Тираноубийцы 21


Скульптура Тираноубийцы 21:

  • Материал: литьевой камень, гранит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 176 см. ширина 64 см. глубина 111 см.

Краткие сведения об изображенном

Скульптура Ивана Коржева «Тираноубийцы» — современная трактовка темы, появившейся в Античности. В 514 году до н. э. афиняне Гармодий и Аристогитон составили заговор против тирана Гиппия с целью его убийства, но убить у них получилось только его брата Гиппарха. Гармодий был убит на месте телохранителем, Аристогитон скрылся, но был схвачен и после пыток (которые он мужественно перенёс) убит. В Античной традиции Гармодий и Аристогитон почитались как герои, их изображали в виде прекрасных мужественных молодых мужчин, а посвящённая им скульптура Крития и Несиота была даже выставлена на афинском Акрополе. Их изображение послужило прототипом для «Рабочего и колхозницы» В. Мухиной, произведения, ставшего символом советской эпохи. Но под резцом И. Коржева — современного скульптора, имеющего как опыт жизни в стране победивших тираноубийц, так и опыт жизни в мире, в котором процветает международный терроризм, — эта тема приобретает новое звучание. Перед нами две человеческих фигуры с замотанными лицами, одетые в стиле «унисекс», безликие, с бессмысленными взглядами, бесполые… Одна из фигур замахивается бутылкой с зажигательной смесью, вторая, возможно, уже бросила своё орудие уничтожения и грозит кулаком Небесам… Философская скульптура И. Коржева показывает нам не только ужас терроризма, но и его бесплодность, а также его губительность и для его жертв, и для его носителей.


Блистательный тиран, чьей власти нет границ,
В чертоге, где, даря двусмысленный совет,
На пурпурную тень ложится солнца свет,
Как золото корон на пурпур багряниц.
Эмиль Верхарн

Тирания — форма правления в архаической Греции. Слово «тиран» впервые применил древнегреческий поэт Архилох, написавший стихотворение о легендарном лидийском царе Гигосе, ставшем первым в мировой истории тираном в VIII веке до новой эры.

С тех пор греки стали называть тиранами правителей, пришедших к власти путем насилия или политических интриг (как это было в случае с Гигосом). Власть же, захваченная силой и опирающаяся на личность правителя, а не на родовые традиции, стала называться тиранией. Греческие историки Аристотель и Павсаний подчеркивают незаконность тирании, стремление захватившего власть человека не к благу государства, а исключительно к личной выгоде.

Через два столетия в Аттической Греции появляются новые сильные правители, уже по традиции называемые тиранами: Периандр в Коринфе, Феаген в Мегаре, Писистрат в Афинах, Фрасибул в Милете и Гилон в Сиракузах. Это были представители так называемой раннегреческой тирании, позже, как мы узнаем, уступившей место расцвету демократии.

От демократии к тирании

В первые годы VI века до новой эры архонт Афин Солон провел реформы, приведшие к становлению основ демократической власти. Исследователи сравнивают новшества Солона с Великой Французской революцией, только проведенной «сверху». По одной из реформ земля доставалась небогатым гражданам Греции.

Естественно, реформы не понравились эвпатридам, крупным землевладельцам Аттики, и в 560 году до новой эры аристократ Писистрат с помощью партии горцев (диакриев) устроил в Греции государственный переворот и ввел тиранию. Свободолюбивые греки дважды пытались сбросить Писистрата с вершин власти и даже добивались его изгнания, и каждый раз он возвращался обратно.

Писистрат и его соратники дали рождение новому политическому термину — тирании. Тиранией называют единоличную власть, которая была установлена насильственным путем. Писистрат, привлекая к правлению Грецией своих родственников и единомышленников, в то же время выступал против сохранения родовой власти.

Однако в годы тирании Писистрата было сделано немало хорошего: велось строительство храмов и водопроводов, гаваней и дорог. Ветераны войн впервые в мировой истории получили помощь от государства, мелким и средним крестьянам активно раздавались земли. На налоги, взимаемые с крестьян, было сформировано наемное войско.

В результате тирании в Аттике была ослаблена родовая знать, которая и поднялась на восстание против Писистрата. Демос (народ), недовольный увеличением количества налогов, не поддерживал ни тирана, ни аристократию.

Гармодий, Аристогитон и Алкмеониды

Один из самых знатных родов Алкмеониды возглавил движение против тирании, которую после смерти Писистрата представляли два его сына Гиппий и Гипарх. Однажды на празднике Панафиней Гиппарх прилюдно оскорбил двух молодых афинян — Гармодия и Аристогитона. Юноши из аристократических родов образовали группу заговорщиков и организовали покушение на тиранов.

В результате Гиппий был убит, а Гипарх отделался легким ранением. Гармодий и Аристогитон были схвачены и казнены. Гиппий, напуганный заговором, приговорил к смерти немало окружавших его аристократов, а их имущество забрал себе. Афины стали местом для разгула наемников, многие представители старинной афинской аристократии вынуждены были бежать в отдаленные уголки страны.

Попирающий святой для греков закон поступок Гармодия и Аристогитона можно назвать первым случаем террора, убийства представителя власти в результате вооруженного заговора. Два афинянина вошли в историю Греции под именем тираноубийц. Их потомки получили освобождение от уплаты налогов, лучшие поэты Аттики слагали стихи о героях.

Через несколько лет представитель рода Алкмеонидов Клисфен сумел окончательно свергнуть Писистратидов и установить демократию в Афинах. Все граждане получили равные права, а главным органом государственной власти отныне являлось Народное собрание. Правда, во главе демократического правления встал единоличный правитель уже из рядов новой аристократии.

Скульптурные традиции борцов с тиранией

Это сегодня мы рассматриваем Гармодия и Аристогитона как террористов, а в античное время молодые люди быстро стали героями. В годы правления Клисфена, в 510 году до новой эры, на афинском Акрополе была выставлена отлитая из бронзы парная статуя двух афинян, выполненная известным скульптором Антенором. Уникальность статуи в том, что это была одна из первых работ, выполненных не на мифологический, а на исторический сюжет.

На пьедестале памятника благодарные греки выгравировали популярную в Элладе надгробную надпись — эпитафию, в данном случае стихи поэта Симонида Креосского:

«День, в который Гиппарх убит был Аристогитоном и Гармодием, был наполненным светом днем».

Согласно легенде, статуя так понравилась царю Ксерксу, что персы в период Греко-персидских войн вывезли ее на родину. В 478 году до новой эры греки собрали деньги и попросили скульпторов и литейщиков Несиота и Крития сделать копию статуи, так как Антенора уже не было в живых. Новая работа в раннеклассическом стиле отличалась строгостью линий, серьезностью лиц, гармоничностью расположения двух фигур относительно друг друга. Интересно, что любой зритель, рассматривая статую спереди, оказывался как бы на месте намеченной жертвы, что усиливало эмоциональное восприятие шедевра.

В эпоху Александра Македонского в Афины вернулась первая статуя работы Антенора, и во II веке до новой эры, по свидетельству историка Павсания, обе скульптуры стояли рядом на Агоре близ Панафинейского пути. Это первый в истории случай возвращения исторического памятника на родину.

К сожалению, первая скульптура была разрушена в одну из войн, а до наших дней сохранилась только не очень удачная копия работы римского зодчего, обнаруженная в XVI веке в Триволи. Хранится копия в Археологическом музее Неаполя.

Сюжет о нападении на Писистратидов часто изображался на краснолаковых и чернолощеных вазах, фигуры героев чеканились на афинских монетах. На одной амфоре сохранился фрагмент рисунка: силуэты Гармодия и Аристогитона на щите богини Афины.

Историки придают особый смысл не поступку тираноубийц, а их изображению в бронзе: две фигуры с кинжалами в руках символизируют переход из одной системы в другую — в новый политический мир.

Аналогично трактуется искусствоведами скульптура «Рабочий и колхозница» работы Веры Мухиной — новые герои нового времени.

