Сизиф

untitled-10

Скульптура Сизиф

Характеристики:

  • Материал: композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 68 см. ширина 68 см.

Статус: На заказ

от 150 000 ₽


Рельеф изображает Сизифа в момент уже принятого наказания от богов. Вокруг фигуры видна надпись — «Сизиф, который тащит камень, но продолжает смеяться над богами». В этом рельефе скульптор рассматривает образ Сизифа как человека, который, даже будучи обреченным на вечные муки, не сломлен внутри. Можно пофантазировать и представить, что если бы Сизиф мог заказать скульптуру со своим изображением, то, наверное, он захотел бы увидеть свой образ именно таким. Через прочтение автором фигуры Сизифа в современной скульптуре мы видим не сломленного человека, обреченного на вечную бессмысленную тяжелейшую работу, а личность, которая наполнена своим внутренним миром и, вместо страдания и отчаяния, день за днем совершенствует и обогащает свой внутренний мир работой над собой и развитием себя.


«Видел еще я Сизифа,

изнуренного страшною казнью;

тяжкий камень толкал он обеими руками".

Гомер. «Одиссея»


«Какая-то это была сизифова работа

— только придумаешь, что сказать,

опять надо молчать, придумывать"

Л.Н.Толстой. «Крейцерова соната»


Что мы знаем о мифологическом Сизифе? Только то, что этот герой по велению богов вынужден постоянно толкать в гору камень. Кем же был Сизиф, и за что его наказали боги?


В греческих мифах Сизиф является сыном царя Эола и царицы Энареты, дети которых стали легендарными основателями многих городов на Балканском полуострове. Женой Сизифа стала дочь Атланта плеяда Меропа, родившая супругу 4 детей. Олимпийские боги по-разному относились к герою: Зевс ненавидел Сизифа за коварство, а Афина уважала за необычайный для смертного ум.


Мифы изображают Сизифа хитрым и коварным, умным и смелым, предприимчивым и, в то же время, конфликтным человеком, вступающим в споры с богами. Образ Сизифа отражает представление греков о жителях области, называемой Арголида, расположенной близ Коринфского перешейка.


Согласно мифам, Сизиф являлся основателем популярных в древней Греции Истмийских игр, посвященных богу моря Посейдону. Правитель Коринфа основал Игры в память трагически погибшего племянника Меликерта. В Истмийские игры входили конные, поэтические, атлетические и музыкальные состязания.

Основатель Коринфа

Согласно греческой истории, Коринф ранее назывался Эфирой и был основан сыном Эола Сизифом. Первое название города происходит от имени дочери Океана Эфиры, второе — от имени Коринфа, сына бога Гелиоса. Расположенная на перешейке между двух заливов Эгейского моря, Эфира являлась предметом спора между Посейдоном и Гелиосом — каждый из богов претендовал на владение землями в окрестностях города.

После долгого спора Посейдон стал владеть морскими водами, а Гелиос — сушей.


Сизиф взял на себя управление Эфирой и быстро превратил ее в неприступную крепость. В городе ощущалась нехватка пресной воды, но Сизиф решил эту проблему, заключив хитроумную сделку с самим Зевсом, пригрозив верховному олимпийскому богу выдать информацию о его делах речному бога Асопу, у которого Зевс похитил одну из дочерей.


Эфира быстро богатела, и по всей Греции ходили легенды о сокровищах Сизифа. Жители Эфиры, а затем и Коринфа традиционно считались хитрыми и удачливыми купцами, опытными мореплавателями.

Месть Зевса

Не простил Зевс коварного смертного и отправил к нему Таната, бога смерти, чтобы он забрал Сизифа в Аид. Сизиф сумел обмануть того, с кем до него никто не осмеливался спорить, и сделал Таната своим пленником. Нарушился весь порядок жизни на Земле! Смерть больше не приходила к людям, а, значит, прекратились и жертвоприношения богам Аида, подземного царства.


Зевс отправил к Сизифу бога войны Ареса, освободившего Таната из плена и вернувшего порядок на Землю. Танат, уходя от Сизифа, похитил его душу и спрятал в царстве теней. Кто бы ни пришел в отчаяние после таких событий? Кто угодно, но только не Сизиф! Герой снова нашел прекрасный выход из ситуации: он приказал своей супруге Меропе не организовывать погребение его тела и не приносить ритуальных жертв.


Аид и Персефона, главные божества подземного царства, не дождались положенных даров и отпустили душу Сизифа на свободу после того, как он пообещал, вернувшись к жизни, принести им жертвы и возвратиться назад в царство теней. Клятвы своей Сизиф, конечно же, не сдержал, за что и поплатился.


Олимпийские боги, возмущенные наглостью Сизифа, снова отправили к нему Таната, на этот раз сумевшего завладеть душой правителя Эфиры навсегда. В поземном царстве теней Сизиф несет тяжелую кару за свое коварство и соперничество с богами Олимпа: он должен вкатывать огромный камень на высоченную гору. Как только изможденный герой доходит до вершины, камень вновь и вновь возвращается к подножию горы.

Потомки Сизифа

У Сизифа и Меропы родилось четверо сыновей: Главк, Орнитион, Ферсандр и Альм. Самым известным был герой Главк, который стал править Коринфом после смерти отца, но вскоре был разорван собственными конями. Мифы повествуют о сыне Главка Беллерофонте (Гиппоное), предпринявшим попытку на легендарном Пегасе взлететь на Олимп и низверженным с него взбешенным Зевсом.


Один из мифов повествует о битве красивого и смелого Беллерофонта с Химерой, другой — о победах над амазонками. Его супруга, дочь царя Иобата, подарила Беллерофонту трех сыновей и прекрасную дочь, но великий греческий герой умер в долине Алейона в молодом возрасте, потеряв веру в богов и посчитав свою жизненную миссию выполненной.

Греческие трагедии о Сизифе

Мифы о Сизифе использовали в своих произведениях древнегреческие и римские авторы:

— Софокл — пьеса «Сисиф»;

— Еврипид — трагедия «Сисиф»;

— Эсхил — драмы «Истмийские состязания» и «Сизиф-беглец»;

— Критий — пьеса «Сисиф»;

— Гомер — «Одиссея» и «Илиада»;

— Овидий «Героиды».


Большинство текстов древнегреческих авторов не сохранилось, и миф о Сизифе сегодня рассказывается так, как он изложен Гомером и Овидием.

Сизиф в искусстве

В изобразительном искусстве часто встречается сюжет: Сизиф толкает в гору неподъемный камень. Самое раннее изображение на эту тему обнаружено в храме Геры на Самосе — V-ым веком нашей эры датированы чернофигурные амфоры с сюжетами о Сизифе. В те же времена Сизифа изобразил древнегреческий художник Полигнот — в Дельфах мастер создал на камне образ мифологического героя с помощью восковых красок.


Позднее Сизифов труд увековечили на своих полотнах Джорджоне («Сизиф») и Тициан («Наказание Сизифа»). Кисти неизвестного скульптора принадлежит работа «Сизифов труд», датированная 1534 годом. В XIX веке образ Сизифа использовал для одной из своих картин немецкий живописец Франц фон Штук.


В большинстве произведений Сизиф выступает не как несчастный мученик, занимающийся бесцельным трудом, но как человек, осознавший свою личность и посмевший состязаться с богами.


Источники:

  1. Гомер. Илиада. М., 1981.
  2. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  3. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М. Просвещение, 1955.
  4. Мифология. Ч.1. Саратов, СГУ, 1995.
  5. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., Просвещение, 1992.
  6. Словарь всемирной мифологии. Н. Новгород, 1997.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора