Рельеф изображает Сизифа в момент уже принятого наказания от богов. Вокруг фигуры видна надпись — «Сизиф, который тащит камень, но продолжает смеяться над богами». В этом рельефе скульптор рассматривает образ Сизифа как человека, который, даже будучи обреченным на вечные муки, не сломлен внутри. Можно пофантазировать и представить, что если бы Сизиф мог заказать скульптуру со своим изображением, то, наверное, он захотел бы увидеть свой образ именно таким. Через прочтение автором фигуры Сизифа в современной скульптуре мы видим не сломленного человека, обреченного на вечную бессмысленную тяжелейшую работу, а личность, которая наполнена своим внутренним миром и, вместо страдания и отчаяния, день за днем совершенствует и обогащает свой внутренний мир работой над собой и развитием себя.
«Видел еще я Сизифа,
изнуренного страшною казнью;
тяжкий камень толкал он обеими руками».
Гомер. «Одиссея»
"Какая-то это была сизифова работа
— только придумаешь, что сказать,
опять надо молчать, придумывать"
Л.Н.Толстой. «Крейцерова соната»
Что мы знаем о мифологическом Сизифе? Только то, что этот герой по велению богов вынужден постоянно толкать в гору камень. Кем же был Сизиф, и за что его наказали боги?
В греческих мифах Сизиф является сыном царя Эола и царицы Энареты, дети которых стали легендарными основателями многих городов на Балканском полуострове. Женой Сизифа стала дочь Атланта плеяда Меропа, родившая супругу 4 детей. Олимпийские боги по-разному относились к герою: Зевс ненавидел Сизифа за коварство, а Афина уважала за необычайный для смертного ум.
Мифы изображают Сизифа хитрым и коварным, умным и смелым, предприимчивым и, в то же время, конфликтным человеком, вступающим в споры с богами. Образ Сизифа отражает представление греков о жителях области, называемой Арголида, расположенной близ Коринфского перешейка.
Согласно мифам, Сизиф являлся основателем популярных в древней Греции Истмийских игр, посвященных богу моря Посейдону. Правитель Коринфа основал Игры в память трагически погибшего племянника Меликерта. В Истмийские игры входили конные, поэтические, атлетические и музыкальные состязания.
Согласно греческой истории, Коринф ранее назывался Эфирой и был основан сыном Эола Сизифом. Первое название города происходит от имени дочери Океана Эфиры, второе — от имени Коринфа, сына бога Гелиоса. Расположенная на перешейке между двух заливов Эгейского моря, Эфира являлась предметом спора между Посейдоном и Гелиосом — каждый из богов претендовал на владение землями в окрестностях города.
После долгого спора Посейдон стал владеть морскими водами, а Гелиос — сушей.
Сизиф взял на себя управление Эфирой и быстро превратил ее в неприступную крепость. В городе ощущалась нехватка пресной воды, но Сизиф решил эту проблему, заключив хитроумную сделку с самим Зевсом, пригрозив верховному олимпийскому богу выдать информацию о его делах речному бога Асопу, у которого Зевс похитил одну из дочерей.
Эфира быстро богатела, и по всей Греции ходили легенды о сокровищах Сизифа. Жители Эфиры, а затем и Коринфа традиционно считались хитрыми и удачливыми купцами, опытными мореплавателями.
Не простил Зевс коварного смертного и отправил к нему Таната, бога смерти, чтобы он забрал Сизифа в Аид. Сизиф сумел обмануть того, с кем до него никто не осмеливался спорить, и сделал Таната своим пленником. Нарушился весь порядок жизни на Земле! Смерть больше не приходила к людям, а, значит, прекратились и жертвоприношения богам Аида, подземного царства.
Зевс отправил к Сизифу бога войны Ареса, освободившего Таната из плена и вернувшего порядок на Землю. Танат, уходя от Сизифа, похитил его душу и спрятал в царстве теней. Кто бы ни пришел в отчаяние после таких событий? Кто угодно, но только не Сизиф! Герой снова нашел прекрасный выход из ситуации: он приказал своей супруге Меропе не организовывать погребение его тела и не приносить ритуальных жертв.
Аид и Персефона, главные божества подземного царства, не дождались положенных даров и отпустили душу Сизифа на свободу после того, как он пообещал, вернувшись к жизни, принести им жертвы и возвратиться назад в царство теней. Клятвы своей Сизиф, конечно же, не сдержал, за что и поплатился.
Олимпийские боги, возмущенные наглостью Сизифа, снова отправили к нему Таната, на этот раз сумевшего завладеть душой правителя Эфиры навсегда. В поземном царстве теней Сизиф несет тяжелую кару за свое коварство и соперничество с богами Олимпа: он должен вкатывать огромный камень на высоченную гору. Как только изможденный герой доходит до вершины, камень вновь и вновь возвращается к подножию горы.
У Сизифа и Меропы родилось четверо сыновей: Главк, Орнитион, Ферсандр и Альм. Самым известным был герой Главк, который стал править Коринфом после смерти отца, но вскоре был разорван собственными конями. Мифы повествуют о сыне Главка Беллерофонте (Гиппоное), предпринявшим попытку на легендарном Пегасе взлететь на Олимп и низверженным с него взбешенным Зевсом.
Один из мифов повествует о битве красивого и смелого Беллерофонта с Химерой, другой — о победах над амазонками. Его супруга, дочь царя Иобата, подарила Беллерофонту трех сыновей и прекрасную дочь, но великий греческий герой умер в долине Алейона в молодом возрасте, потеряв веру в богов и посчитав свою жизненную миссию выполненной.
Мифы о Сизифе использовали в своих произведениях древнегреческие и римские авторы:
— Софокл — пьеса «Сисиф»;
— Еврипид — трагедия «Сисиф»;
— Эсхил — драмы «Истмийские состязания» и «Сизиф-беглец»;
— Критий — пьеса «Сисиф»;
— Гомер — «Одиссея» и «Илиада»;
— Овидий «Героиды».
Большинство текстов древнегреческих авторов не сохранилось, и миф о Сизифе сегодня рассказывается так, как он изложен Гомером и Овидием.
В изобразительном искусстве часто встречается сюжет: Сизиф толкает в гору неподъемный камень. Самое раннее изображение на эту тему обнаружено в храме Геры на Самосе — V-ым веком нашей эры датированы чернофигурные амфоры с сюжетами о Сизифе. В те же времена Сизифа изобразил древнегреческий художник Полигнот — в Дельфах мастер создал на камне образ мифологического героя с помощью восковых красок.
Позднее Сизифов труд увековечили на своих полотнах Джорджоне («Сизиф») и Тициан («Наказание Сизифа»). Кисти неизвестного скульптора принадлежит работа «Сизифов труд», датированная 1534 годом. В XIX веке образ Сизифа использовал для одной из своих картин немецкий живописец Франц фон Штук.
В большинстве произведений Сизиф выступает не как несчастный мученик, занимающийся бесцельным трудом, но как человек, осознавший свою личность и посмевший состязаться с богами.