Традиции тираноубийства и зарождение терроризма

Еще одной известной парой тираноубийц являются Брут и Кассий, жестоко расправившиеся с императором Юлием Цезарем в результате заговора. В годы Великой Французской революции и греческие, и римские террористы почитались как герои.

В XIX веке Гегель писал о том, что Гармодий и Аристогитон «заслужили вечную славу, победив тиранов и подарив своим гражданам равные права и свободы». Так убийство правителя по личным мотивам превратилось в гражданский подвиг уже не на внутригосударственном, а на мировом уровне.

Есть в истории и пример борьбы с тираном более мирный, чем все остальные. Для знакомства с ним необходимо вернуться в Древнюю Грецию и мысленно представить себя при дворе тирана Дионисия. Однажды тиран решил начать сочинять стихи. Все, кому он показывал свои «шедевры», льстиво восхваляли его произведения, и только талантливый поэт Филоксен прямо сказал Дионисию об ужасном стиле стихов. Тиран рассердился, отправил Филоксена в каменоломни, воскликнув при этом: «Пусть лучше поработает руками, чем языком!». Филоксен один из немногих, кто пусть и на духовном уровне, но противостоял тирану.

Тирания и террор

В V веке до новой эры, в эпоху классической Греции, слово «тиран» получает другое значение — это уже не сильный полновластный правитель, много делающий для своей страны, а жестокий самовластец. Новая форма тирании привела к свержению демократических городов-полисов, а представители власти были окружены ненавистью народа.

В период Нового и Новейшего времени против тирании поднимались революционные массы:

— против власти Георга III в Европе и Северной Америке (результат — образование США и начало Наполеоновских войн);

— против династии Бурбонов и ее яркого представителя Людовика XVI во Франции (результат — падение монархии и провозглашение Первой Французской республики);

— против династии Романовых в России (результат — падение монархии и установление социалистического строя).

Лучшей опорой для власти тиранов всегда было послушание народа. На смелость в общении с тиранами способны немногие. Достаточно вспомнить всемирно известных тиранов и ту горстку храбрецов, которые осмеливались им противостоять. Гай Юлий Цезарь и Нерон, Аттила и Чингисхан, Гитлер и Сталин, Ким Ир Сен и Саддам Хусейн — тираны, узурпировавшие власть и погубившие огромное количество людей. Подавляющее большинство этих политических лидеров пришло к власти в результате жестоких политических переворотов, приведших к сосредоточению власти в одних руках.

Во все времена были люди, решающиеся на убийство тиранов, правда, не всегда покушения заканчивались убийством или свержением. Примеры тираноубийства уже в форме террора мы знаем из отечественной истории, когда народовольцы убили сначала губернатора Петербурга, а затем царя Александра III. Вторая волна терроров в России — это убийства трех министров руками эсеров в начале XX столетия. Жертвой террора стал и министр финансов Петр Аркадьевич Столыпин, непонятно по каким причинам записанный в тираны.

В первые два десятилетия XX века террор был политикой левых, коммунистических, партий, а после окончания Первой мировой войны терроризм, уже не индивидуальный, а массовый, стал уделом зарождающейся фашистской партии. К чему это привело, известно всему человечеству.

Новый виток терроризма — это 1988 год, создание международного союза исламских фундаменталистов Алькаиды. В настоящее время терроризм определяется как «метод достижения цели путем применения насилия и устрашения». Направленный на захват власти, терроризм имеет глубокие корни в античности, когда появляются первые в мировой истории тираноубийцы — люди, устраняющие неугодных им правителей путем физической расправы.

Термин «тирания» переводится с греческого как «произвол» и означает жестокое правление. Слово «террор», дословно означающее «страх», выражает ненависть одних людей к другим, чаще всего по политическим, религиозным или национальным предпочтениям. В настоящее время в мире распространен международный терроризм, и борьба с ним — задача всего прогрессивного человечества.


Источники:

  1. Аристотель. Политика V. М., 1982.
  2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб., 2007.
  3. Павсаний. Описание Эллады. Собр. Соч. М., 1984.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы