Пифагор

mg_1451-1mg_1453-2mg_1454-3mg_1460-4mg_1462-5mg_1463-6mg_1464-7mg_1465-8mg_1467-9mg_1468-10mg_1469-11mg_1471-13mg_1472-14mg_1511-26mg_1512-27mg_1513-28mg_1514-29mg_1516-31mg_1517-32mg_1519-33mg_1521-34mg_1522-35mg_1523-36mg_1526-39mg_1529-42mg_1531-44mg_1532-45mg_1537-48mg_1535-47mg_1473-15mg_1524-37mg_1525-38mg_1527-40mg_1528-41mg_1530-43

Скульптура Пифагор

Характеристики:

  • Материал: бронза, гранит, дерево, кирпич, нержавейка
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 280 см. ширина 120 см. глубина 145 см.

Статус: На заказ

от 1 350 000 ₽


Историческая справка

Пифагор — личность во многом загадочная и до сих пор неизученная. Его имя («Убеждающий речью») стоит рядом с такими столпами древнегреческой науки и философии как Геродот, Гесиод, Фалес Милетский, Солон. На изречениях греческих мудрецов сформировалось мировоззрение Пифагора, более известного как великого математика. Одним из жизненных кредо Пифагора была знаменитая фраза Гесиода: «Выше всех тот, кто находит мудрый совет и его принимает».

Дельфийский оракул предсказал состоятельному купцу и будущему отцу Пифагора Мнесарху и его жене Партенис скорое рождение мальчика, который прославится мудростью, добродетелью и мужественной красотой, и всю свою жизнь проживет во благо человечества.

Пифагор родился во второй половине VI в. до н.э. (точная дата неизвестна) и прожил довольно длинную жизнь. Родиной Пифагора является остров Самос в Эгейском море напротив Ионического побережья в Малой Азии, где появилось на свет немало греческих философов.

Источники описывают юного Пифагора как красивого высокого юношу, победителя Олимпийских игр 532 г. до н.э. Под руководством учителя Ферекида Пифагор прилежно изучал математику, геометрию, музыку, натуральную философию и произведения Гесиода и Гомера.

Путешествия Пифагора

Получив знания по основам наук и искусств, Пифагор решил расширить свой кругозор и отправиться в путешествие. Из источников известно, что молодой философ посетил Финикию, остров Крит, Египет и Вавилон, а, возможно, побывал и в Индии.

Настоятель храма Аполлона на Самосе написал благожелательные рекомендательные письма, и Пифагор был с почестями принят и в Вавилоне, и в Египте. Поселившись во дворце фараона в Мемфисе, Пифагор беседовал со жрецами, писал стихи и учился ювелирному искусству. Храмовый жрец Сопхиз, занимающий высокое положение в Египте, лично учил Пифагора многим премудростям в Школе Гора.

По окончании обучения жрецы задали Пифагору два вопроса: «Кто лучший враг человека» и «Кто лучший друг человека?». Ответ греческого путешественника, удививший египетских жрецов своей мудростью, был один: «Сам человек».

В Вавилоне Пифагор изучал огромную библиотеку, занимался астрономией и математикой, в Индии знакомился с философией йогов.

Пифагорейское товарищество

Более двадцати лет изучая жизнь египетских жрецов, Пифагор решил создать подобную организацию единомышленников у себя на родине.

На родном острове Самос у власти стоял тиран Поликрат, вряд ли бы позволивший любое свободомыслие на своей территории, и Пифагор выбрал для основания школы греческие колонии в Южной Италии.

Источники описывают, как молодой атлет в белых льняных одеждах, красивый и обаятельный, выступил в Кротоне перед собравшимися слушателями. Молодые люди, заинтересованные речами Пифагора, с радостью вступили в образованный им союз.

В пифагорейском товариществе существовали особые правила:

  • подчинение жизни строгим постановлениям и дисциплине;
  • поддержание тела в здоровом состоянии;
  • питание по диете (запрещалось употребление мяса и бобов);
  • регулярные занятия науками и музыкой.

Каждый член союза проходил многочисленные испытания, окутанные тайной, после чего получал высшую степень и имел право управлять Кротоном наравне со своим учителем Пифагором. Официально Пифагор не занимал никакой должности, но пользовался огромным авторитетом у жителей Кротона и влиял на принятие решений народным собранием.

Благодаря мудрости и хорошему отношению к людям, Пифагору удалось собрать в своем союзе лучших людей того времени: философов, врачей, математиков и астрономов.

Пифагорейцы выбрали своим символом здоровья и счастья звезду, образованную диагоналями пятиугольника. Число 9 считалось Пифагором наделенным божественной сущностью, неким идеальным числом.

Пифагорейское товарищество просуществовало тридцать лет, после чего было закрыто из-за зависти высших аристократов кротонского общества, которых не приняли в члены союза.

Нравственные принципы Пифагора

Рукой Пифагора был создан моральный кодекс пифагорейцев — «Золотые стихи», в которых есть такая строчка: «Руководствуйся подлинным знанием — лучшим возничим».

В сочинение вошли нравственные принципы греческого мудреца, которые он проповедовал своим товарищам и ученикам:

  • избегать лжи и обмана;
  • не стремиться к роскоши;
  • заботиться о своем теле;
  • не вступать в конфликты, как личные, так и политические;
  • избегать праздной жизни.

По мнению Пифагора, каждый человек должен основываться в своем поведении на трех вещах:

  1. стремлении к прекрасному (к гармонии в искусстве и человеческих отношениях),
  2. стремлении к славному (научным и философским открытиям и изобретениям),
  3. стремлении к полезному (результатам, продвигающим общество вперед).

Пифагор изобрел особый термин, означающий соответствие между физическими и моральными качествами — калокагатия. Именно к ней должен стремиться каждый человек, и тогда, по мнению Пифагора, на Земле наступит полная гармония.

Пифагор — ученый

Традиционно считается, что Пифагор создал теорему, названную его именем, изобрел теорию чисел и сделал несколько открытий в популярной у греков астрономии. Когда Пифагор сумел доказать всем известную сегодня теорему («Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов»), он пришел в полный восторг и принес в дар богам жертву из ста быков — гекатомб.

Пифагор признавал, что Земля — шар и крутится вокруг своей оси, и предполагал, что где-то во Вселенной имеется источник огня и света, имея в виду, конечно, Солнце. Впервые именно Пифагор употребил слово «космос» в определении общего строя известных тогда планет, подразумевая обязательную симметрию всего существующего на Земле и за ее пределами.

В музыке и сегодня используется понятие «пифагоров строй» — речь идет о частотном соотношении звуков и о соединении семи нот в одну октаву.

И все же главное направление мысли Пифагора было посвящено философии. Мудрец поставил своей целью привести все общественные отношения к числам. Он считал, что как есть четные и нечетные числа в арифметике, так и плохие и хорошие события в жизни. Компромисс между противоположностями Пифагор назвал гармонией. По сути, Пифагор, как и многие его предшественники и последователи, пытался найти «золотую середину» в науках и обществе.

Ученики и последователи Пифагора

После несколько загадочной смерти Пифагора в домике на берегу Тарентского залива, куда он удалился в пожилом возрасте, его лучшие ученики основали новую философскую школу, где преподавалась математика и нравственно-политические учения.

Одним из самых знаменитых последователей великого Пифагора стал философ Архит Тарентский, вошедший в историю Греции как блестящий государственный деятель и мужественный полководец.

Филолай из Кротона считался прекрасным философом и астрономом, а его товарищ Феодор обучал основам наук Тэетета, друга Платона и выдающегося математика.


От автора

Пифагор (570−490 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель философско-религиозной школы пифагорейцев.
Согласно преданию, Пифагор постигал мудрость в эзотерических школах жрецов Египта, Вавилона, Персии и Индии, где получил и научные, и тайные знания всех существующих на тот момент учений. Пифагор является создателем духовных практик, а также учения о числах, нумерологии, полагающем, что числа — основа мироздания и определяющая характеристика всего в мире.
Авторская скульптура Ивана Коржева изображает Пифагора со свитком знаний в руке и восходящим на постамент из четырех уровней. Данная деталь не случайна. Число 4 — мужское и, к тому же, число самого Пифагора. Четыре ступени, выполненные из четырех разных материалов, символизируют разные уровни знаний: в школе было пять таких уровней, где сам Пифагор был пятым, венчающим. Сужение ступеней наверх иллюстрирует принцип пирамидальности, иерархии постижения знания: нижние уровни доступны всем, в то время как до верхних, скрытых, сокровенных доходят немногие.
Скульптурное изображение мудреца Пифагора — пример многослойной и символической скульптуры.


Источники:

  1. Беккер К. Мифы Древнего мира. Саратов, «Надежда», 1995.
  2. Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., Эксмо, 2006.
  3. Жмудь Л.Я.Пифагор и его школа. Л., 1990.
  4. Советский энциклопедический словарь. М., 1992.