Скульптура Древний лик

Древний лик, вид 3/4 слеваДревний лик, вид 3/4 слева сзадиДревний лик, вид 3/4 справаДревний лик, вид 3/4 справа сзадиДревний лик, вид слеваДревний лик, вид спередиДревний лик, вид справаДревний лик, вид сзади

Древний лик

Гордый орел и смотрящий с угрозой огромный медведь, грациозный лебедь и силуэт фантастического существа с головой собаки и туловищем человека, могучий ящер и гибкая пантера, — работы древних мастеров были наполнены глубоким смыслом, понятным и близким современникам.

Ритуальные предметы и украшения, декорированные антропоморфными и зооморфными рисунками, вырезались из камня, отливались из бронзы и железа, вытачивались из камня и кости и передавались из поколения в поколение. В наши дни каменные стелы и другие произведения искусства, выполненные тысячи лет назад талантливыми художниками, занимают почетное место в мировой сокровищнице искусства.

Сюжеты и образы для древних рисунков подсказывал окружающий мир, населяющие его звери, рыбы и птицы, цветы с узорчатыми листьями, налитые тяжестью колосья. В каждый узор художник вкладывал тайный смысл, создавал символические композиции. Примером сложных мотивов являются сакральные изображения на каменных стелах, известных во всем мире.

Первобытный человек ставил мастерски вырезанных и украшенных рисунками идолов на священных для него местах: капищах, курганах, ритуальных холмах. Часто с богато расписанных каменных стел взирал на людей загадочный Древний Лик.

Древнее монументальное искусство

Каменные стелы и идолы относятся к первобытному монументальному искусству, как и выложенные из камней святилища и могильные плиты. Как правило, крупные скульптуры древности сочетались с ритуальными росписями: изображениями людей, животных, растений и фантастических существ. Рисунки наносились известными уже тогда природными красками или гравировались.

К традиционным образам росписи по монументальным скульптурам относится и изображение личины. Каждый народ по-своему трактовал человеческое лицо, подчеркивая те черты, которые были присущи именно данному племени, например, высокие скулы или большие круглые глаза, тонкий нос или выступающий вперед подбородок.

Зарождение и развитие монументального искусства относится к периоду появления у древних народов культа предка, а не просто тотема, как это было ранее, в эпоху каменного века. Культ предков тесно связан с обрядами плодородия, что, вероятно, и объясняет фаллическую форму многих каменных стел.

Известны плоские и округлые каменные скульптуры с рисунками оружия на Средней Волге, с изображением человека на Кавказе и в Сибири, в Западной Европе и в Южной Америке. Интересны каменные идолы с широкой лицевой частью, вырезанные из песчаника скифскими мастерами, и уж совсем оригинально смотрятся гигантские истуканы с острова Пасхи.

Оленные камни

Древние каменные памятники с рисунками ученые называют оленными камнями. Название уникальным произведениям искусства дали массовые изображения выгравированных и подчеркнутых охрой оленей. Оленные камни встречаются в Монголии и на Алтае, в Бурятии и в Китае.

Обточенные и иногда еще отполированные стелы устанавливались в качестве оградок могил, вокруг крупных каменных ритуальных плит. Оленные камни могли быть округлыми, плоскими и со скошенным верхом, но всегда с нанесенными рисунками. Художники, работавшие три-пять тысяч лет назад, мастерски выполняли как реалистичные, так и схематические орнаменты.

Сюжетами для рисунков становились бегущие, как бы летящие, олени, а также лошади, кабаны, собаки, пантеры и хищные птицы. Часть оленных камней расписывалась изображениями воинов с прорисовкой головного убора, вооружения и украшений. Заштрихованный многоугольник на обратной стороне стелы изображал щит.

Сам лик, т. е. лицо воина редко давалось реалистично, чаще просто вырезались три косые линии. Археологи относят оленные камни с личинами к культам вождей и предков. Устанавливались каменные стелы в местах захоронений воинов или священных жертвенников. И сегодня в отдаленных киргизских или монгольских степях можно встретить живописные группы древнейших предметов искусства — оленных камней с личинами и рисунками животных.

В конце XX века в монгольском урочище Ушкийн-Увер был найден оленный камень с четкой рельефной прорисовкой мужского лица в верхней части и символических орнаментов — в средней и нижней. Подобные находки являются вкладом в коллекцию древних произведений искусства степняков, как и найденные на Алтае каменные идолы в форме стилизованных мужских фигур.

Чемурчекские идолы

В конце XX столетия при очередных археологических изысканиях на Алтае были обнаружены мегалитические памятники, относящиеся к неизвестной ранее культуре племен, названных Чемурчекскими. Обнаружение каменных статуй с вырезанными человеческими лицами стало научной сенсацией. Археологи провели аналогии с уже давно известными подобными стелами в южной Франции и вынуждены были признать потрясающее сходство.

В печати вышли статьи под интригующим заголовком: «Древние европейцы в сердце Азии». В III тысячелетии до новой эры на территории Алтая проживали племена, оставившие после себя курганные насыпи, каменные стелы и множество загадок, решением которых сегодня увлечены многие специалисты.

Массивные каменные статуи с мужскими лицами, по мнению одних историков, были посвящены божествам, по мнению других — изображали воинов. Вырезанные на камне лики отличаются треугольниками на щеках, которые исследователи трактуют как особые знаки воинского мужества.

На некоторых статуях присутствует изображение символа власти: жезла, скипетра или посоха. На других изваяниях наличествует рисунок быка, привязанного к руке героя. На третьих на том месте, где вырезаны быки, прорисованы небольшие фигурки людей, по предположению историков, дети того, кому посвящена статуя.

Минусинские стелы

Минусинская котловина на территории Хакасии необычайно богата на археологические редкости. Пожалуй, самые известные из них — каменные стелы с антропоморфными изображениями. Исследователи отмечают не только сложность композиций, но и загадочностью созданных древними художниками образов.

На скульптурах в форме столба или огромной сабли мастер высекал личину в сопровождении дополнительных орнаментов. На стелах также изображались животные, как реальные (быки, олени, птицы), так и фантастические, что свойственно звериному стилю эпохи ранней бронзы.

Несколько каменных статуй из Минусинской котловины получили свои имена. Например, «Хыс-Кезе», что значит «Девушка-Менгир», «Кеме-Тас» — «Камень-лодка». Более всего известна так называемая «Ширинская баба» с многосоставным рисунком. У человеческого лика явно видны черты животного — рога и уши, а между глаз изображен солярный знак. Давно замечено, что если рассматривать идола спереди, то в первую очередь бросается в глаза выпуклость живота и объемная грудь. При взгляде в профиль прекрасно виден звериный оскал хищного зверя.

Самый распространенный рисунок, сопровождающий минусинские личины, —

сочетание лучей, извивающихся змей и кружков. Причем такие композиции часто сопровождают изображения страшных фантастических животных.

Древние хакасские стелы до сих пор встречаются на степных просторах, украшенные более поздними руническими надписями, еще ждущими своей расшифровки. Совсем рядом, в степях Поволжья и юга России, известны другие каменные изваяния, получившие название «каменные бабы».

Половецкие каменные бабы

По огромным степным территориям, от Восточной Европы до северо-восточной Азии, в XI-XIII веках кочевали самобытные тюркские племена. Частью искусства степняков были колоритные каменные статуи, сначала — просто вырезанные из песчаника стелы, затем — антропоморфные скульптуры с ликами, оружием и фрагментами одежды. Более двух тысяч отполированных каменных изваяний с вырезанными человеческими лицами сохранились до нашего времени, а сколько их было на самом деле — теперь уже не узнаешь.

Как и обработанные мегалиты других народов, каменные статуи половцев занимали свое законное место на святилищах и вершинах курганов. Русские, не раз видевшие ритуальные скульптуры в степях, прозвали их «каменными бабами» по тюркскому слову «бабай» в значении «предок». Песчаниковые скульптуры изображали женщин как символ продолжения жизни и мужчин как непобедимых воинов. В мире несколько парков каменных баб, есть богатые коллекции в музеях, одна из которых представлена в городе Азове, другая — на территории Крыма, в Алупке.

В 2017 году при раскопках в Крыму на месте античного Херсонеса археологи обнаружили несколько мастерски выполненных половецких каменных статуй. Видимо, в XII веке степные кочевники устроили свое святилище на развалинах греческой колонии. Каменные бабы также популярны среди любителей истории, как и идолы с острова Пасхи.

Идолы острова Пасхи

На расположенном далеко в океане и сегодня принадлежащем Чили острове Пасхи европейские путешественники в начале XVIII века с изумлением обнаружили огромные каменные статуи. Всего скульптур 887, большая часть из них сегодня охраняется государством и находится в Национальном парке Рапа-Нуи. Местное население называет статуи «моаи», что означает «истуканы».

Точно известно, что суровые лики огромных голов были вырезаны местными умельцами-камнерезами задолго до появления на острове европейцев, по некоторым данным, в V столетии новой эры. Племя камнерезов оставило после себя не только потрясающие размерами готовые скульптуры без ног, но с обязательным головным убором, но и незавершенные работы вместе с инструментами. Мастер, создавая очередной лик из вулканической породы, придавал ему индивидуальные черты лица.

Считалось, что чем мощнее истукан, тем больше охранной силы он в себе таит. При исторических исследованиях статуй обнаружилось, что на каждой из них на задней стороне стоит подпись камнереза, сделанная охрой. Все каменные идолы повернуты лицами вглубь острова, и традиционно считается, что так они ставились для защиты местного населения от всевозможных бед и неприятностей.

Куда ушло племя, умеющее виртуозно обращаться с камнем, и почему оно покинуло остров, — до сих пор неизвестно. Одна из версий — люди уничтожили все деревья, что изменило климат и почвы. Из процветающего и богатого остров превратился в клочок голодной земли посреди Тихого океана. Племена переселились на другие острова или каким-то образом добрались до южноамериканского материка.

Загадка и разгадка личин

Прорисовка личины на каменной стеле — довольно частое явление для периода эпохи бронзы и раннего железного века. Примерно 5 тысяч лет назад европейские племена освоили железо, и одновременно усилился культ человека как покорителя природы. Художники по-разному рисовали личины: иногда реалистично, но чаще всего схематично. Археологи считают, что изображения сакральных личин могут являться хорошими и надежными историческими источниками при изучении внешности живших тысячи лет назад людей, а также особенностей и форм головных уборов.

Сибирские и южноамериканские племена вырезали на камне личины шаманов с высокими шапками, украшенными перьями. Рядом наносились изображения Солнца, Земли, Луны. На стелах из Восточной Европы мы видим личины в головных уборах-колпаках, распространенных те далекие времена и подтвержденных археологическим находками. Восточные пруссы в эпоху Средневековья прорисовывали на парных каменных статуях черты реальных воинов: густую бороду или пышные усы, длинные традиционные косы или другие особенности прически.

Каменные статуи на картинах

Творческие люди не могли пройти мимо такого уникального свидетеля древности как каменные изваяния.

На гравюре 1860 года «Жители острова Пасхи» изображена семейная пара аборигенов на фоне каменных идолов. В руках мужчина и женщина держат огромную раковину — символ острова. На другой гравюре английского художника, датированной 1873 годом, представлен момент ритуального танца девушек-аборигенок вокруг статуй. В таком экзотическом виде представляли европейцы жизнь на загадочном острове Пасхи.

Среди многочисленных широко известных работ Василия Сурикова есть одна скромная картина под названием «Минусинская котловина». Изображенный на полотне пейзаж довольно печален. На переднем плане изображена тянущая повозку лошадь, на заднем плане возвышаются горы Хакассии с четко прорисованными мегалитами на одной из вершин.

Удивительно чистые и яркие краски использовал работающий в стиле темперы Николай Рерих в серии картин «Гималаи». На полотнах «Меч Гэсера» и «Великий дух Гималаев» среди вершин древних гор притаились вырезанные на камне лики, спокойно взирающие на окружающие пейзажи.

Современный российский художник Александр Чепель обратился к теме средневековых каменных статуй, изобразив их на картине «Каменные бабы в Приазовье». Темные краски передают тревожное настроение ночной степи, в которой возвышаются как вечные стражи каменные стелы с загадочными ликами.

Присутствует каменная баба и на картине другого художника XXI века Юрия Падалки «Степной кочевник». Автор, изобразив конного степняка со всем его вооружением, постарался перенести зрителя на семьсот лет назад, в эпоху Средневековья.

Взгляд человека всегда будет возвращаться в прошлое, в далекие времена, от которых дошли до нас сказочно красивые произведения искусства. И, погружаясь в века, современный человек непременно встретит загадочный взгляд каменного лика, созданного древним мастером. Так состоится немой диалог двух культур, полный тайн и будущих открытий.


Источники:

  1. Древнее искусство народов Прикамья. Пермь, 1976.
  2. Клейн Л.С. Время кентавров: Степная прародина греков и ариев. СПб., 2010.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора