам и Ева в искусстве

Два яблока, вися на ветке дивной

(Счастливый знак, любви символ призывный),

Открыли ей неясную мечту.

Проснулися неясные желанья;

Она свою познала красоту.

Александр Пушкин

Библейские сюжеты привлекали внимание живописцев с эпохи раннего Возрождения. Обращались художники и к теме сотворения и грехопадения Адама и Евы, согласно Книге Бытия.

Адам и Ева изображались на фресках храмов и монастырей, в украшении соборов, в книжных миниатюрах, на складных алтарях. До эпохи Возрождения художники предпочитали канонические изображения, и только начиная с XV века, Адам и Ева предстают на полотнах светскими людьми. Живописцы как бы отвечали на поставленный самим себе вопрос: какими были первые люди — скромными или легкомысленными, глупыми или мудрыми, порочными или наделенными страстями?

От сотворения до грехопадения

Картины с изображениями Адама и Евы можно условно разделить на 5 тем:

— Сотворение первых людей;

— Адам и Ева в раю;

— Искушение;

— Изгнание из рая;

— Жизнь после изгнания.

На работах, иллюстрирующих сотворение первых людей, Бог, передающий жизненную энергию Адаму, часто изображается рядом со своим первым человеческим созданием.

Интересно, что в эпоху Возрождения представители разных школ несколько иначе представляли пребывание Адама и Еву в раю в своих работах. Живописцы Северного Возрождения больше внимания уделяли живописной природе: четко прописывали зеленые аллеи и густые леса. Художники южных стран изображали рай как огороженный со всех сторон оазис в пустыне.

Сцена искушения происходит, конечно же, при активном участии Змея и Древа познания Добра и Зла. Змей изображается по-разному, иногда даже с женским телом, а Древо принимает только два вида — яблони или фигового дерева.

В сюжете об изгнании из рая Адам и Ева чаще всего изображаются обнаженными или с набедренными повязками, с опечаленными лицами. Частый спутник первых людей — ангел с мечом или кнутом в руках.

Жизнь после изгнания — это работающий в поле Адам и Ева за прялкой. Распространенный сюжет — Адам с киркой и Ева в окружении малышей на фоне природы или простой хижины.

Сюжет об Адаме и Еве в раннесредневековом искусстве

Одно из самых ранних изображений ветхозаветной истории можно увидеть на миниатюре из манускрипта X века в библиотеке французского города Сан-Лоренцо. Фигурки Адама и Евы, помещенные по обе стороны обвитого телом Змея Древа познания, выглядят гротескно.

На цветном рисунке из Йорского псалтыря XII века неизвестный миниатюрист изобразил две сцены из жизни Адама и Евы: изгнание из рая и жизнь после изгнания (Адам, как принято, копает землю, а Ева прядет и присматривает за младенцем).

К тому же времени относится мозаика из монреальского собора. Между арками рисунка вписаны три основные темы сюжета: искушение, грехопадение и изгнание. В кафедральном соборе Мадонны Асунты в Монреале можно увидеть целый цикл росписей на тему истории об Адаме и Евы. Все рисунки выполнены в иконописном каноническом стиле.

Во французском псалтыре XIII века маленькие фигурки людей помещены под сидящего на небесах Бога. Рядом с Адамом и Евой притаившийся на Древе жизни Змей с женским лицом.

В искусстве Востока сюжет об Адаме и Евы менее распространен, чем в европейском. Ярким примером является персидская миниатюра, хранящаяся в одной из библиотек Нью-Йорка. Адам и Ева с азиатскими чертами и в восточных одеждах беседуют друг с другом.

Адам и Ева в скульптурах

Южный портал капеллы Марии в Вюрцбурге украшают статуи Адама и Евы работы немецкого скульптора Тимана Рименшнайдера. Созданные на рубеже XV и XVI веков в стиле готики, мраморные изваяния помещены на красном фоне стены, что подчеркивает значимость ветхозаветных образов, созданных автором Книги Бытия.

Наполненные силой и страстью фигуры барельефа «Изгнание из рая» выставлены в экспозиции парижского Музея Родена. В одном из залов представлена любимая скульптура мастера — «Ева», после создания которой к нему пришла известность.

Эпоха Возрождения

Ренессанс подарил миру сотни шедевров, и среди них есть уникальные произведения искусств на тему библейских историй. Художники, писавшие в великую эпоху развития мировой культуры, подчеркивали светский характер своих персонажей.

Францисканский монах Фра Беато Анджелико в XV веке создал истинный шедевр: на картине между античных колонн изображен ангел с золотыми крыльями и Дева Мария, а в верхнем левом углу Ангел в черных одеждах изгоняет печальных Адама и Еву из рая. Картина, носящая название «Благовещение», входит в лучшие произведения искусства Раннего Возрождения.

На великолепном Гентском алтаре работы братьев Яна и Губерта Ван Эйка можно рассмотреть 258 фигур, среди которых есть Адам и Ева, помещенные по обе стороны от сказочного мира, преображенного руками людей и наставшего после Страшного Суда. Грустные лица прекрасной пары напоминают зрителю о грехопадении.

Совершенно другими предстают Адам и Ева на фресках Томазо Мозаччо во флорентийской капелле Бранкаччи. Молодой художник сумел красками передать жестокие страдания изгоняемых из рая людей. Работой рано ушедшего мастера восхищались прославленные деятели эпохи Возрождения.

Ганс Мемлинг, фламандский живописец, работающий в позднеготическом стиле, одним из первых обратился к теме изображения первых людей в светском изобразительном искусстве. Во второй половине XV века Мемлинг был известен по всей Европе и много работал и выполнял индивидуальные заказы, чаще всего полотна на духовные сюжеты. Картина «Адам и Ева» находится в Вене, в Музее истории искусств.

Змей в виде женщины-искусительницы предстает перед зрителем на полотне фламандца Хуго ван дер Гуса «Грехопадение». На фоне живописных холмов под Древом Познания Жизни художник расположил прародителей, вложив в руки Евы сразу два запретных плода.

В 1504 году после своего первого путешествия в Италию Альбрехт Дюрер показал миру классическую красоту женского и мужского тел, создав черно-белую гравюру на меди «Адам и Ева». Мастер взял за образы прекрасных античных богов: Аполлона Бельведерского и Венеру Медицейскую. Через несколько лет немецкий художник написал диптих на ту же тему, придав образу Адама покоряющую женские сердца мужественность, а образу Евы мягкую женственность.

Один из лучших учеников Дюрера, германский живописец и гравер Ханс Бальдунг создал три работы, посвященные первым людям на Земле. «Адама и Еву» в стиле маньеризма художник написал, работая при дворе епископа. Ранняя картина представляет собой распространенный в те годы диптих из двух портретов; на втором полотне Адам и Ева изображены влюбленной парой. Целомудренная скромная Ева готова уступить ухаживаниям попробовавшего запретный плод Адама — такая картина увиделась Гансу Бальдунгу Грину в 1511 году и легла в основу черно-белой гравюры.

В начале XVI века Адаму и Еве посвятил несколько своих произведений Иероним Босх в присущей ему фантазийной манере. Первые люди изображены на створках алтаря в трех картинах: «Воз сена», «Страшный Суд» и «Сад земных наслаждений». В каждом сюжете левая сторона посвящена раю, правая — аду.

Вслед за Босхом к ветхозаветному сюжету обратился Микеланджело, также увидевший в первых людях не столько печаль после изгнания из рая, сколько гордый вызов человека природе. Несколько великолепных фресок великого мастера, сделанных по заказу римского папы Юлия II по сюжетам Книги Бытия, украшают центр потолка Сикстинской капеллы: «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение», «Изгнание из рая».

Рафаэль в 1510 году создал портрет Адама и Евы в момент грехопадения: и мужчина, и женщина мускулисты и сильны, горды и величественны.

В виде красивой влюбленной пары представил Адама и Еву нидерландский художник XVI века Франс Флорис. На обоих его полотнах, посвященных сюжету грехопадения, Адам и Ева наделены вполне светскими чертами: их тела прекрасны, а лица одухотворенны.

Придворный художник семьи Габсбургов Ян Госсарт по прозвищу Мабюз написал несколько картин в стиле романтизма, став родоначальником этого направления в нидерландской школе живописи. Его полотно «Адам и Ева» хранится в частной коллекции британской королевской семьи.

Лукас Кранах Старший писал первую на земле пару людей несколько раз: в 1513 году, затем в 1516, 1528 и 1533 годах. На всех полотнах мастера Адам и Ева, разделенные древом, изображены вполоборота друг к другу, в руке Евы — запретный плод. Картины Лукаса Кранаха хранятся в разных музеях мира: в Вюрцбурге (Франконский музей), Лондоне (Институт искусства Курто), Лейпциге (Музей изобразительных искусств) и во Флоренции (Галерея Уффици).

Мирно пасущиеся коровы спокойно наблюдают за появлением первой женщины на земле, — такую картину создал известный итальянский живописец Паоло Веронезе в конце XVI века. Бог, вдыхающий жизнь в Еву, изображен в облике человека; рядом на траве безмятежно спит Адам.

На полотне Тициана, еще одного великого представителя эпохи Возрождения, показан момент грехопадения. Художник подчеркнул значимость сцены с помощью четко прорисованных деталей и выражений лиц персонажей.

В романском стиле написана картина нидерландского гуманиста Яна ванн Скорела: библейские персонажи предстают на ней в пышной красоте тел и юности, на фоне живописного пейзажа. Адам протягивает Еве запретный плод с растущего рядом дерева.

Фламандец Бартоломеус Спрангер написал картину «Первородный грех»,

работая при чешском дворе правителя Священной Римской империи Рудольфа II и творя в новом для того времени стиле барокко.

Великий немецкий живописец XVI века Ганс Гольбейн Младший, служа при дворе Генриха VIII Тюдора, прославился работами на библейскую тематику, а также портретами и эскизами нарядов для европейских монархов. Его стиль отличается смешением классического Возрождения с немецким влиянием: четкая прорисовка деталей, наделение персонажей интересными характерами.

Рубенс, как и многие его современники, в 1620-х годах обратился к ветхозаветному сюжету. На полотне живописца «Грехопадение человека» мы видим лежащего под Древом Жизни Адама и красавицу-Еву, принимающую от Змея-искусителя запретный плод.

Черно-белый рисунок Рембрандта «Адам и Ева» был создан в период позднего Возрождения, на нем изображены не отличающиеся красотой Адам и Ева в момент грехопадения; справа от главных героев хорошо видна страшная лапа Змея.

Еще один живописец XVII века, Адриан ван дер Верф, напротив, наделил своих персонажей прекрасной внешностью, подчеркнул красоту тел первых людей планеты.

Подобный двойной портрет Адама и Евы создал современник Ванн дер Верфа Хендрик Гольциус. Его герои обладают природной привлекательностью: Адам мужественен, а Ева нежна и женственна.

Обращались к популярному библейскому сюжету и русские старообрядцы. На иконах символически темными красками изображались прародители в окружении осуждающих их поступок ангелов.

Первые люди в работах художников XVIII-XIX столетий

В эпоху Нового Времени к сюжету об Адаме и Еве обратились живописцы Франции, Дании, Германии: французы Шарль Жозеф Натуар, Клод-Мари Дюбуф, датчанин Вильгельм Мастранд, немец Ганс Тома. Ева теперь изображается немного манерной красавицей, вполне светской дамой, а Адам — интересным мужчиной.

Английский поэт и гравер Уильям Блейк написал несколько картин, иллюстрирующих библейскую историю об Адаме и Еве, изложенную в поэме Джона Мильтона. На одном из своих полотен художник обратился к редкому фрагменту библейского сюжета: Адам предстает перед судом Бога.

Юлиус фон Карольсфельд, немецкий художник, писавший в романском стиле, поместил в центр своего произведения величественную фигуру Создателя, назвав картину «Шестой день творения». По правую руку от Бога помещены фигуры первых людей, по левую — изображены дикие животные, живущие в мире друг с другом.

Сцена вселенской скорби предстает перед нами на картине швейцарца Иоганна Фюсли «Изгнание Адама и Евы из рая». Работа, выполненная в двух цветах — оливковом и темно-зеленом, поражает своим трагизмом и мастерством использования игры оттенков.

В XIX веке к библейской теме присоединились американские живописцы. Например, Томас Коул на картине «Эдемский сад» изобразил фантастически красивый пейзаж из скал на фоне неба и величественных деревьев. Одновременно с ним француз Александр Кабанель наполнил своих персонажей эротизмом, а всю картину — силой страстей.

Русские художники Андрей Иванов, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров внесли свой вклад в развитие живописного сюжета из библейской истории о сотворении мира.

Первые люди в искусстве XX столетия

Очень разные образы были созданы художниками разных направлений в прошлом столетии.

В 1900 году свет увидела картина французского живописца Джеймса Тиссо «Изгнание из рая». Главные герои картины — ангелы с заостренными пиками в руках, указывающие Адаму и Еве, спрятанным в левом нижнем углу полотна, на выход из рая.

Произведение «История Адама и Евы» монахини сестры Иоанны Рейтлингер имеет свои характерные черты: иконописные силуэты ангелов и Бога, изгоняющего Адама и Еву из благословенного рая.

Известный русский художник-символист Кузьма Петров-Водкин дал свое видение ветхозаветного грехопадения: на его полотне пара первых людей, прикрываясь фиговыми ветками, спокойно шествует из рая на землю.

Прославленный немецкий иллюстратор Франц фон Штук, не впервые обратившийся к библейской истории, посвятил нашим прародителям цикл работ. На первом черно-белом рисунке автор разделил своих персонажей помещенным в центр Древом Познания с обвившим его ствол Змеем. На цветных картинах «Потерянный рай» и «Адам и Ева» художник придал персонажам характерные позы, подчеркивая их природную силу и скрытые чувства.

Австрийский модернист Густав Климт, известный своими эротическими портретами, в 1919 году создал картину «Адам и Ева». На первом плане зритель видит обнаженную златовласую красавицу, прислонившуюся спиной к своему партнеру и супругу.

Немецкий живописец Моест Херманн непривычно разместил героев: Ева удобно расположилась на траве, а Адам потянулся за растущим на дереве яблоком.

В стиле ар-деко работала скандально известная своими любовными похождениями польско-американская художница Тамара де Лемпицка. Прославила талантливую даму картина «Прекрасная Рафаэлла», а полотно «Адам и Ева» в конце XX века было продано миллионеру из Саудовской Аравии за баснословную сумму 1 миллион 800 тысяч долларов.

Еще одна творческая дива, француженка Сюзанна Валадон, начавшая свою жизнь в искусстве с работы натурщицей у таких знаменитостей как Тулуз Лотрек и Ренуар, создала своих собственных, выписанных яркими сочными красками, Адама и Еву.

Венгерский художник Карой Патко написал полотно «Адам и Ева» в стиле модернизма. Трагизм сюжета мастер отметил с помощью четких линий и игры красок: светлые фигуры прописаны на темно-синем фоне.

Марк Шагал написал несколько замечательных рисунков на тему «Сотворения Адама и Евы». На каждом из них силуэт Евы отмечен красным цветом — это символ глины, из которой, согласно Книге Бытия, были созданы первые люди. Бог же и рай выделены зеленым или синим пятном, эти цвета были особенно значимы для художника.

Эротическая Ева смотрит на зрителя с полотна итальянского художника второй половины XX столетия Вальтера Джиротто, а на картине-диптихе американки Марты Эленбахер представлены классические библейские образы Адама и Евы.

Шаржи на ветхозаветный сюжет создали несколько мастеров рубежа XX и XXI веков: английская художница Берил Кук, колумбийский живописец Фернандо Ботеро, поляк Павел Кучинский. Но самые яркие образы принадлежат перу художника-юмориста Жана Эффеля (серия «Адам познает мир»).

А вот с полотна российского художника Олега Богомолова смотрят современные Адам и Ева; мастер красиво проработал движение рук, придал лицам выражение философской задумчивости.

Сколько будет существовать мир, столько история Адама и Евы будет привлекать внимание людей мира искусства. Каждый мастер выражает свой индивидуальный взгляд на характеры прародителей, на моральную подоплеку грехопадения.


Источники:

  1. История искусства. М, 1989.
  2. Библейские истории в мировой живописи. М., 2007.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора